г. Казань |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А55-31290/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" - Белого А.М., доверенность от 01.11.2021 N 1890; Бойчук С.А., доверенность от 01.11.2021 N 1891,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021
по делу N А55-31290/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (ОГРН 1186313094681) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (ОГРН 1046300456058) о признании незаконным и отмене постановления, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Инжиниринг", Федеральная служба по надзору в сфере природопользования,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (далее - ООО "РИТЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (далее - административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 03.11.2020 N 266 о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Инжиниринг" (далее - ООО "Лукойл-Инжиниринг"), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.04.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021, заявленное требование удовлетворено.
Управление в кассационной жалобе принятые по делу судебные акты просит отменить, ссылается на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Общество в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу и представители в судебном заседании просили решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считают их законными и обоснованными.
Кассационная жалоба по делу рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из обжалуемых судебных актов, постановлением административного органа от 03.11.2020 N 266 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Основанием для привлечения к административной ответственности явился вывод управления о нарушении обществом пункта 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), которое установлено в ходе плановой документарной проверки.
По мнению управления, общество допустило превышение объема закачки рабочего агента в систему поддержания пластового давления на Западно-Красновском месторождении в 2019 году (фактически составившее 29,915 тыс. м3) вместо установленного "Дополнением к технологической схеме разработки Западно-Красновского нефтяного месторождения", утвержденным протоколом заседания Татарстанской нефтегазовой секции Центральной Комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья Федерального агентства по недропользованию от 20.12.2017 N 420 (далее - Дополнение к технологической схеме), объема закачки в количестве 23,2 тыс.м3/год.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество оспорило его в арбитражном суде.
Разрешая спор, суды исходили из произведенной в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценки представленных в материалы дела доказательств и руководствовались подлежащими применению нормами материального права.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Правовое значение для квалификации действий субъекта административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ имеет наличие одновременно двух условий - это непосредственное пользование недрами и совершение при этом каких-либо действий (бездействия), повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и(или) требований проектного документа.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 5.1 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.06.2016 N 356 (далее - Правила), показателями, характеризующими выполнение недропользователем обязанностей, установленных пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах, в части обеспечения соблюдения требований технических проектов, являются:
а) годовые уровни добычи нефти и (или) свободного газа, утвержденные для категории запасов А + В1 по месторождению в целом;
б) годовой ввод новых добываюпщх и нагнетательных скважин (суммарно) для категории запасов А + Bl (С1) по месторождению в целом;
в) годовой действующий фонд добывающих и (или) нагнетательных скважин для категории запасов А + Bl (С1) по месторождению в целом.
Требования технического проекта, установленные в отношении эксплуатационного объекта (ЭО), считаются выполненными, если соблюдены требования технического проекта, установленные в отношении месторождения в целом в пределах допустимых отклонений показателей, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 5.1 Правил.
Уровни ежегодных допустимых отклонений показателей, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 5.1 Правил, устанавливаются главами V, IX Правил и приложением к настоящим Правилам. Соблюдение недропользователем установленных Правилами уровней ежегодных допустимых отклонений определяется данными на конец календарного года.
Уровни добычи нефти и (или) свободного газа устанавливаются в соответствии с техническим проектом, согласованным с Комиссией (пункт 5.2 Правил).
Пунктом 5.5 Правил предусмотрено, что допускаются отклонения фактической годовой добычи нефти и (или) свободного газа по месторождению углеводородов от проектной величины, утвержденной в техническом проекте в соответствии с приложением к настоящим Правилам.
Согласно приложению к Правилам по месторождениям с проектным уровнем годовой добычи нефти, не превышающей 0,01 млн.т, что соответствует показателям Западно-Красновского месторождения, допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной устанавливается в соответствии с фактически достигнутым уровнем, то есть допускается любое отклонение.
Как следует из пункта 5.11 Правил, допускаются ежегодные отклонения по вводу новых скважин относительно установленных в TCP (технологическая схема разработки месторождения), ТПР (технологический проект разработки месторождения) и дополнениях к ним. Отклонение в сторону увеличения количества вводимых новых скважин устанавливается в соответствии с фактически достигнутым количеством.
Отклонения в сторону уменьшения количества вводимых новых скважин для месторождений с количеством согласно техническому проекту не более 10 ежегодно вводимых новых добывающих и нагнетательных скважин (суммарно) из бурения всего на месторождении по состоянию на конец календарного года (что соответствует показателям Западно-Красновского месторождения) устанавливается в соответствии с фактически достигнутым количеством скважин, то есть допускается любое отклонение.
В силу пункта 5.12 Правил допускаются отклонения по действующему фонду добывающих скважин относительно установленных в TCP, ТПР и дополнениях к ним. Отклонения в сторону увеличения количества добывающих скважин в действующем фонде устанавливается в соответствии с фактически достигнутым количеством.
Отклонения в сторону уменьшения количества добывающих скважин в действующем фонде для месторождений с количеством согласно техническому проекту не более 10 действующих добывающих скважин на месторождении по состоянию на конец календарного года (что соответствует показателям Западно-Красновского месторождения) устанавливается в соответствия с фактически достигнутым количеством скважин, то есть допускается любое отклонение.
