г. Казань |
|
11 ноября 2021 г. |
Дело N А12-6712/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей в Арбитражном суде Ростовской области:
Клинцова Никиты Олеговича (лично),
при участии представителей в Арбитражном суде Волгоградской области:
заявителя - Климовой Ю.М. (доверенность от 03.06.2020 N 62), Гладченко А.Б. (доверенность от 03.06.2020 N 63),
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу арбитражного управляющего Клинцова Никиты Олеговича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.05.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2021
по делу N А12-6712/2021
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (г. Волгоград, ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298) о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего Клинцова Никиту Олеговича (ИНН 616710607065), заинтересованное лицо: Волочек Алексей Семёнович (г. Ростов-на-Дону),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра по Волгоградской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Клинцова Никиты Олеговича (далее - Клинцов Н.О., арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.05.2021 по делу N А12-6712/2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2021, Клинцов Н.О. привлечён к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
В кассационной жалобе арбитражный управляющий Клинцов Никита Олегович просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заинтересованное лицо: Волочек Алексей Семёнович явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещено.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Волгоградской области, Арбитражным судом Ростовской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, определением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.11.2017 (резолютивная часть объявлена 07.11.2017) по делу N А12-30035/2017 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Спецпромконструкция" (далее - ООО "Спецпромконструкция", должник) введено наблюдение, временным управляющим должника утверждён Клинцов Никита Олегович.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.04.2018 (резолютивная часть объявлена 24.04.2018) по делу N А12-30035/2017 ООО "Спецпромконструкция" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждён Клинцов Н.О.
Волочек А.С. обжаловал в Управление Росреестра Волгоградской области действия (бездействие) временного и конкурсного управляющего ООО "Спецпромконструкция" Клинцова Н.О. в рамках дела N А12-30035/2017.
Управлением установлено, что при исполнении обязанностей временного и конкурсного управляющего должника ООО "Спецпромконструкция" арбитражным управляющим Клинцовым Н.О. допущены нарушения положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), а именно:
- в газете "Коммерсантъ" не опубликовано сообщение о проведении собрания работников должника, назначенного на 13.03.2018 в форме заочного голосования (сообщение в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) от 21.02.2018 N 2480827) и состоявшегося 20.03.2018 (сообщение в ЕФРСБ от 23.03.2018 N 2557358), что является нарушением пункта 2 статьи 12.1 Закона о банкротстве;
- при получении 28.05.2018 конкурсным управляющим Клинцовым Н.О. заявления налогового органа об установлении требования кредитора в реестр требований кредиторов сведения о получении указанного требования опубликованы арбитражным управляющим в ЕФРСБ только 21.06.2018 (сообщение N 2797936), что является нарушением установленного пятидневного срока публикации, установленного пунктом 2 статьи 100 Закона о банкротстве;
- отчёт конкурсного управляющего Клинцова Н.О. от 15.07.2020 содержит недостоверные сведения о балансовой стоимости имущества должника, о сумме реализации имущества должника - земельного участка, о сумме реализации объекта незавершённого строительства, о сумме поступления от реализации указанного объекта незавершённого строительства, о сумме реализации выше имущества (оборудования) должника (при этом сумма поступления от реализации указанного имущества не указана), что является нарушением пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве и Типовых форм отчётов (заключений) арбитражного управляющего, утверждённых приказом Минюста Российской Федерации от 14.08.2003 N 195.
С учетом того, что решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.05.2020 по делу N А53-8023/2020, вступившим в законную силу 08.06.2020, арбитражный управляющий Клинцов Н.О. привлекался к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения, административный орган квалифицировал допущенные арбитражным управляющим нарушения по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
В отношении Клинцова Н.О. составлен протокол об административном правонарушении от 16.03.2021.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Клинцова Н.О. к административной ответственности.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава вменённого административного правонарушения, соблюдения административным органом установленной законом процедуры, соблюдения срока привлечения к административной ответственности, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 указанной статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективной стороной названного административного правонарушения является повторное невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных в Законе о банкротстве.
Субъектом административного правонарушения является арбитражный управляющий.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется как умышленной формой вины, так и по неосторожности.
В статье 2 Закона о банкротстве определено, что арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих; конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий.
