г. Казань |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А72-6166/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Легро-М"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.02.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021
по делу N А72-6166/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Легро-М", г.Москва, к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г.Ульяновск, к индивидуальному предпринимателю Демидову Юрию Николаевичу (ИНН 760300163638) третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Центр технических средств реабилитации" (ИНН 5609191223); Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, о признании незаконными действий заинтересованного лица по составлению им описания объекта закупки в аукционной документации (реестровый номер 0368100015020000049),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Легро-М" (далее - заявитель, общество, ООО "Легро-М") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонда социального страхования, ответич-1, учреждение), к индивидуальному предпринимателю Демидову Юрию Николаевичу (далее - ответчик-2, ИП Демидов Ю.Н.) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации о признании незаконными Фонда социального страхования по составлению описания объекта закупки в аукционной документации (реестровый номер 0368100015020000049), по приемке товара в рамках заключенного государственного контракта N 189 от 08.04.2020 с ИП Демидовым Ю.Н., по непринятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N 189 от 08.04.2020; о признании торгов (электронный аукцион реестровый номер 0368100015020000049) недействительными.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.02.2021, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Легро-М", ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, ИП Демидов Ю.Н., в представленных в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзывах на кассационную жалобу просят оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования 12.03.2020 опубликовало на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона (реестровый номер 0368100015020000049) на право заключения государственного контракта на поставку сигнализаторов звука цифровых с вибрационной и световой индикацией для обеспечения инвалидов в 2020 году и аукционную документацию.
Общество указывает на то, что Аукционная документация составлена Заказчиком с нарушениями законодательства; описание объекта закупки (РАЗДЕЛ IV. "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" аукционной документации) составлено таким образом, что совокупности требований Заказчика не соответствует ни одна производимая в Российской Федерации и в мире модель сигнализатора звука.
Как указал истец в исковом заявлении, такие выводы сделаны им в результате тщательно проведенного мониторинга рынка сигнализаторов звука, а именно данных ОАО "Исток Аудио Интернэшнл", Россия, г. Фрязино Московская область, ООО "Аурика", Россия, г. Тула, ООО "Волна", Россия, г. Вологда.
ООО "Легро-М" также считает, что составленное подобным образом Техническое задание аукционной документации явилось препятствием ООО "Легро-М" для принятия участия в проводимой закупке, заключению государственного контракта и получению прибыли, поскольку ему не известны такие производители сигнализаторов звука, которые выпускают сигнализаторы со всеми перечисленными в аукционной документации характеристиками.
Истец обращался к заказчику с заявлением о разъяснении положений аукционной документации и требовал изменить ее, в подтверждение чему представлены запрос истца и ответ заказчика.
По результатам электронного аукциона победителем закупки был признан ИП Демидов Ю.Н. 08.04.2020 между истцом и ИП Демидовым Ю.Н. был заключен государственный контракт N 189 на поставку сигнализаторов звука цифровых с вибрационной и световой индикацией для обеспечения инвалидов в 2020 году.
По соглашению сторон истец и ИП Демидов Ю.Н. расторгли контракт 03.08.2020.
Ссылаясь на то, что товар, поставляемый ИП Демидовым Ю.Н. в рамках заключенного государственного контракта, не соответствует требованиям Заказчика, которые ранее были сформулированы Заказчиком в аукционной документации и которые не позволили принять участие в закупке ООО "Легро-М", истец просил признать незаконными действия Фонда социального страхования по составлению описания объекта закупки в аукционной документации (реестровый номер 0368100015020000049), по приемке товара в рамках заключенного государственного контракта N 189 от 08.04.2020 с ИП Демидовым Ю.Н., по непринятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N 189 от 08.04.2020 г.; признать торги (электронный аукцион реестровый номер 0368100015020000049) недействительными.
Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом суды исходили из следующего.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В то же время отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав этих лиц, а также ограничение числа участников закупки, исходя из следующего. В силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона N 44-ФЗ).
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Судами первой и апелляционной инстанции отмечено, что в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Таким образом, судами обосновано указано, что включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Условия аукционной документации, предъявляющие дополнительные требования к объекту закупки, его объективным качественным характеристиками сами по себе не могут быть признаны противоречащими Закону о контрактной системе либо антимонопольному законодательству, если сторона не докажет, что соответствующее условие включено в документацию специально, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующего субъекту и фактически исключает возможность участия в торгах какого-либо иного лица.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, пришли к выводу, что обществом, в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено относимых и допустимых доказательств отсутствия сигнализаторов звука с перечисленными в аукционной документации характеристиками, либо технической невозможности соединения заявленных характеристик.
Статьей 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено право участник закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, и допускается обжалование до и в связи с заключением контракта.
Таким образом, судами правомерно указано, что из положений статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что обжалование действий заказчика, учитывая статью АПК РФ, должно быть своевременным и направленным на защиту и восстановление нарушенного права. При наличии заключенного по результатам торгов контракта восстановление права возможно только при обжаловании самого контракта.
Из материалов дела следует, что истцом также было заявлено требование о признании незаконными действий Фонда социального страхования о приемке товара в рамках заключенного государственного контракта N 189 от 08.04.2020 с ИП Демидовым Ю.Н., по непринятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N 189 от 08.04.2020. В обоснование представлены досудебная экспертиза, результаты судебной экспертизы.
Судами отмечено, что право на заявление данных требований статьей 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не предусмотрено, иных правовых оснований для признания действий незаконными, судами установлено не было, обжалование действий связано с исполнением контракта.
Недобросовестное поведение участника контракта на стадии его исполнения не может являться основанием к признанию контракта недействительным.
При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Возражения общества о том, что судами не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы судов, положенные в основу обжалуемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.02.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 по делу N А72-6166/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Условия аукционной документации, предъявляющие дополнительные требования к объекту закупки, его объективным качественным характеристиками сами по себе не могут быть признаны противоречащими Закону о контрактной системе либо антимонопольному законодательству, если сторона не докажет, что соответствующее условие включено в документацию специально, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующего субъекту и фактически исключает возможность участия в торгах какого-либо иного лица.
...
Статьей 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено право участник закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, и допускается обжалование до и в связи с заключением контракта.
...
Судами отмечено, что право на заявление данных требований статьей 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не предусмотрено, иных правовых оснований для признания действий незаконными, судами установлено не было, обжалование действий связано с исполнением контракта."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 октября 2021 г. N Ф06-8222/21 по делу N А72-6166/2020
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8222/2021
18.05.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3507/2021
04.02.2021 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-6166/20
02.02.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-10/2021
13.01.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-10/2021
12.01.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-1028/2020
02.12.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-1028/2020
27.10.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-862/2020
19.10.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-862/2020