г. Казань |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N А55-37006/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Хакимова И.А., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
от акционерного общества "Транснефть-Приволга" - Стрельников В.В., доверенность от 09.09.2021,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области - Чугуров С.А, доверенность от 01.06.2021 N 06-13/13215,
Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области - Чугуров С.А., доверенность от 01.06.2021 N 06-13/13215,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Транснефть-Приволга"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021
по делу N А55-37006/2019
по заявлению акционерного общества "Транснефть-Приволга" (ИНН 6317024749, ОГРН 1026301416371, г. Самара) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области (г. Самара), третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (г. Самара) об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Транснефть-Приволга" (далее - "Транснефть-Приволга", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 27.06.2019 N 36761, от 27.06.2019 N 36762, от 27.06.2019 N 36763, от 27.06.2019 N 36764, от 27.06.2019 N 36765, от 27.06.2019 N 36766, от 27.06.2019 N 36767, от 27.06.2019 N 36768 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2020 производство по делу N А55-37006/2019 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, которым завершится рассмотрение по существу дела N А12-19959/2019 с учетом срока на кассационное обжалование.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2020 производство по делу возобновлено.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2020 производство по делу N А55-37006/2019 было приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационных жалоб Акционерного общества "Транснефть- Дружба" по делу N А49-3817/2019 и Акционерного общества "Транснефть-Приволга" делу N А12-19959/2019.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2021 производство по делу возобновлено.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе ООО "Горизонт", просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм права.
Налоговый орган, в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, налоговым органом по результатам рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок составлены акты от 13.09.2018 N 16-21/49360, N 16-21/49393, N 16-21/49392, N 16- 21/49394, N 16-21/49396, N 16-21/49400, N 16-21/49398, N 16-21/49402 и с учетом возражений от 15.10.2018 N ТПВ-01-22-42/49314, материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, дополнений от 21.12.2018, от 07.02.2019, от 22.03.2019, от 21.05.2019 к Актам, возражений от 23.01.2019 N ТПВ-01-22Ч8/2673, от 27.02.2019 N ТПВ-01-22-48/8153, от 12.04.2019 N ТПВ-01-22-48/14873, от 10.06.2019 N ТПВ-01-22-48/23204, вынесены решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.06.2019 N 36761, N 36762, N 36763, N 36764, N 36765, N 36766, N 36767, N 36768.
В соответствии с решением от 27.06.2019 N 36766 доначислен налог на имущество организаций за 1 квартал 2016 года в сумме 12 635 236 руб.
В соответствии с решением от 27.06.2019 N 36764 доначислен налог на имущество организаций за 2 квартал 2016 года в сумме 12 522 871 руб.
В соответствии с решением от 27.06.2019 N 36765 доначислен налог на имущество организаций за 3 квартал 2016 года в сумме 12 491 883 руб.
В соответствии с решением от 27.06.2019 N 36768 доначислен налог на имущество организаций за 4 квартал 2016 года в сумме 13 319 548 руб.
В соответствии с решением от 27.06,2019 N 36763 доначислен налог на имущество организаций за 1 квартал 2017 года в сумме 17 973 791 руб.
В соответствии с решением от 27.06.2019 N 36761 доначислен налог на имущество организаций за 2 квартал 2017 года в сумме 17 628 734 руб.
В соответствии с решением от 27.06.2019 N 36762 доначислен налог на имущество организаций за 3 квартал 2017 года в сумме 17 269 331 руб.
В соответствии с решением от 27.06.2019 N 36767 доначислен налог на имущество организаций за 4 квартал 2017 года в сумме 9 985 748 руб.
Основанием доначисления налога на имущество, соответствующих пеней и штрафов послужил вывод Инспекции о том, что общество неправомерно применило льготу по налогу на имущество, установленную пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, и занизило налоговую базу по налогу на имущество организаций за 2016 - 2017 годы.
В ходе камеральной проверки Инспекция переквалифицировала часть основных средств (оборудования), принадлежащих Обществу, из категории движимого имущества в категорию недвижимого: площадки обслуживания, площадки производственные, задвижки шиберные, электроприводы, комплектные трансформаторные подстанции, устройства катодной защиты, системы компенсации нагрузок, затворы обратные, задвижки клиновые, автоматические пункты секционирования, фильтры-грязеуловители и пр.
