г. Казань |
|
30 ноября 2021 г. |
Дело N А65-29194/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Булыщенко А.Р. (доверенность от 11.03.2021 N 11/03/2021),
ответчика - Чиркина Е.С. (доверенность от 12.08.2021 N 35/14-21), Царевой Н.В. (доверенность от 11.01.2021 N 1/14-21), Биккининой Ч.А. (доверенность от 28.12.2020 N 46/14-25),
третьего лица - Рахматуллиной А.Р. (доверенность от 10.06.2021 N 119-13/548),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021, дополнительное постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021
по делу N А65-29194/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергопартнер+" (г. Казань, ОГРН 1201600050464, ИНН 1660348100) о признании незаконным отказа Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (г. Казань, ОГРН 1101690053497, ИНН 1655200443) в открытии дела об установлении тарифа на передачу электрической энергии на 2021 год, с участием третьего лица: акционерного общества "Сетевая компания",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энергопартнер+" (далее - ООО "Энергопартнер+", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным отказа Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее - ответчик, Комитет по тарифам) в открытии дела об установлении тарифа на передачу электрической энергии на 2021 год.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Сетевая компания" (третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.05.2021 по делу N А65-29194/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 по делу N А65-29194/2020 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.05.2021 отменено, по делу принят новый судебный акт. Признан незаконным отказ Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, выраженный в письме от 17.11.2020 N АШ-31/5696/2020, в открытии дела об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергопартнер+".
Дополнительным постановлением от 22.09.2021 по делу N А65-29194/2020 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд обязал Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления и принятия по результатам рассмотрения заявления соответствующего решения в порядке, предусмотренном пунктом 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен тарифов в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее- Правила N 1178).
В кассационной жалобе Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам просит отменить постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021, дополнительное постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 16.11.2021 объявлялся перерыв до 16 часов 15 минут 23.11.2021.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 23.11.2021 судья Хакимов И.А. заменен на судью Хабибуллина Л.Ф., рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании после перерыва приняли участие представители: ответчика - Царева Н.В. (доверенность от 11.01.2021 N 1/14-21), третьего лица - Рахматуллина А.Р. (доверенность от 10.06.2021 N 119-13/548).
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами, общество обратилось в Комитет по тарифам с заявлением от 02.11.2020 N 3/20-и об установлении регулируемого тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.
Комитет по тарифам письмом от 17.11.2020 N АШ-31/5696/2020 сообщил обществу о невозможности рассмотрения заявления и открытии тарифного дела, предложил представить материалы согласно требованиям пункта 17 Правил N 1178 в полном объеме.
Общество оспорило отказ в открытии дела об установлении тарифа на 2021 год в судебном порядке.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Правил N 1178, исходил из того, что представление договора на осуществление регулируемого вида деятельности является обязательным, в том числе и для организаций, подающих заявление на первый регулируемый период; у ответчика не имелось оснований для рассмотрения заявления об открытии тарифного дела в отсутствие договора на осуществление регулируемого вида деятельности; у заявителя и третьего лица не имелось препятствий к заключению договора оказания услуг по передаче электроэнергии до установления тарифа.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к противоположным выводам, при этом исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 названного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила N 1178).
Правила N 1178 определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1178 в рамках установленных Федеральной антимонопольной службой предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).
Цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев (пункт 7 Правил N 1178).
В силу пункта 8 Правил N 1178 установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил N 1178 установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Перечень документов, которые необходимо представить с указанным заявлением, установлен в пункте 17 Правил N 1178, согласно которому организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в числе обосновывающих материалов прилагают, в том числе: документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты) (подпункты 13).
Пунктом 20 Правил N 1178 предусмотрено, что по результатам проведенного в течение 14 дней с даты регистрации анализа документов, регулирующий орган направляет заявителю, извещение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (в случае открытия дела) с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 1178 регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Экспертное заключение регулирующего органа, а также экспертное заключение организации (в случае его представления), иных заинтересованных лиц, приобщается к делу об установлении цен (тарифов).
Согласно пункту 24 Правил N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 утверждены Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям и представляют собой требования к техническим параметрам названных объектов электросетевого хозяйства (линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, другого предназначенного для обеспечения электрических связей и передачи электрической энергии оборудования), количественным и качественным показателям деятельности их собственников (владельцев).
