г. Казань |
|
09 декабря 2021 г. |
Дело N А12-33067/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Бубновой Е.Н., Филимонова С.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания,
рассмотрел в открытом (закрытом) судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восторг 61"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.07.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021
по делу N А12-33067/2020
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик - Волгоград" (ОГРН 1103458000337, ИНН 3426013572) к обществу с ограниченной ответственностью "Восторг 61" (ОГРН 1176196027974, ИНН 6166105231) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" ( в настоящее время в связи с изменением наименования - общество с ограниченной ответственностью "Ситиматик - Волгоград", далее - ООО "Ситиматик - Волгоград", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Восторг 61" (далее - ООО "Восторг 61", ответчик) о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по май 2020 года в сумме 648 548,04 руб., а также судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 15 971 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.07.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по делу N А12-33067/2020, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "Восторг 61" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Ответчик ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на не полное исследование судами доказательств, представленных в материалы дела, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В частности, ответчик указывает на то, что у ООО "Восторг 61" имелся договор с иным лицом на оказание транспортировки отходов, которые не относятся к ТКО и согласно имеющимся паспортам отходов по ФККО, имеют классность опасности IV - V. Соответственно, факт оказания истцом спорных услуг ответчику материалами дела не подтвержден, исковые требования удовлетворены неправомерно.
Более подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статей 274, 284, 286-288 АПК РФ применительно к доводам кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Поволжского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций на основании материалов дела, ООО "Ситиматик-Волгоград" наделено статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 811 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
По результатам конкурсного отбора с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области 06.08.2018 подписано соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области, определяющее, в том числе, права и обязанности его сторон, порядок деятельности регионального оператора.
ООО "Управление отходами - Волгоград" (ООО "Ситиматик - Волгоград") начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области до 31.12.2028.
Согласно доводам истца, им ответчику оказывались услуги по вывозу ТКО в соответствии с договором, заключенным сторонами на типовых условиях, сумма задолженности ответчика перед истцом за период с января 2019 года по май 2020 года составляет 648548,04 руб.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Рассматривая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 307, 309, 310, 421, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 24.06.1998 N 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами) и, установив факт оказания истцом ответчику спорных услуг в исковой период, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суды обоснованно исходили из следующего.
Как указано ранее, ООО "Ситиматик-Волгоград" наделено статусом регионального оператора по оказанию услуг по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами представляет собой юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами N 1156.
Правила обращения с ТКО, установленные Правилами N 1156 определяют порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 4 Правил N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Согласно абзацу 2 пункта 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
В этом случае потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156.
Как установлено судами, на официальном сайте регионального оператора размещена и находится в свободном доступе форма договора-оферты на оказание услуги по обращению с ТКО.
Типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство NПИ N ТУ 34 - 00826 от 26.07.2017).
Согласно абзацу 4 пункта 8(17) Правил N 1156, в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональный оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Единые тарифы на услугу регионального оператора устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами").
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2018 N 47/23 установлен единый тариф на услугу Регионального оператора с твердыми коммунальными отходами ООО "Управление отходами - Волгоград" (ООО "Ситиматик - Волгоград") - 557,86 руб./куб. м, с учетом НДС.
С учетом установленных обстоятельств по настоящему делу, суды верно исходили из того, что оказание региональным оператором услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
В ходе рассмотрения настоящего дела судами отклонены доводы ответчика, указывающего на неподтвержденность оказания истцом услуг ответчику.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства ( договор N 1156 от 27.05.2020 г., данные системы ГЛОНАСС, счета-фактуры (универсальные передаточные документы)), суды установили факт оказания истцом ответчику услуг в спорный период на условиях типового договора.
Указанное ответчиком не опровергнуто.
Суды верно исходили из того, что ответчиком не опровергнуты факты возникновения ТКО в результате его деятельности, размещение ТКО ответчиком на контейнерной площадке для вывоза истцом.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
Однако соответствующие доказательства ответчиком не представлены.
Как установлено судами, письменных заявлений об отказе от получения услуг (пользования ими) в спорный период от ответчика не поступало.
Доказательств неоказания, ненадлежащего оказания услуг, либо оказание спорных услуг иным лицом - применительно к исковому периоду, не представлено.
Ссылка ответчика на отсутствие обязанности по оплате долга по причине заключенного с ООО "Дельта" договора N 21548/20 от 03.12.2019, судами правомерно отклонена с указанием на то, что данное лицо не является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и не может выполнять его функции.
Кроме того, как верно указали суды, представленные ответчиком договоры не подтверждают факт вывоза иными лицами твердых коммунальных отходов, их предметом является оказание услуг по транспортированию и передаче для дальнейшего размещения отходов производства и потребления в твердом агрегатном состоянии, не относящихся к твердым коммунальным отходам, - соответственно, в данном случае имеют место иные правоотношения, не связанные с деятельностью регионального оператора ( т.1 л.д.95-104).
Истец оказывает услуги по обращению именно с твердыми коммунальными отходами.
Довод ответчика о том, что представленная информация системы GPS/ГЛОНАСС мониторинга автотранспорта не содержит сведения о месте вывоза ТКО с контейнерной площадки, принадлежащей ответчику и включенной в реестр, также правомерно отклонен судами, с указанием на то, что, ответчик ссылается на осуществление деятельности без образования мусора и неоказание ему услуг, указанные доводы ответчика противоречат установленным обстоятельствам по делу.
Как верно указали суды, учитывая общедоступность контейнеров для сбора ТКО и отсутствие препятствий для складирования отходов на любой контейнерной площадке, потребитель не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО. Складирование отходов в данном случае допускается в местах накопления ТКО, расположенных в непосредственной близости от месторасположения объекта ответчика.
Как указано ранее, факт оказания истцом ответчику услуг не опровергнут.
Коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с Правилами N 505.
Размер платы за услуги по обращению с ТКО, предоставленную ответчику определен на основании количества расчетных единиц, норматива накопления ТКО (утвержден Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30.06.2017 N 21), единого тарифа на услугу регионального оператора.
Расчет исковых требований проверен судами, признан обоснованным и правомерным.
Арифметическая правильность, обоснованность данного расчета, не оспорены.
Доказательства погашения задолженности в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного исковые требования удовлетворены законно и обоснованно.
Все доводы заявителя кассационной жалобы ранее были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и правомерно отклонены при надлежащей правовой оценке.
Соответственно, доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в судах первой и апелляционной инстанций, и направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд округа приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций приняли законное и обоснованное решение по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.
Доказательства, опровергающие правомерность выводов судов, в материалах дела отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.07.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по делу N А12-33067/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Е.Н. Бубнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 2 пункта 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
В этом случае потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156.
...
Согласно абзацу 4 пункта 8(17) Правил N 1156, в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональный оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Единые тарифы на услугу регионального оператора устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами")."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 декабря 2021 г. N Ф06-11286/21 по делу N А12-33067/2020