Переквалификация спорных основных средств произведена Инспекцией по основанию отнесения имущества к объектам магистральных нефтепроводов согласно Постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов". По мнению Инспекции, спорные основные средства являются неотъемлемой технологической частью эксплуатируемого Обществом магистрального трубопровода как единого объекта недвижимого имущества, перемещение спорных основных средств без причинения несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Самарской области (далее - Управление).
Решением Управления от 02.09.2019 N 03- 15/31132@ решение инспекции по апелляционной жалобе налогоплательщика оставлено без изменения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в Арбитражный суд Самарской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований при этом суды исходили из следующего.
Общество, исходя из требований статьи 373 НК РФ является плательщиком налога на имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса в редакции, действовавшей в рассматриваемые периоды, объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
До 01.01.2013 на основании пункта 11 статьи 381 Кодекса освобождались от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
С принятием Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившего в силу с 01.01.2013, освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (пункт 11 статьи 381 Кодекса) было заменено на налогообложение по пониженной налоговой ставке (пункт 3 статьи 380 названного Кодекса).
Основным видом деятельности общества является транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов и для этих целей общество использует магистральные трубопроводы (нефтепровод, нефтепродуктопровод) и соответствующее оборудование, которые числятся у него на балансе. В бухгалтерском учете магистральные трубопроводы обществом отражаются в качестве недвижимого имущества.
Протоколом совещания комиссии по принятию к учету и списанию основных средств от 11.01.2018 перечень объектов переведенных из категории недвижимого имущества облагаемого по пониженной ставке в категорию движимого, включает в себя: площадки обслуживания, площадки производственные, задвижки шиберные, электроприводы (ЭПЦ-15000, ЭПЦ400), комплектные трансформаторные подстанции, устройства катодной защиты, системы компенсации нагрузок, затворы обратные, задвижки клиновые, фильтры- грязеуловители, системы линейной телемеханики, прочее имущество.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень N 504).
В 2013 году в Постановление N 504 внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 292, с учетом которых Постановление N 504 устанавливает Перечень не только имущества, льготируемого по пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, но и имущества, в отношении которого применяются пониженные ставки, предусмотренные пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации.
Право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, пункте 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации; имущество поименовано в Перечне N 504; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Суды, исходя из СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 года N 30, установили, что к магистральным трубопроводам относятся трубопроводы от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной продукции с поименованным оборудованием, а также отводы от магистральных трубопроводов.
Таким образом, магистральный трубопровод представляет собой единый имущественный производственный транспортный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, иных технологических объектов и предназначенный для транспортировки продукции от пунктов ее приема до пункта сдачи, технологического хранения или перевалки на другой вид транспорта.
Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" были внесены изменения в гл. 30 и 31 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: согласно пп. 8 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации движимое имущество (автомобили, оргтехника, компьютеры, мебель, оборудование и т.п.), принятое на учет в качестве основных средств с 01.01.2013, не признается объектом налогообложения и не облагается налогом на имущество организаций.
