г. Казань |
|
21 января 2022 г. |
Дело N А12-11769/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе судьи Хабибуллина Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижневолжское управление ремонта скважин"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.07.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 принятые в порядке упрощенного производства
по делу N А12-11769/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижневолжское управление ремонта скважин" (ОГРН 1033400636059) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (ОГРН 1043400395631) о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нижневолжское управление ремонта скважин" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (далее - инспекция) от 27.04.2021 N 34442109000079500004 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 19.01.2022 произведена замена судьи Хакимова И.А. на судью Хабибуллина Л.Ф.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекцией проведена документальная проверка соблюдения обществом валютного законодательства Российской Федерации за период с 01.07.2019 по 31.12.2020, о чем составлен акт проверки от 14.04.2021 N 344420210004004.
В ходе проверки выявлен факт ненадлежащего исполнения обществом обязанности по своевременному направлению в налоговый орган по месту своего учёта уведомления об открытии (закрытии) счета в расположенном за пределами территории Российской Федерации банке, что является нарушением части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании)
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ, инспекция составила протокол об административном правонарушении от 13.04.2021 N 34442109000079500003 и вынесла постановление от 27.04.2021 N 34442109000079500004 о привлечении к административной ответственности в виде 50 000 рублей штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности события административного правонарушения и вины общества, а также соблюдения налоговым органом установленной законом процедуры и срока привлечения к административной ответственности, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным, снижения размера штрафа, а также замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
В соответствии с частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В подпункте "в" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании указано, что резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с российским законодательством заявитель является резидентом.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о валютном регулировании резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", открывают без ограничений счёта (вклады) в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, в соответствии с личным законом таких организаций имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счёт резидента.
В силу части 2 статьи 12 Закона о валютном регулировании за исключением случаев, установленных частью 8 настоящей статьи, резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Судами установлено, что при закрытии 23.09.2019 счёта N 42103810100000000005, открытого обществом в банке Commercial bank "UNI VERSAL-BANK", расположенном за пределами территории Российской Федерации, срок для предоставления уведомления о закрытии счёта в налоговый орган истекал 23.10.2019.
Вместе с тем уведомление о закрытии счёта предоставлено обществом в налоговый орган только 22.01.2021.
Указанные действия (бездействие) заявителя образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных выше норм права в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ.
Нарушений процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности не установлено. Суды также не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения. При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.1.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Административный штраф в рассматриваемом случае является адекватной мерой ответственности, и назначен в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 15.25 КоАП РФ.
Довод общества о необходимости замены административного штрафа на предупреждение правомерно отклонен судами, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ (за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба), которых в рассматриваемом случае судами не установлено.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Как обоснованно отметили суды, общество ранее привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ, что подтверждается постановлениями инспекции о назначении административного наказания от 27.04.2021.
Довод общества о том, что несвоевременное предоставление нескольких уведомлений об открытии (закрытии) банковских счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации с нарушением сроков их предоставления образует единый состав одного правонарушения, отклоняется судом кассационной инстанции.
Форма уведомления об открытии (закрытии) счёта (вклада) в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, утверждённая Приказом ФНС России от 24.04.2020 N ЕД7-14/272@ "Об утверждении форм, форматов уведомлений об открытии (закрытии) счёта (вклада), об изменении реквизитов счёта (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и способа их представления резидентом налоговому органу, формы уведомления о наличии счёта в банке за пределами территории Российской Федерации, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось" (зарегистрировано в Минюсте России 04.06.2020 N 58591), предусматривает сообщение лишь об одном счёте, открытом (закрытом) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации.
Таким образом, на каждый счёт, открытый (закрытый) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, необходимо предоставлять отдельное уведомление, срок предоставления которого в налоговый орган исчисляется по каждому изменению (открытию или закрытию) каждого счёта в отдельности.
В силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершённое административное правонарушение.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.
В рассматриваемом случае позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная им в определении от 01.02.2021 N 301-ЭС20-15182, не применима, так как каждое выявленное в ходе проверки нарушение образует самостоятельный состав административного правонарушения по части 2 статьи 15.25 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, суды установили все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, квалифицировав действия заявителя в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Доводы, приведенные заявителем, по сути, выражают несогласие с оценкой установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу. Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.07.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 по делу N А12-11769/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как обоснованно отметили суды, общество ранее привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ, что подтверждается постановлениями инспекции о назначении административного наказания от 27.04.2021.
...
В силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершённое административное правонарушение.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.
В рассматриваемом случае позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная им в определении от 01.02.2021 N 301-ЭС20-15182, не применима, так как каждое выявленное в ходе проверки нарушение образует самостоятельный состав административного правонарушения по части 2 статьи 15.25 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 января 2022 г. N Ф06-12914/21 по делу N А12-11769/2021