Обосновывая отказ в открытии дела об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, Госкомитет указал на представление неполного пакета документов, а именно, обществом не был приложен договор на осуществление регулируемой деятельности, который, по мнению комитета, является обязательным документом для установления тарифа в соответствии с абзацем 13 пункта 17 Правил N 1178.
По мнению суда апелляционной инстанции выводы Госкомитета неправомерны.
Согласно пункту 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
Пунктом 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, включающие в себя существенные условия указанных договоров, регулируются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа).
Положения Правил N 1178 определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, следовательно, не регулируют взаимоотношения по заключению договора оказания услуг по передаче электрической энергии (пункт 1 Правил N 1178).
Согласно подпункту 13 пункта 17 Правил N 1178 к заявлению об установлении тарифа прилагаются документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности.
В соответствии пунктом 6 Правил недискриминационного доступа собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии может осуществляться лицами, указанными в пункте 6 Правил недискриминационного доступа, только после установления для них тарифа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции отметил, что ООО "Энергопартнер+" является организацией, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
Таким образом, суд апелляционный инстанции заключил, что выполнение требования о предоставлении договора на осуществление регулируемой деятельности необходимо для организаций, в отношении которых ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов. На организации, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, не распространяется требование о предоставлении договора на осуществление регулируемой деятельности.
ООО "Энергопартнер+" обратилось в адрес АО "Сетевая компания" с заявлением от 18.11.2020 N 15/20-И о заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии. Письмом от 07.12.2020 N 148р-14-5495 АО "Сетевая компания" сообщило о невозможности заключения договора ввиду отсутствия у ООО "Энергопартнер+" установленного тарифа на услуги по передаче электрической энергии, со ссылкой на пункт 6 Правил недискриминационного доступа.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что заключение договора на осуществление регулируемой деятельности до установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии является невозможным, в силу прямого противоречия нормам Правил недискриминационного доступа.
Из пункта 40 (1) Правил недискриминационного доступа следует, что исполнение затребованного договора между смежными сетевыми организациями возможно со дня вступления в силу установленных индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между данными смежными сетевыми организациями.
Статья 3 Закона об электроэнергетике определяет понятие территориальной сетевой организации как коммерческой организации, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом об электроэнергетике, с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Апелляционный суд указал, что договор заключается между "сетевыми организациями", и поскольку ООО "Энергопартнер+" на данный момент не обладает статусом территориальной сетевой организации и не имеет законных оснований на заключение договоров на осуществление регулируемой деятельности, то, соответственно, не может предоставить затребованные договоры.
При этом намерения ООО "Энергопартнер+" на осуществление планируемой регулируемой деятельности в Республике Татарстан подтверждены договорами купли-продажи электрооборудования, договорами аренды действующей электроустановки и договорами технологического присоединения (акты технологического присоединения) абонентов к сетям ООО "Энергопартнер+".
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) проводит проверку соответствия организации критериям территориальной сетевой организации (пункт 24 Правил N 1178) и при условии соответствия организации критериям территориальной сетевой организации устанавливает тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, до признания организации соответствующей критериям территориальной сетевой организации и установления для нее тарифа на услуги по передаче электрической энергии организация является иным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства. Соответственно, положения Правил недискриминационного доступа, предусмотренные для сетевых организаций, к ним не применяются, о чем прямо указано в абзаце 2 пункта 6 Правил недискриминационного доступа.
Суд второй инстанции заключил, что заключение договора между АО "Сетевая компания" и ООО "Энергопартнер+" возможно только после установления индивидуального тарифа для взаиморасчетов между указанными лицами. При этом действие договора будет распространяться на отношения, возникшие с даты вступления в силу соответствующего тарифа (пункт 40.1 Правил недискриминационного доступа).
Таким образом, в связи с отсутствием у заявителя тарифа, и, соответственно, возможности оказания услуг по передаче электрической энергии, у смежной сетевой организации не было законных оснований по заключению с ООО "Энергопартнер+" договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
Следовательно, требование Госкомитета о представлении ООО "Энергопартнер+" договоров на осуществление регулируемой деятельности со смежной сетевой организацией является необоснованным, и соответственно, непредставление данных договоров не может являться основанием для уклонения от установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО "Энергопартнер+".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности отказа Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, выраженного в письме от 17.11.2020 N АШ-31/5696/2020, в открытии дела об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергопартнер+".