Согласно письмам Министерства финансов России от 25.02.2013 N 03-05-05- 01/5322 и от 29.03.2013 N 03-05-05-01/10050 в целях квалификации имущества как движимого или недвижимого следует руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу статьи 133.1 ГК РФ, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
В соответствии со статьей 134 Гражданского кодекса Российской Федерации, если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
Таким образом, движимое имущество не является частью недвижимости, только в том случае, если одновременно выполняются следующие условия: - оно учитывается как отдельные (самостоятельные) инвентарные объекты основных средств, не требующих монтажа; - оно может быть использовано вне объекта недвижимости; - его монтаж не причинит несоразмерного ущерба его назначению и (или) его предназначения не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанции правомерно указали, что магистральные трубопроводы представляют собой сложную вещь, являются единым объектом (комплексом) и обустройство переездов через магистральные нефтепроводы, наличие электрохимзащиты, насосов, задвижек и прочего имущества непосредственно обусловлено требованиями норм действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости по Самарской области на 23.08.2017 сооружения трубопроводного транспорта зарегистрированы на территории Самарской области с кадастровыми номерами N 63:29:0000000:324, 63:29:0000000:323, 63:23:0101001:37, 63:22:0000000:1608, 63:03:0000000:595, 63:22:1503010:2149 Магистральный нефтепровод "Бавлы-Куйбышев"; 63:29:0000000:338, 63:23:0104005:14, 63:22:1804005:667, 63:03:000000:596, 63:22:1103001:75 Магистральный нефтепровод "Нижневартовск-Курган-Куйбышев"; 63:29:000000:322, 63:23:0101001:35, 63:22:000000:1625 Магистральный нефтепровод "Бугуруслан-Сызрань"; 56:07:0000000:847 Магистральный нефтепровод "Бугуруслан-Сызрань"; 56:28:0000000:646 Магистральный нефтепровод "Бавлы-Куйбышев"; 0:0:0:202 магистральный нефтепровод "ПокровкаКротовка"; 63:00:0000000:0:49 Магистральный нефтепровод "Муханово-Куйбышев"; 63:00:0000000:0:51 Магистральный нефтепровод "Кротовка-Куйбышев"; 63:17:0000000:6189 Магистральный нефтепровод "Кротовка- Куйбышев"; 63:12:0709002:149 Магистральный нефтепровод "Покровка-Сызрань"; 63:22:0000000:3720 Магистральный нефтепровод "Нижневартовск-Курган-Куйбышев"; 63:22:0000000:1624 Магистральный нефтепровод "Бугуруслан-Сызрань"; 63:00:0000000:445 Магистральный нефтепровод "Кулешовка-Куйбышев".
Свидетельство о государственной регистрации права N 63-АН 278584 от 12.11.2004 Вдольтрассовые сооружения ВЛ-6Кв для электроснабжения нефтепровода "МухановоКуйбышев"; Свидетельство о государственной регистрации права N 63-АБ 117930 от 31.03.2004 Вдольтрассовые сооружения ВЛ-10кв Нефтепровод "Серные воды- Кротовка"; Свидетельство о государственной регистрации права N 63-АБ 117929 от 31.03.2004 Вдольтрассовые сооружения ВЛ-10кв Нефтепровод "Покровка-Кротовка"; Свидетельство о государственной регистрации права N 56-00 477873 от 05.04.2004; Свидетельство о государственной регистрации права N АА001423 от 14.10.2015 Магистральный нефтепровод "Куйбышев-Тихорецк"; Свидетельство о государственной регистрации права N АА001424 от 14.10.2015 Магистральный нефтепровод "Куйбышев- Лисичанск"; Свидетельство о государственной регистрации права N АА001330 от 06.03.2014 Магистральный нефтепровод "Гурьев- Куйбышев"; Свидетельство о государственной регистрации права N 63-АЖ214883 от 28.10.2011 Магистральный нефтепровод "КротовкаКуйбышев"; Свидетельство о государственной регистрации права N 63-АБ114194 от 17.03.2004 Вдольтрассовые сооружения ВЛ-6кв Нефтепровод "Кулешовка-Куйбышев"; Свидетельство о государственной регистрации права N 63- АБ114193 от 17.03.2004 ВдольтрассоваяВЛ Нефтепровод "Гурьев-Куйбышев"; Свидетельство о государственной регистрации права N 63-АБ 373325 от 30.12.2004 Вдольтрассовое сооружение "Нижневартовск-Курган-Куйбышев"; Свидетельство о государственной регистрации права N 63-АБ 825954 от 02.12.2005 Строительство линии электропередач для обеспечения 1 категории надежности электроснабжения береговых задвижек сооружение "Нижневартовск-Курган-Куйбышев"; Свидетельство о государственной регистрации права 63-АЕ 378230 от 06.04.2011 Подводящий нефтепровод к Самарской базе смешения от нефтепровода Кротовка-Куйбышев; Свидетельство о государственной регистрации права 63-АЖ N 214880 от 28.10.2011 10 А55-37006/2019 Магистральный нефтепровод "МухановоКуйбышев"; Свидетельство о государственной регистрации права 63-АЖ N 214879 от 28.10.2011 Магистральный нефтепровод "Кулешовка-Куйбышев"; Свидетельство о государственной регистрации права 63-АЖ N 111895 от 01.06.2012 Обводной нефтепровод от нефтепровода Муханово-Куйбышев- Самарской базы смешивания нефтей до нефтепровода Куйбышев-Тихорецк; Свидетельство о государственной регистрации права 63-АЖ N 111896 от 01.06.2012 Обводной нефтепровод от нефтепровода НижневартовскКурган-Куйбышев до нефтепровода Куйбышев-Лисичанск.
