г. Казань |
|
10 августа 2021 г. |
Дело N А57-19459/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.
судей Кормакова Г.А., Хакимова И.А.,
при участии представителей:
Акционерного общества "Межгородтранс" - Нитовкиной И.Г., доверенность от 14.01.2021,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Князевой С.Л., доверенность от 05.07.2021,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Межгородтранс"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.03.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2021
по делу N А57-19459/2020
по заявлению акционерного общества "Межгородтранс" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 17.08.2020 N 064/04/14.32-154/2020 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; о применении примечания 1 к статье 14.32 КоАП РФ, об освобождении от административной ответственности, о прекращении производства по делу, а также о снижении штрафной санкции в связи с тяжелым финансовым положением общества,
УСТАНОВИЛ:
АО "Межгородтранс" (далее - заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФАС по Саратовской области о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 064/04/14.32-154/2020 от 17.08.2020, о прекращении производства по делу, а также о снижении штрафной санкции в связи с тяжелым финансовым положением.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2021 решение Арбитражного суда Саратовской области оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на тяжелое материальное положение, неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда изменить, снизив размер назначенного административного штрафа.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель УФАС по Саратовской области в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
АО "Автокомбинат-2", ОА "Межгородтранс", ООО "Икар-Авто", МУПП "Саратовгорэлектротранс" в спорный период на территории города Саратова осуществляли перевозки по муниципальным маршрутам
В период с 27.07.2018 и 01.08.2018 перевозчиками был увеличен размер стоимости перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам на территории города Саратова с 17 руб. до 23 руб.
По мнению комиссии УФАС по Саратовской области, увеличение стоимости проезда перевозчиками на одинаковую величину в короткий промежуток времени (с 27.07.2018 по 01.08.2018) является следствием соглашения, заключенного между перевозчиками. Предметом указанного соглашения является повышение стоимости проезда в городском пассажирском транспорте с 17 руб. до 23 руб. в период с 27.07.2018 по 01.08.2018.
Постановлением УФАС по Саратовской области АО "Межгородтранс" от 17.08.2020 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7 002 383,64 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исходя из установленных обстоятельств дела, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, суды признали перевозчиков виновными в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с приведенными в обжалуемых судебных актах выводами, исходя из следующего.
В ходе проверки УФАС по Саратовской области установлено, что решением Саратовской городской Думы от 21.04.2017 N 15-130 "Об установлении регулируемых тарифов на перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования "Город Саратов" с 01.08.2019 установлен регулируемый тариф:
- в транспортных средствах категории М2 и М3 - в размере 23 руб. за одну поездку при наличном расчете,
- в городском наземном электрическом транспорте (трамвай, троллейбус) - в размере 23 руб. за одну поездку при наличном расчете,
- во всех транспортных средствах при безналичном расчете - в размере 21 руб. за одну поездку.
УФАС по Саратовской области был сделан запрос (от 04.12.2018 исх. N 02/1- 6705) в АО "Автокомбинат-2", ОА "Межгородтранс", ООО "Икар-Авто", МУПП "Саратовгорэлектротранс" о представлении нормативно-правового и экономического обоснования повышения стоимости одной поездки по г. Саратову, а также калькуляции себестоимости одной поездки по г. Саратову с разбивкой по статьям и элементам затрат по состоянию на дату изменения цены проезда в общественном транспорте и письменных пояснениями о составе затрат по каждой позиции.
В своих пояснениях перевозчики ссылаются на рост цен, что повлияло на увеличение цены за проезд.
Из анализа рассмотренного УФАС по Саратовской области дела N 2/ов сделан вывод о том, что перевозчики не ведут схожую хозяйственную деятельность.
Между тем, указанными перевозчиками совершены одновременные, синхронные и последовательные действия по повышению цены на проезд в одно и тоже время и на одинаковую величину, то есть с 28.07.2018 по 02.08.2018 до 23 руб.
Анализируя поведение хозяйствующих субъектов-конкурентов, а именно - повышение стоимости проезда на одну и ту же величину в одно и тоже время, заявление одного из перевозчиков о нарушении указанными хозяйствующими субъектами пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, суд первой инстанции, соглашаясь с УФАС по Саратовской области, пришел к правомерному выводу, что перевозчиками совершены синхронные и последовательные действия.
Частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, либо участие нем влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех сотых до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Наличие в действиях предприятия состава вменяемого правонарушения установлено судами на основании исследования и оценки представленных материалов в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ.
Судами также принято во внимание решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.07.2020 по делу N А57-2265/2020, оставленное в силе постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020, а также постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22.01.2021, по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области к генеральному директору АО "Межгородтранс" Любарскому Михаилу Сергеевичу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, содержащее аналогичные выводы.
Проверив расчет суммы штрафа, руководствуясь положениями норм части 1 статьи 14.32, пункта 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, суды пришли к выводу о правомерности назначенной антимонопольным органом размера штрафа.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на тяжелое финансовое положение, отсутствие денежных средств для уплаты штрафа, просит снизить размер назначенного административного штрафа.
В соответствии с положениями части 2 статьи 287 АПК РФ установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно положениям части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снижение назначенного административным органом штрафа является правом, а не обязанностью суда. При этом реализация данного права не должна осуществляться при отсутствии к тому необходимых предпосылок.
Исходя из обстоятельств настоящего дела суды сделали обоснованный вывод об избрании антимонопольным органом той меры ответственности в отношении общества, которая, не утрачивая своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершенного правонарушения, степени вины нарушителя, наступившим последствиям, а также соответствует принципам юридической ответственности: законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности.
Как указали суды первой и апелляционной инстанций, в материалы дела обществом не представлено доказательств, подтверждающих его тяжелое финансовое положение, либо нахождение в стадии банкротства, а также доказательств чрезмерного ограничения имущественных прав коммерческой организации, ограничения экономической свободы, права собственности, в случае взыскания либо уплаты им добровольно штрафа.
Таким образом, довод общества о его сложном финансовом положении рассмотрен судами двух инстанций при оценке меры наказания, избранной антимонопольным органом, оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ судами не установлено.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств судом кассационной инстанции не установлено.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы получили соответствующую правовую оценку в оспариваемых судебных актах, и не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Поволжского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.03.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2021 по делу N А57-19459/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Г.А. Кормаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверив расчет суммы штрафа, руководствуясь положениями норм части 1 статьи 14.32, пункта 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, суды пришли к выводу о правомерности назначенной антимонопольным органом размера штрафа.
...
Согласно положениям части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снижение назначенного административным органом штрафа является правом, а не обязанностью суда. При этом реализация данного права не должна осуществляться при отсутствии к тому необходимых предпосылок.
...
Как указали суды первой и апелляционной инстанций, в материалы дела обществом не представлено доказательств, подтверждающих его тяжелое финансовое положение, либо нахождение в стадии банкротства, а также доказательств чрезмерного ограничения имущественных прав коммерческой организации, ограничения экономической свободы, права собственности, в случае взыскания либо уплаты им добровольно штрафа.
Таким образом, довод общества о его сложном финансовом положении рассмотрен судами двух инстанций при оценке меры наказания, избранной антимонопольным органом, оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ судами не установлено."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 августа 2021 г. N Ф06-6325/21 по делу N А57-19459/2020