В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве установлено, что конкурсный управляющий обязан, в том числе принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12.1 Закона о банкротстве для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением работника, бывшего работника должника признается направление им сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника по почте не позднее чем за десять дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания работников, бывших работников должника, а также опубликование такого сообщения в порядке, установленном статьёй 28 настоящего Федерального закона. В случае, если количество работников, бывших работников должника превышает сто, их надлежащим уведомлением признаётся опубликование сообщения о проведении собрания работников, бывших работников должника в порядке, установленном статьёй 28 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определённом Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 1049-р "Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" газета "Коммерсантъ" определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии с пунктом 2 статьи 100 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требований кредитора с указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для физического лица) кредитора, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера (при их наличии), суммы заявленных требований, основания их возникновения и обязан предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.
Из материалов дела следует, что 22.05.2018 в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Волгоградской области, налоговый орган) с заявлением об установлении требования кредитора в реестр требований кредиторов в размере 4340 руб. 10 коп.
22.05.2018 данное заявление направлено налоговым органом по адресу арбитражного управляющего Клинцова Н.О., указанному в решении Арбитражного суда Волгоградской области от 25.04.2018 о признании должника банкротом и утверждении Клинцова Н.О. конкурсным управляющим: 344022, г. Ростов-на-Дону, а/я 3404. Почтовому отправлению присвоен N 40417121248514.
Согласно отчёту об отслеживании почтового отправления N 40417121248514 указанное письмо вручено адресату 28.05.2018. Доказательства получения Клинцовым Н.О. указанного требования налогового органа позднее указанной даты в материалы дела не представлены.
Суды учитывали положения пункта 2 статьи 100 Закона о банкротстве и признали, что конкурсный управляющий Клинцов Н.О. должен был опубликовать в ЕФРСБ сведения о получении указанного требования налогового органа не позднее 02.06.2018.
Фактически такая публикация в ЕФРСБ произведена им только 21.06.2018, что является нарушением установленного пятидневного срока публикации, установленного пунктом 2 статьи 100 Закона о банкротстве.
Пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве установлено, что в отчёте конкурсного управляющего должны содержаться сведения, в том числе, о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества; о размере денежных средств, поступивших на основной счёт должника, об источниках данных поступлений; о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества; иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчётов (заключений) арбитражного управляющего" определено, что отчёт (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утверждённым Министерством юстиции Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минюста Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчётов (заключений) арбитражного управляющего" в отчёте конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства в разделе "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника" должны отражаться сведения о балансовой стоимости имущества должника (балансовая стоимость).
Согласно последней бухгалтерской отчётности ООО "Спецпромконструкция", предоставленной в налоговый орган по состоянию на 31.12.2017, совокупная балансовая стоимость имущества должника составляла 249 068, 000 руб.
Вместе с тем, в отчёте конкурсного управляющего Клинцова Н.О. от 15.07.2020 в разделе "Сведения о сформированной конкурсной массе" в строке всего имущества: указана балансовая стоимость - 246 642,093 руб., что не соответствует балансовой стоимости имущества должника, отражённой в бухгалтерском балансе.
В соответствии с Приказом Минюста Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 в разделе "Сведения о ходе реализации имущества должника" кроме даты и номера договора указываются и сведения об общей сумме поступлений от реализации имущества должника.
Согласно опубликованным в ЕФРСБ сообщениям от 22.07.2019 N 3983659, от 08.08.2019 N 4027757, от 07.11.2019 N 4351062 конкурсным управляющим Клинцовым Н.О. в ходе проведения торгов реализовано имущество должника:
- земельный участок площадью 7954 кв.м, заключён договор от 21.06.2019 N 1, цена приобретения 1 000 677 руб. 60 коп.
- объект незавершённого строительства общей площадью 6168 кв.м., заключён договор от 17.07.2019 N 2, цена приобретения имущества 310 000 руб. (в том числе с учётом задатка в размере 61 567 руб.).
- выпрямитель сварочный - 2 шт., сварочная плит М94-90-1а - 6 шт., сварочная оборудование ПДГ505, сварочное оборудование ВДУ 506, сварочное оборудование ВДУ 506-П, пресс трудогиб усилие 10 тн, гильотина до 6 мм, станок сверлильный 2М55, станок токарный горизонтально-расточной (ДИП 300), станок токарно-винторезный 16К25, сверлильный станок 2М55, сверлильный станок 2 М6643, источник питания - 2 шт., пресс кривошипный КД 213, установка для пескоструйной обработки металла, станок токарный 1 М63, станок токарный 6К20М (далее - оборудование), заключён договор от 05.11.2019 N 1, цена приобретения имущества - 477 924 руб. 93 коп.