Выписки содержат описание местоположения объекта недвижимости, сведения о документах, на основании которых зарегистрировано право собственности. Данные обстоятельства не оспариваются заявителем.
На основании вышеизложенного, суды первой и апелляционной инстанции правомерно пришли к выводу, что, магистральные нефтепродуктопроводы, принадлежащие заявителю, является производственно-технологическим комплексом, зарегистрированным как объект недвижимого имущества.
Согласно материалам дела, налоговым органом, в ходе проверки, были проанализированы представленные налогоплательщиком инвентарные карточки учета объекта основных средств.
Налоговым органом установлено, что ранее объекты основных средств, переквалифицированных из недвижимого имущества в движимое, учитывались на 01 счете и входили в состав имущества, являющегося неотъемлемой частью магистрального нефтепровода и в отношении данного имущества налог на имущество исчислялся по пониженной ставке.
Согласно ответа полученного от Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, технологический контроль за эксплуатацией магистрального нефтепровода АО "Транснефть-Приволга" разработан в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 N 520 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", определяющего порядок организации надежного и безопасного ведения технологического процесса, который должен соответствовать проектным решениям, действительным характеристикам, условиям работы объектов повышенной опасности магистральных трубопроводов, требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и нормативных технических документов. Пояснено, что наличие в составе магистрального нефтепровода задвижек шиберных, задвижек стальных клиновых, электроприводов ЭПМЦ (ЭПЦ), затворов обратного ДУ 300, кранов шаровых запорных, систем компенсации нагрузок СКНР-700, фильтров-грязеуловителей горизонтальных, приемо-раздаточных устройств ПРУ- Д 700, щитов станции управления, площадок обслуживания, площадок производственных, устройств для размыва донных отложений Диоген -700, щитов станции управления, устройств катодной защиты, систем обнаружения утечек и прочего имущества регламентировано требованиями СП 36.13330.2012 "Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85", требованиями РД 153- 39.4-113-01 "Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов" и проектной документацией разработанной в установленном порядке.
Кроме того, в ответе Ростехнадзора отмечено, что эксплуатация магистрального нефтепровода без указанных устройств и сооружений не возможна, так как вышеуказанные устройства и сооружения предназначены для стабильной и безопасной эксплуатации магистрального нефтепровода. Обязательный перечень сооружений и устройств магистрального нефтепровода указан в приложении "Б" РД 153-39.4-113-01 "Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов".
С учетом изложенного, суды пришли к правомерному выводу, что данные объекты не могут классифицироваться как объекты движимого имущества, а являются неотъемлемой частью нефтепровода как единого комплекса.
Судами обоснованно отмечено, что у заявителя отсутствовали основания для переквалификации вышеуказанного имущества из "недвижимого" в "движимое", следовательно, налоговым органом сделан обоснованный вывод о неправомерном занижении налоговой базы заявителем в отношении имущества магистральных трубопроводов, облагаемого в соответствии с п. 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Инспекция, в обоснование своих выводов, ссылается на экспертизу, проведенную ООО "Федерацией Экспертов Саратовской Области" N 162/2018 в период 07.12.2018 по 12.12.2018 на основании постановления ИФНС России по Дзержинскому району гор. Волгограда, так как в ходе проведения контрольных мероприятий были установлены аналогичные нарушения (дело N А12-19959/2019).