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен тарифов в электроэнергетике, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Порядок рассмотрения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявлений об установлении тарифов установлен Правилами N 1178.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 1178 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения (заявление) об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами об установлении, в частности, тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Подпунктом 13 пункта 17 Правил N 1178 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1892) установлено, что к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 данных Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают, в том числе документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты).
При этом организация, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, не освобождается от обязанности представить с заявлением договоры в соответствии с подпунктом 13 пункта 17 Правил N 1178.
Так, согласно пункту 18 Правил N 1178 для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 данных Правил. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме, за исключением индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии и цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Иные сроки установления тарифов для индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии и цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети подлежат установлению в соответствии с абзацами 2 - 4 данного пункта, а именно с начала очередного расчетного периода регулирования. Тем самым, данным пунктом для указанных организаций установлено исключение не в части полноты представления в регулирующий орган обосновывающих материалов, а в части сроков подачи документов, отличных от установленных в пункте 12 данных Правил, а также сроков установления тарифов.
В соответствии со статьей 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Данный порядок определен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
Из пункта 7 данных Правил следует, что под технологическим присоединением понимается состоящая из нескольких этапов процедура, целью которой является создание условий для получения потребителем электрической энергии через электроустановки сетевой организации, завершающаяся фактической подачей напряжения и составлением актов о технологическом присоединении и разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, однако при условии соблюдения данных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином, предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно абзацу 8 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Согласно абзацу 8 пункта 28 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической) энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
Пунктом 9 Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации. Из вышеуказанного следует, что отсутствие установленного тарифа не исключает возможности заключения договора по технологическому присоединению.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что отсутствие установленного тарифа не исключает возможности заключения договора по технологическому присоединению. При этом, исполнение договора между смежными сетевыми организациями осуществляется со дня вступления в силу установленных индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между данными смежными сетевыми организациями (пункт 40.1 Правил недискриминационного доступа).
Пункт 6 Правил недискриминационного доступа не устанавливает каких-либо запретов для собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства на заключение договора на осуществление регулируемой деятельности до установления тарифов, а лишь указывает, что после установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии данные лица вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства.
Суд кассационной инстанции полагает, что высказанная судом первой инстанции правовая позиция относительно того, что заключение договора между сетевыми организациями является первоочередным по отношению к установлению тарифов для организации, является обоснованной и соответствующей законодательству в сфере электроэнергетике.
Таким образом, к заявлению об установлении тарифа должен быть приложен в числе прочего и договор на осуществление регулируемой деятельности.
Выводы суда апелляционной инстанции об обратном судебная коллегия признает ошибочными.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, с учетом непредставления Обществом предусмотренных подпунктом 13 пункта 17 Правил N 1178 документов, правомерно отказал в удовлетворении заявления.
На основании изложенного постановление от 26.11.2021, дополнительное постановление от 22.09.2021 подлежат отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 31.05.2021 по настоящему делу.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021, дополнительное постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 по делу N А65-29194/2020 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.05.2021 по данному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из вышеприведенных правовых норм следует, что отсутствие установленного тарифа не исключает возможности заключения договора по технологическому присоединению. При этом, исполнение договора между смежными сетевыми организациями осуществляется со дня вступления в силу установленных индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между данными смежными сетевыми организациями (пункт 40.1 Правил недискриминационного доступа).
Пункт 6 Правил недискриминационного доступа не устанавливает каких-либо запретов для собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства на заключение договора на осуществление регулируемой деятельности до установления тарифов, а лишь указывает, что после установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии данные лица вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства.
...
Выводы суда апелляционной инстанции об обратном судебная коллегия признает ошибочными.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, с учетом непредставления Обществом предусмотренных подпунктом 13 пункта 17 Правил N 1178 документов, правомерно отказал в удовлетворении заявления.
На основании изложенного постановление от 26.11.2021, дополнительное постановление от 22.09.2021 подлежат отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 31.05.2021 по настоящему делу."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 ноября 2021 г. N Ф06-11257/21 по делу N А65-29194/2020
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11257/2021
22.09.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9913/2021
26.07.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9913/2021
31.05.2021 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-29194/20