г. Казань |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А55-15710/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Хакимова И.А., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
ответчика - Мегрелишвили Т.Р. (доверенность от 31.05.2021 N 06-24/00028),
третьего лица - Мегрелишвили Т.Р. (доверенность от 13.01.2021 N 12-09/007@),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Рулевой Оксаны Борисовны
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.12.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021 по настоящему делу
по заявлению индивидуального предпринимателя Рулевой Оксаны Борисовны (г. Самара) о признании недействительным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Самары (г. Самара), с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (г. Самара).
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Рулева Оксана Борисовна (далее - ИП Рулева О.Б., заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Самары (далее - ИФНС России по Кировскому району города Самары, инспекция, налоговый орган), с привлечением третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление), о признании незаконными действий инспекции, выразившиеся в проведении камеральной налоговой проверки представленной предпринимателем уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4-й квартал 2018 года за пределами 2-х месячного срока, установленного абзацем 4 пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и признании незаконным бездействие инспекции, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о возмещении предпринимателю НДС за 4-й квартал 2018 года в сумме 594 000 руб., и обязании инспекции совершить действия, направленные на выплату предпринимателю процентов, предусмотренных пунктом 10 статьи 176 НК РФ в сумме 17 593 руб. 83 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.12.2020 по делу N А55-15710/2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021, в удовлетворении заявления отказано полностью.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Рулева Оксана Борисовна просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
До рассмотрения кассационной жалобы Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области заявлено ходатайство о процессуальной замене Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары на правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 20 по Самарской области.
В соответствии со статьей 48 АПК РФ суд кассационной инстанции удовлетворяет заявленное ходатайство.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (пункт 2 статьи 88 НК РФ).
Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 302-ФЗ) пункт 2 статьи 88 НК РФ дополнен следующими положениями: камеральная налоговая проверка на основе декларации по НДС, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение 2 месяцев со дня представления такой налоговой декларации (в течение 6 месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ, декларации по налогу на добавленную стоимость).
Положения пункта 2 статьи 88 НК РФ применяются в отношении камеральных налоговых проверок, проводимых на основе деклараций по НДС, представленных в налоговые органы после дня вступления в силу Федерального закона N 302-ФЗ, то есть после 03.09.2018 (пункт 4 статьи 4 Федерального закона N 302-ФЗ).
Судами установлено, что ИП Рулевой О.Б. 22.01.2019 в адрес ИФНС России по Кировскому району г. Самары представлена первичная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2018 года (рег. N 740354554) с нулевыми показателями, в последующем 26.02.2019 по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2018 года (рег. N 753772104) с суммой, заявленной к возмещению 594 000 руб.
ИФНС России по Кировскому району г. Самары проведена камеральная налоговая проверка данной налоговой декларации в период с 26.02.2019 по 27.05.2019, и решением от 03.06.2020 N 3 отказано в возмещении НДС в сумме 594 000 руб. Решением от 03.06.2020 N 92 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения заявителю также отказано в возмещении НДС в сумме 594 000 руб.
Решением Управления от 19.10.2020 N 03-15/34310@ вышеуказанные решения налогового органа отменены.
При этом, судами указано, что заявитель ранее обращался с жалобой в Управление на действия ИФНС по Кировскому району г. Самары по проведению камеральной налоговой проверки за пределами двухмесячного срока, а решением Управления от 13.05.2020 N 20-15/16440@ в удовлетворении данной жалобы было отказано.
Согласно абзацу 5 пункта 2 статьи 88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до 3 месяцев со дня представления декларации по НДС.
Форма решения о продлении срока проведения камеральной налоговой поверки утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ (приложение N 3).
ИФНС по Кировскому району г. Самары решением от 26.04.2019 N 09-05/10236 продлило срок проведения камеральной налоговой проверки до 3 месяцев, и в этот же день по ТКС данное решение отправлено в адрес налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки инспекцией 10.06.2019 в отношении ИП Рулевой О.Б. составлен акт налоговой проверки N 117 (вручен 10.06.2019) с приложением описи документов на 356-ти листах.