Инспекцией указано, что вышеизложенные выводы также подтверждается:
- Протоколами допросов должностных лиц общества: от 27.11.2018 N 1 Симкина М.В. начальника отдела управления собственностью общества; от 27.11.2018 N 2 Белокопытовой И.А. начальника технического отдела общества, которые акцентируют своё внимание на том, что переклассифицируемое налогоплательщиком имущество, входит в состав единого и неделимого комплекса;
- Экспертизой, проведенной ООО "Федерацией Экспертов Саратовской Области" N 162/2018 в период с 07.12.2018 по 12.12.2018 на основании постановления ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, так как в ходе проведения контрольных мероприятий в рамках камеральной налоговой проверки уточненных налоговых расчетов и деклараций по филиалу АО "Транснефть-Приволга" были установлены аналогичные нарушения: перевод части имущества из категории "недвижимого" в "движимое".
По итогам проведённой экспертизы было установлено, что магистральный трубопровод является линейным объектом, подпадающим под понятие единого недвижимого комплекса. Спорные объекты, переквалифицированные из "недвижимого" в "движимое" являются неотъемлемой частью магистрального трубопровода, который в свою очередь является линейным объектом, попадающим под понятие единого недвижимого комплекса, а так же трубопровод и объекты объединены единым назначением.
- Экспертизой, проведенной инспекцией в рамках камеральной налоговой проверки налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2018 года, представленной обществом (экспертное заключение N 105/2019). Экспертами сделан вывод о том, что между объектами, указанными в перечне и объектом недвижимости (магистральным трубопроводом) имеется неразрывная технологическая связь. Спорные объекты являются неотъемлемой частью магистрального трубопровода, что подтверждается действующим законодательством, а именно требованиями: ГОСТ Р 55435-2013 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание. Основные положения; СП 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* (с Изменением N 1); СП 86.13330.2014 Магистральные трубопроводы (пересмотр актуализированного СНиП III-42-80* "Магистральные трубопроводы" (СП 86.13330.2012)) (с Изменением N 1).
Магистральный трубопровод представляет собой единый имущественный производственный транспортный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, иных технологических объектов и предназначенный для транспортировки продукции от пунктов ее приема до пункта сдачи, технологического хранения или перевалки на другой вид транспорта.
Магистральным нефтепроводом согласно Правилам подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.02.2011 N 90), является совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, от мест ее приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта.
Вместе с тем, в ходе проведения камеральной проверки были проанализированы представленные налогоплательщиком инвентарные карточки учета объекта основных средств, в которых выявлено, что ранее объекты основных средств, переквалифицированных из недвижимого имущества в движимое, учитывались на 01 счете и входили в состав имущества, являющегося неотъемлемой частью магистрального нефтепровода.
Налоговый орган провел экспертизу в рамках камеральной налоговой проверки налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организации за 9 месяцев 2018 года, представленной обществом (экспертное заключение N 105/2019). Экспертами сделан вывод о том, что между объектами, указанными в перечне и объектом недвижимости (магистральным трубопроводом) имеется неразрывная технологическая связь.
На основании вышеизложенного суды пришли к выводу, что магистральный трубопровод представляет собой единый имущественный производственный транспортный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, иных технологических объектов и предназначенный для транспортировки продукции от пунктов ее приема до пункта сдачи, технологического хранения или перевалки на другой вид транспорта. Поскольку в настоящем случае все спорные объекты основных средств являются неотъемлемой технологической частью рассматриваемых трубопроводов, конструктивно и технологически связанными с ними, отдельные виды оборудования не относятся к движимому имуществу, и, следовательно, их стоимость должна включаться в среднегодовую стоимость имущества, подлежащего налогообложению.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все документы и дали им надлежащую правовую оценку.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 по делу N А55-37006/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый орган полагает, что налогоплательщик неправомерно отнес оборудование к движимому имуществу, занизив налог на имущество.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
Налоговый орган переквалифицировал часть объектов налогоплательщика из категории движимого имущества в категорию недвижимого: площадки обслуживания, площадки производственные, различные виды оборудования.
Суд подчеркнул, что спорные объекты являются частью сложной недвижимой вещи - магистрального трубопровода, и их стоимость должна учитываться при исчислении налога на имущество.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 октября 2021 г. N Ф06-9341/21 по делу N А55-37006/2019