г. Казань |
|
01 декабря 2021 г. |
Дело N А65-30222/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Кормакова Г.А., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
Общества с ограниченной ответственностью "Энерго защита" - Кириллова В.В., доверенность от 01.02.2021,
Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - Чиркина Е.С., доверенность от 12.08.2021, Царевой Н.В., доверенность от 11.01.2021,
Акционерного общества "Сетевая компания", гор. Казань - Рахматуллиной А.Р., доверенность от 10.06.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021
по делу N А65-30222/2020
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Энерго защита" (ОГРН 1135658030562, ИНН 5610156488) к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (ОГРН 1101690053497, ИНН 1655200443) третье лицо: Акционерное общество "Сетевая компания", гор. Казань, о признании незаконным бездействия Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, выразившегося в уклонении от открытия дела об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Энерго защита" от 02.09.2020, выраженное в письмах от 18.09.2020 N АШ-31/4375/2020, от 06.10.2020 N АШ-31/4700/2020, от 13.10.2020 N АШ- 31/4880/2020, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем открытия дела об установлении экономически обоснованного тарифа за 2021 год,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Энерго защита" (далее - заявитель, ООО "Энерго защита", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным бездействия Государственного комитета Татарстан по тарифам (далее - Комитет по тарифам, госорган, ответчик), выразившегося в уклонении от открытия дела об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год по заявлению общества от 02.09.2020, выраженное в письмах от 18.09.2020 N АШ-31/4375/2020, от 06.10.2020 N АШ-31/4700/2020, от 13.10.2020 N АШ-31/4880/2020, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем открытия дела об установлении экономически обоснованного тарифа за 2021 год.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.03.2021 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Акционерное общество "Сетевая компания" (далее - АО "Сетевая компания").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.04.2021 заявление ООО "Энерго защита" удовлетворено, признано незаконным бездействие Комитета по тарифам, выразившегося в уклонении от открытия дела об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год по заявлению ООО "Энерго защита" от 02.09.2020, выраженное в письмах от 18.09.2020 N АШ-31/4375/2020, от 06.10.2020 N АШ-31/4700/2020, от 13.10.2020 N АШ-31/4880/2020. Суд обязал Комитет по тарифам устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления и принятия по результатам рассмотрения заявления соответствующего решения в порядке, предусмотренном пунктом 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен тарифов в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178)
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 решение Арбитражного суда Республики Татарстан оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет по тарифам обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, просит судебные акты отменить. Настаивает на своей позиции об отсутствии оснований для принятия решения об открытии тарифного плана, ввиду отсутствия всех необходимых документов для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения.
Представитель Комитета в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель АО "Сетевая компания" просил оставить судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 02.09.2020 общество обратилось к ответчику с заявлением на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии с обосновывающими материалами к предложениям по тарифам на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.
По результатам рассмотрения заявления Комитет по тарифам направил в адрес заявителя письмо за N АШ-31/4375/2020, в котором указал на несоответствие представленных документов требованиям пункта 17 Правил N 1178, а именно: не подтверждено осуществление оказания услуг по передаче электрической энергии от точек приема до точек поставки, в связи с чем, принял решение о невозможности рассмотрения заявления заявителя и предложил заявителю направить материалы согласно требованию пункта 17 Правил N 1178 в полном объеме.
Не согласившись с данным отказом, ООО "Энерго защита" обратилось в госорган с письмом от 29.09.2020 N 199-09/2020 с указанием на исчерпывающий перечень случаев отказа в открытии дела об установлении цен (тарифов), в котором отсутствует возможность отказа в открытии дела на указанном Комитетом по тарифам основании.
Ответом от 06.10.2020 N АШ-31/4700/2020 Комитет по тарифам пояснил, что письмом от 18.09.2020 N АШ-31/4375/2020 он не отказал в открытии тарифного дела, а запросил у заявителя материалы в соответствии с обязательными требованиями пункта 17 Правил N 1178 и предложил повторно их представить, включая заявление на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Общество письмом от 07.10.2020 N 211-10/20 еще раз уведомило госорган о том, что в случае, если Комитет по тарифам не отказывает в открытии тарифного дела в установленный законом срок, указанному в Правилах и Приказе ФАС N 834/18 от 19.06.2018, то, соответственно, не имеется вышеуказанных оснований для отказа и закрепленных в законодательстве препятствий в открытии тарифного дела в разумные сроки.
В ответ на письмо общества 13.10.2020 госорган сообщил, что в ходе проводимого анализа установлена необходимость в предоставлении недостающих материалов, обязанность в предоставлении которых к подаваемому заявлению предусмотрена абзацем 13 пункта 17 Правил N 1178. В случае отказа заявителя в предоставлении полного пакета документов, запрашиваемых Госкомитетом в соответствии с абзацем 13 пункта 17 Правил N 1178, объективное и всестороннее рассмотрение заявления от 02.09.2020 N 142-09/20 не представляется возможным.
Заявитель, полагая, что его права были нарушены бездействием Государственного комитета, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что общество при подаче заявления об установлении тарифа в Комитет обращалось в АО "Сетевая компания" (далее также третье лицо) с заявлением от 13.10.2020 N 221-10/20 о заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
В ответ на указанное обращение АО "Сетевая компания" письмом от 20.10.2020 N 148р-14-4683 сообщило о невозможности заключения договора ввиду отсутствия у ООО "Энерго защита" установленного тарифа на услуги по передаче электрической энергии, со ссылкой на пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа).