Однако в отчёте конкурсного управляющего от 15.07.2020 в разделе "Сведения о ходе реализации имущества должника" указаны суммы реализации указанного имущества: по земельному участку - 1 000,678 тыс. руб., по объекту незавершённого строительства - 248,433 тыс. руб., по оборудованию - 477,925 тыс. руб.
Кроме того, в разделе "Сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счёт должника" указана также недостоверная сумма поступления от реализации указанного имущества: по земельному участку - 1 000,678 тыс. руб. вместо 1 000 677,60 руб., по объекту незавершённого строительства- 248,433 тыс. руб. вместо 310 000 руб. (сумма реализации с учётом поступившего задатка). Сумма поступления от реализации оборудования не указана.
Как отметили суды, округление сумм в отчёте искажает информацию о фактической стоимости имущества, реализованного в процедуре конкурсного производства. Законом о банкротстве, а также Типовыми формами отчётов (заключений) арбитражного управляющего, утверждёнными приказом Минюста Российской Федерации от 14.08.2003 N 195, округление сумм в отчёте не предусмотрено.
Наличие опечаток в отчёте конкурсного управляющего от 15.07.2020 при указании суммы реализации одного из объектов имущества должника само по себе свидетельствует об указании в отчёте недостоверных сведений.
Доводы Клинцова Н.О. о необходимости считать датой нарушения по указанию недостоверной суммы в отчёте в связи с опечаткой 28.08.2019 отклонены судами как несостоятельные, поскольку данное нарушение допущено и обнаружено в отчёте конкурсного управляющего от 15.07.2020.
Таким образом, указание Клинцовым Н.О. в отчёте конкурсного управляющего от 15.07.2020 недостоверных сведений, признаны судами нарушением пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве и Типовых форм отчётов (заключений) арбитражного управляющего, утверждённых приказом Минюста Российской Федерации от 14.08.2003 N 195.
Факт нарушения арбитражным управляющим Клинцовым Н.О. требований законодательства о банкротстве при осуществлении им обязанностей конкурсного управляющего должника ООО "Спецпромконструкция" подтверждён материалами дела.
Проведение процедур банкротства должника в соответствии с Законом о банкротстве возложено непосредственно на арбитражного управляющего, и от его деятельности зависит соблюдение и эффективное применение законодательства о банкротстве.
Совершённое арбитражным управляющим правонарушение посягает на урегулированный законодательством Российской Федерации порядок в сфере общественных отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота.
Суды указали, что вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о пренебрежительном отношении арбитражного управляющего Клинцова Н.О. к исполнению своих обязанностей при выполнении требований законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Арбитражным управляющим не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства о банкротстве, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при этом не предоставлено доказательств объективной невозможности выполнения нарушенных положений Закона о банкротстве.
Суды сочли вину арбитражного управляющего в неисполнении обязанностей, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), установленной.
Повторность совершения правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях арбитражного управляющего Клинцова Н.О. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить статью 2.9 КоАП РФ.
Согласно частям 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкция нормы части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ за вменяемое правонарушение предусматривает возможность назначения наказания в виде дисквалификации должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет.
Дисквалификация по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ является безальтернативным способом наказания.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, характер совершенного правонарушения, учитывая личность лица, привлекаемого к административной ответственности, суд обоснованно назначил Клинцову Н.О. административное наказание в виде дисквалификации на минимальный срок - 6 месяцев.
Дисквалификация на минимальный срок, предусмотренный санкцией части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ (6 месяцев), соответствует тяжести совершенного правонарушения, принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности административной ответственности.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом первой и апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.05.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2021 по делу N А12-6712/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Повторность совершения правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях арбитражного управляющего Клинцова Н.О. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить статью 2.9 КоАП РФ.
...
Санкция нормы части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ за вменяемое правонарушение предусматривает возможность назначения наказания в виде дисквалификации должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет.
Дисквалификация по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ является безальтернативным способом наказания.
...
Дисквалификация на минимальный срок, предусмотренный санкцией части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ (6 месяцев), соответствует тяжести совершенного правонарушения, принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 ноября 2021 г. N Ф06-10828/21 по делу N А12-6712/2021