г. Казань |
|
16 сентября 2021 г. |
Дело N А55-34094/2020 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе судьи Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом (без вызова сторон),
рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021
по делу N А55-34094/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТПВ РУС" (ОГРН 1077759315655) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТПВ РУС" (далее - ООО "ТПВ РУС", страхователь, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать недействительным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (далее - ГУ-УПФР в г. Сызрани) от 26.08.2020 N 077819200014455 о привлечении ООО "ТПВ РУС" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде финансовой санкции в размере 1000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021, признано недействительным решение ГУ-УПФР в г. Сызрани от 26.08.2020 N 077819200014455 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа в размере 1 000 рублей; на ГУ-УПФР в г. Сызрани возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.; с ГУ-УПФР в г. Сызрани взысканы в пользу ООО "ТПВ РУС" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
ГУ-УПФР в г. Сызрани обратилось с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты отменить.
В отзыве ООО "ТПВ РУС", полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, пунктом 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" судьей единолично без вызова сторон.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ГУ-УПФР в г. Сызрани в отношении ООО "ТПВ РУС" проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
По результатам проверки ГУ-УПФ Р в г. Сызрани вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 077819200014455 от 26.08.2020, которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1 000 руб.
Считая вышеуказанное решение незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе, по их учетным данным.
Статьей 17 закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
ООО "ТПВ РУС" представило в ГУ-УПФР в г. Сызрани сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме отчетности СЗВ-М (исходная) за март 2020 года в установленный законом срок.
Дополнительно страхователем 13.05.2020 представлена форма СЗВ-М за отчетный период март 2020 года "дополняющая", по телекоммуникационным каналам связи, что подтверждает извещение о доставке ПФР в отношении 2 застрахованных лиц, ранее не представленных в "исходной" форме СЗВ-М за март 2020 года.
Полагая, что предоставление дополнительных (корректирующих) сведений не в срок не освобождает страхователя от ответственности, ГУ-УПФР в г. Сызрани вынесло решение о привлечении страхователя к ответственности от 26.08.2020 N 077819200014455, которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1 000 руб.
ООО "ТПВ РУС" в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ обжаловало его в вышестоящий орган в установленный срок. Государственным учреждением - Отделением Пенсионного Фонда по Самарской области жалоба оставлена без удовлетворения (исх. от 08.10.2020 N ИП/10930).
Считая вышеуказанное решение незаконным, заявитель обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции указал, что в силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом, исходя из конструкции нормы статьи 17 Закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция) (зарегистрирована в Минюсте России 06.02.2017 N 45549, вступила в силу 19.02.2017).
Согласно пункту 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (абзац 2 пункту 39 Инструкции).
В соответствии с абзацем 3 пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Суд первой инстанции отметил, что корректировка представленных страхователем сведений за спорный период произведена им самостоятельно, путем представления 13.05.2020 дополняющей формы СЗВ-М.
Суд первой инстанции, руководствуясь правовой позицией, изложенной в пункте 2.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации, от 14.07.2003 N 12-П, указал, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок. Указанные ГУ-УПФР в г. Сызрани доводы, по сути, лишают страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
Отсутствие в Инструкции указания на неприменение санкций в случае представления сведений о застрахованном лице, сведения о котором отсутствовали в изначально поданных сведениях, в ситуации, когда данную ошибку страхователь выявил и исправил самостоятельно, не может расцениваться как отсутствие оснований для неприменения санкций, поскольку, как уже указано, статья 15 вышеназванного закона предоставляет право на дополнение сведений о застрахованных лицах.
Таким образом, указал суд первой инстанции, в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поэтому привлечение страхователя к ответственности неправомерно.
Доводы ГУ-УПФР в г. Сызрани о том, что в пункт 39 Инструкции были внесены изменения Приказом Минтруда России от 14.06.2018 N 385н, поэтому привлечение к ответственности правомерно, судом первой инстанции отклонены, поскольку указание в данной редакции на выявление ошибок в ранее представленных и принятых пенсионным фондом сведениях не изменяет положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ о наличии у страхователя как права на уточнение сведений о застрахованных лицах, так и права на дополнение сведений о застрахованных лицах. При этом изложение статьи 15 Закона N27-ФЗ в редакции Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ситуации не изменяет, поскольку изменения конкретизировали, что уточнение и дополнение сведений может касаться и информации о страховом номере индивидуального лицевого счета.
При указанных обстоятельствах суд первой удовлетворил требование заявителя о признании недействительным решения ГУ-УПФР в г. Сызрани от 26.08.2020 N 077819200014455.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на пункт 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, согласился с выводами суда первой инстанции, отметив, что органом пенсионного фонда отчет по форме СЗВ-М ("исходная" за март 2020 года) был принят, ошибок в представленном отчете выявлено не было. "Дополняющая" форма СЗВ-М за март 2020 года, в которой указаны застрахованные лица, отсутствующие в исходной форме СЗВ-М, представлена ООО "ТПВ РУС" 13.05.2020 (пропуск срока представления сведений - 1 день), что свидетельствует о самостоятельном обнаружении и исправлении страхователем допущенной ошибки. Количество застрахованных лиц, указанных в "дополняющей" форме, отсутствующих в исходной форме СЗВ-М, - два лица, не являющихся пенсионерами (С.Н. Мельник и Д.П. Куликов). Поскольку несвоевременно предоставленные сведения касаются лиц, не являющихся пенсионерами, то реального ущерба бюджету Российской Федерации или третьим лицам причинено не было.
В кассационной жалобе ГУ-УПФР в г. Сызрани оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
Все доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили мотивированную оценку в обжалуемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу по настоящему делу, не усмотрел существенных нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов по основаниям, предусмотренным положениями части 4 статьи 288, части 3 статьи 288.2 АПК РФ.
При таких обстоятельствах принятые по делу решение Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289, частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 по делу N А55-34094/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, сославшись на пункт 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, согласился с выводами суда первой инстанции, отметив, что органом пенсионного фонда отчет по форме СЗВ-М ("исходная" за март 2020 года) был принят, ошибок в представленном отчете выявлено не было. "Дополняющая" форма СЗВ-М за март 2020 года, в которой указаны застрахованные лица, отсутствующие в исходной форме СЗВ-М, представлена ООО "ТПВ РУС" 13.05.2020 (пропуск срока представления сведений - 1 день), что свидетельствует о самостоятельном обнаружении и исправлении страхователем допущенной ошибки. Количество застрахованных лиц, указанных в "дополняющей" форме, отсутствующих в исходной форме СЗВ-М, - два лица, не являющихся пенсионерами (С.Н. Мельник и Д.П. Куликов). Поскольку несвоевременно предоставленные сведения касаются лиц, не являющихся пенсионерами, то реального ущерба бюджету Российской Федерации или третьим лицам причинено не было.
...
Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу по настоящему делу, не усмотрел существенных нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов по основаниям, предусмотренным положениями части 4 статьи 288, части 3 статьи 288.2 АПК РФ.
При таких обстоятельствах принятые по делу решение Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 подлежат оставлению без изменения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 сентября 2021 г. N Ф06-8494/21 по делу N А55-34094/2020