Исходя из вышеизложенного судами сделан вывод о том, что заключение договора на осуществление регулируемой деятельности до установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии, является невозможным, в силу прямого противоречия нормам Правил недискриминационного доступа.
Установив отсутствие у заявителя тарифа, а, соответственно, возможности оказания услуг по передаче электрической энергии, суды признали, что у смежной сетевой организации не было законных оснований по заключению с ООО "Энерго защита" договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
Следовательно, как указали суды, требование Комитет по тарифам о представлении ООО "Энерго защита" договоров на осуществление регулируемой деятельности со смежной сетевой организацией является необоснованным, а, соответственно, непредставление данных договоров не может являться основанием для уклонения от установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО "Энерго защита".
Судебная коллегия кассационной инстанции считает, выводы судов ошибочными, основанными на ошибочном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), в соответствии с пунктом 3 статьи 24 которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 названного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Данные Правила определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, также утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Как усматривается из материалов дела, общество 02.09.2020 обратилось в Комитет по тарифам с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год (исх. N 142-09/20).
В ходе рассмотрения указанного заявления комитетом выявлено отсутствие обязательных документов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов, что является нарушением требований пункта 17 Правил N 1178.
Письмом от 18.09.2020 (исх. N АШ-31/4375/2020) госорган проинформировал общество о выявленном факте и необходимости предоставления обязательных документов.
Дополнительно в письме от 06.10.2020 N АШ-31/4375/2020 Комитет по тарифам разъяснил обществу, что он не отказывает обществу в открытии тарифного дела, а запрашивает обязательные к представлению документы для рассмотрения заявления об установлении тарифов.
Письмом от 13.10.2020 (исх. N АШ-31/4880/2020) Государственный комитет повторно указано на необходимость предоставления недостающих документов, со ссылкой на соответствующие положения федерального законодательства, а также разъяснил, что не направление обязательных к представлению документов не позволяет провести всестороннее и объективное рассмотрение заявления ООО "Энерго защита" от 02.09.2020 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 1178 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения (заявление) об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами об установлении, в частности, тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Подпунктом 13 пункта 17 Правил N 1178 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1892) установлено, что к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 данных Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают, в том числе документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты).
При этом организация, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, не освобождается от обязанности представить с заявлением договоры в соответствии с подпунктом 13 пункта 17 Правил N 1178.
Так, согласно пункту 18 Правил N 1178 для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 данных Правил. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме, за исключением индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии и цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Иные сроки установления тарифов для индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии и цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети подлежат установлению в соответствии с абзацами 2 - 4 данного пункта, а именно с начала очередного расчетного периода регулирования. Тем самым, данным пунктом для указанных организаций установлено исключение не в части полноты представления в регулирующий орган обосновывающих материалов, а в части сроков подачи документов, отличных от установленных в пункте 12 данных Правил, а также сроков установления тарифов.
В соответствии со статьей 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Данный порядок определен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
Из пункта 7 данных Правил следует, что под технологическим присоединением понимается состоящая из нескольких этапов процедура, целью которой является создание условий для получения потребителем электрической энергии через электроустановки сетевой организации, завершающаяся фактической подачей напряжения и составлением актов о технологическом присоединении и разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, однако при условии соблюдения данных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином, предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно абзацу 8 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Согласно абзацу 8 пункта 28 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической) энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
Пунктом 9 Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации. Из вышеуказанного следует, что отсутствие установленного тарифа не исключает возможности заключения договора по технологическому присоединению.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что отсутствие установленного тарифа не исключает возможности заключения договора по технологическому присоединению. При этом, исполнение договора между смежными сетевыми организациями осуществляется со дня вступления в силу установленных индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между данными смежными сетевыми организациями (пункт 40.1 Правил недискриминационного доступа).
Пункт 6 Правил недискриминационного доступа не устанавливает каких-либо запретов для собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства на заключение договора на осуществление регулируемой деятельности до установления тарифов, а лишь указывает, что после установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии данные лица вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства.
Анализ вышеприведенных норм в сфере электроэнергетики, регулирующих спорные правоотношения, позволяет сделать вывод о том, что заключение договора между сетевыми организациями является первоочередным по отношению к установлению тарифов для организации.
Таким образом, к заявлению об установлении тарифа должен быть приложен в числе прочего и договор на осуществление регулируемой деятельности.
Выводы судов об обратном судебная коллегия признает ошибочными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований общества.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу N А65-30222/2020 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью "Энерго защита" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, о признании незаконным бездействия Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, выразившегося в уклонении от открытия дела об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энерго защита" от 02.09.2020, выраженное в письмах от 18.09.2020 N АШ-31/4375/2020, от 06.10.2020 N АШ-31/4700/2020, от 13.10.2020 N АШ- 31/4880/2020, а также об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем открытия дела об установлении экономически обоснованного тарифа за 2021 год, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Г.А. Кормаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований общества."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 декабря 2021 г. N Ф06-10239/21 по делу N А65-30222/2020