08.07.2019 ИП Рулевой О.Б. представлены возражения на акт от 10.06.2019 N 117, а инспекцией в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в соответствии с пунктом 6 статьи 101 НК РФ принято решение от 15.07.2019 N 09-14/17809 "О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля" в отношении ИП Рулевой О.Б.".
Инспекцией по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля составлено дополнение к акту налоговой проверки от 04.09.2019 N 09-14/22074@, которое направлено по ТКС с приложением документов на 32 листах.
Учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 09.11.2010 N 1434-О-О, суды признали, что действия инспекции по продлению срока проведения камеральной налоговой проверки предпринимателя не противоречат положениям закона, поскольку должностные лица налоговых органов вправе самостоятельно определять объем необходимых контрольных мероприятий.
При таких обстоятельствах суды признали, что продление срока проведения камеральной проверки произведено в рамках предоставленных полномочий, при наличии достаточных к тому оснований.
Также суды отметили, что ИП Рулева О.Б. не была лишена предусмотренного действующим налоговым законодательством Российской Федерации права на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе предоставления соответствующих возражений, что свидетельствует об отсутствии факта нарушения инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Неоднократный перенос рассмотрения материалов проверки связан с обеспечением налогоплательщику возможности ознакомиться со всеми материалами проверки и участвовать при их рассмотрении в налоговом органе.
При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания незаконными действий ИФНС России по Кировскому району г. Самары, выразившиеся в проведении камеральной налоговой проверки представленной ИП Рулевой О.Б. уточненной налоговой декларации по НДС за 4-й квартал 2018 года за пределами 2-месячного срока.
Рассматривая требования о признании незаконным бездействия ИФНС России по Кировскому району г. Самары, выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о возмещении ИП Рулевой О.Б. НДС за 4-й квартал 2018 года в сумме 594 000 руб., до рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, суды признали, что заявитель фактически пытается преодолеть предусмотренный законом обязательный досудебный порядок урегулирования налогового спора и фактически понуждает суд рассмотреть вопрос о возмещении спорной суммы НДС, что является недопустимым, поскольку вопрос о возмещении налога относится к исключительной компетенции налогового органа и рассматривается в порядке, установленном НК РФ.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части признании незаконным бездействия ИФНС России по Кировскому району г. Самары, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о возмещении ИП Рулевой О.Б. НДС за 4-й квартал 2018 года в сумме 594 000 руб.
Требование заявителя об обязании ИФНС России по Кировскому району г. Самары совершить действия, направленные на выплату ИП Рулевой О.Б. процентов, предусмотренных пунктом 10 статьи 176 НК РФ, оставлены без удовлетворения, поскольку носят производный характер от основных требований и не могут рассматриваться отдельно от них.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле документам и не противоречат им.
При таких обстоятельствах, судами обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к несогласию ее заявителя с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что в силу статьи 288 АПК РФ не является основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальную замену Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Самары на ее правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 20 по Самарской области.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07.12.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021 по делу N А55-15710/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"08.07.2019 ИП Рулевой О.Б. представлены возражения на акт от 10.06.2019 N 117, а инспекцией в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в соответствии с пунктом 6 статьи 101 НК РФ принято решение от 15.07.2019 N 09-14/17809 "О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля" в отношении ИП Рулевой О.Б.".
...
Учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 09.11.2010 N 1434-О-О, суды признали, что действия инспекции по продлению срока проведения камеральной налоговой проверки предпринимателя не противоречат положениям закона, поскольку должностные лица налоговых органов вправе самостоятельно определять объем необходимых контрольных мероприятий.
...
Требование заявителя об обязании ИФНС России по Кировскому району г. Самары совершить действия, направленные на выплату ИП Рулевой О.Б. процентов, предусмотренных пунктом 10 статьи 176 НК РФ, оставлены без удовлетворения, поскольку носят производный характер от основных требований и не могут рассматриваться отдельно от них."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 августа 2021 г. N Ф06-6305/21 по делу N А55-15710/2020