Аналогичные правила установлены для определения допустимых отклонений по действующему фонду нагнетательных скважин (пункт 5.13 Правил).
Пунктом 5.15 Правил предусмотрено, что пользователь недр обеспечивает научное изучение и сопровождение разработки месторождения (ЭО), осуществляет самостоятельный анализ разработки месторождения (ЭО) и выполнения проектных решений, технологических показателей разработки месторождения (ЭО) и рациональной выработки (использованию) запасов углеводородов.
Согласно пункту 5.16 Правил пользователь недр имеет право принимать оперативные решения по рациональному использованию фонда скважин всех назначений без внесения изменений в TCP, ТПР и дополнения к ним, в том числе в случаях проведения ГТМ (геолого-технологических (технических) мероприятий), не меняющих основные положения технического проекта при условии, что уровни отбора нефти и (или) свободного газа находятся в пределах допустимых отклонений.
С учетом показателей на 2019 год, установленных Дополнением к технологической схеме, по добыче нефти (4 600 тонн), по действующему фонду добывающих скважин (6), по действующему фонду нагнетательных скважин (1), а также на основании пунктов 5.5, 5.11, 5.12, 5.13 Правил, суды пришли к выводу, что недропользователем на Западно-Красновском нефтяном месторождении не превышены допустимые значения отклонений по указанным показателям от установленных Дополнением к технологической схеме, так как для Западно-Красновского месторождения допустимыми признаются отклонения на уровне фактических показателей, то есть допускается любое отклонение от проектных показателей, при этом отклонений показателей по действующему фонду добывающих скважин и по действующему фонду нагнетательных скважин и по годовому вводу новых добывающих и нагнетательных скважин не имелось.
Также судами принято во внимание, что в соответствии с пунктом 5.1 Правил при оценке соблюдения недропользователем требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах, учитываются показатели уровня добычи нефти и количества действующих и новых добывающих и нагнетательных скважин в пределах ежегодных допустимых отклонений, недропользователем на Западно-Красновском нефтяном месторождении не превышены допустимые пределы отклонений по указанным показателям, при этом объем закачки рабочего агента к таким показателям не относится.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что в 2019 году общество как недропользователь на Западно-Красновском нефтяном месторождении выполнило требования Дополнений к технологической схеме, а осуществление им сверх предусмотренной закачки рабочего агента на Западно-Красновского нефтяном месторождении в 2019 году не является нарушением требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах, и, как следствие, не может быть признано нарушением условий лицензии.
При этом судами указано, что даже увеличение объема закачки рабочего агента сверх проектного уровня не позволило выйти на проектный уровень добычи нефти.
Судами не установлены условия и обстоятельства, влекущие на основании Правил возникновение у общества обязанности по внесению изменений в действующие Дополнения к технологической схеме разработки Западно-Красновского нефтяного месторождения.
Осуществление разработки нефтяного месторождения в соответствии с техническим проектом, технологической схемой не может признаваться нарушением условий лицензии.
Доказательства нарушения условий лицензии в материалы дела не представлены.
Основываясь на установленном, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о недоказанности наличия в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
По изложенным основаниям суды признали оспоренное постановление административного органа незаконным и подлежащим отмене.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управлением в кассационной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе со ссылкой на подпункт 6.5.2 Правил и на положения Правил подготовки технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2019 N 639, тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. По существу они свидетельствуют о несогласии с оценкой доказательств и установленными по делу фактическими обстоятельствами и сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что не допускается в суде кассационной инстанции в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 по делу N А55-31290/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом показателей на 2019 год, установленных Дополнением к технологической схеме, по добыче нефти (4 600 тонн), по действующему фонду добывающих скважин (6), по действующему фонду нагнетательных скважин (1), а также на основании пунктов 5.5, 5.11, 5.12, 5.13 Правил, суды пришли к выводу, что недропользователем на Западно-Красновском нефтяном месторождении не превышены допустимые значения отклонений по указанным показателям от установленных Дополнением к технологической схеме, так как для Западно-Красновского месторождения допустимыми признаются отклонения на уровне фактических показателей, то есть допускается любое отклонение от проектных показателей, при этом отклонений показателей по действующему фонду добывающих скважин и по действующему фонду нагнетательных скважин и по годовому вводу новых добывающих и нагнетательных скважин не имелось.
Также судами принято во внимание, что в соответствии с пунктом 5.1 Правил при оценке соблюдения недропользователем требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах, учитываются показатели уровня добычи нефти и количества действующих и новых добывающих и нагнетательных скважин в пределах ежегодных допустимых отклонений, недропользователем на Западно-Красновском нефтяном месторождении не превышены допустимые пределы отклонений по указанным показателям, при этом объем закачки рабочего агента к таким показателям не относится.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что в 2019 году общество как недропользователь на Западно-Красновском нефтяном месторождении выполнило требования Дополнений к технологической схеме, а осуществление им сверх предусмотренной закачки рабочего агента на Западно-Красновского нефтяном месторождении в 2019 году не является нарушением требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах, и, как следствие, не может быть признано нарушением условий лицензии.
...
Основываясь на установленном, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о недоказанности наличия в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 ноября 2021 г. N Ф06-10421/21 по делу N А55-31290/2020