г. Казань |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А12-33051/2020 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
судьи Махмутовой Г.Н.,
рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Цимлянский промысел"
на принятые в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.03.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021
по делу N А12-33051/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград", р.п. Светлый Яр Светлоярского района Волгоградской области (ОГРН 1103458000337, ИНН 3426013572) к обществу с ограниченной ответственностью "Цимлянский промысел", г. Котельниково Котельниковского района Волгоградской области (ОГРН 1173443025832, ИНН 3455053516) о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (далее - ООО "Управление отходами - Волгоград", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Цимлянский промысел" (далее - ООО "Цимлянский промысел", ответчик) о взыскании 67 043 руб. 84 коп. задолженности по оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с января по август 2020 года, а также 2682 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Цимлянский промысел" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что является арендатором обслуживаемого истцом объекта недвижимости, а не собственником, истец и ответчик не заключали договор на оказание услуг по обращению с ТКО, поэтому у ответчика не возникло обязательство по оплате данных услуг, факт оказания истцом услуг по обращению с ТКО не доказан.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами, ООО "Управление отходами - Волгоград" наделено статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2019 N 811 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
ООО "Управление отходами - Волгоград" начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области до 31.12.2028.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены положениями Закона N 89-ФЗ, Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
Согласно частям 1, 2, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Положения закона N 89-ФЗ предусматривает, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований вышеназванного Федерального закона, Правилами N 1156 утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Помимо регионального оператора и его операторов никто не вправе оказывать услуги по обращению с ТКО на определенной ему территории, указанной в соответствующей лицензии.
В соответствии с положениями Закона N 89-ФЗ, Правил N 1156 заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным, и собственник ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором.
Согласно доводам ответчика он является арендатором, а не собственником объекта недвижимости (продовольственного магазина), расположенного по адресу: 404375, станица Нагавская Котельниковского района Волгоградской области, ул. Степная, д. 9, не заключал с истцом договор на оказание услуг по обращению с ТКО, поэтому у него не возникло обязательство по оплате данных услуг.
Данные доводы обоснованно отклонены судами.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным для собственника ТКО, каковым является арендатор нежилого помещения.
Из положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, а также Правил N 1156 следует, что правоотношении между региональным оператором и потребителем (отходообразователем) могут возникать в силу подписания соответствующего договора в письменной форме, а также в силу закона.
В данном случае Правила N 1156 разъясняют, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашения и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период, исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8.18 Правил N 1156).
Согласно пункту 8(15) Правил N 1156 в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Пункт 8(17) Правил N 1156 предусматривает, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148(11) Правил N 1156 и критериев для расчета нормативов накопления ТКО. Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
Как установлено судами, истец на официальном сайте регионального оператора разместил в свободном доступе форму договора-оферты на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Ответчик мог ознакомиться с проектом договора (офертой истца), представить свои возражения и предложения, составить протокол разногласий к договору.
Региональный оператор за период с января по август 2020 года оказал ответчику услуги по вывозу ТКО на сумму 67 043 руб. 84 коп.
Арбитражный суд первой инстанции, учитывая, что ответчик не опроверг факт оказания услуг с января по август 2020 года (ТКО вывозились с места накопления), обоснованно посчитал договор заключенным с января 2020 года на условиях типового договора по регулируемой цене, поэтому у ответчика возникла обязанность оплачивать услуги регионального оператора.
Расчет платы за вывоз ТКО произведен истцом, исходя из норматива накопления, установленного в законодательном порядке, по объекту "продовольственный магазин" (ул. Степная, 9, станица Нагавская, Котельниковский район Волгоградской области), а именно с применением тарифа, установленного приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2019 N 44/1 "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Управление отходами - Волгоград" и норматива накопления, установленного приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30.06.2017 N 21 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области" (с учетом изменений, внесенных приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 17.06.2020 N 18/1).
Ответчик не опроверг факт оказания и стоимость услуг надлежащими доказательствами.
Непредставление истцом платежных документов (счетов на оплату оказанных по договорам услуг) не является основанием для освобождения ответчика от их оплаты.
Факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО за вышеуказанный период и факт наличия у ответчика задолженности по их оплате подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком не опровергнут.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск в полном объеме, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, не усмотрел существенных нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов по основаниям, предусмотренным положениями части 3 статьи 288.2 АПК РФ.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.03.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А12-33051/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованию не подлежит.
Судья |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены положениями Закона N 89-ФЗ, Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
Согласно частям 1, 2, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
...
Положения закона N 89-ФЗ предусматривает, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
...
Из положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, а также Правил N 1156 следует, что правоотношении между региональным оператором и потребителем (отходообразователем) могут возникать в силу подписания соответствующего договора в письменной форме, а также в силу закона."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 июля 2021 г. N Ф06-6676/21 по делу N А12-33051/2020