г. Казань |
|
28 января 2022 г. |
Дело N А49-5854/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Мухаметшина Р.Р., Ольховикова А.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-газ-сервис" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 22.09.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021 по делу N А49-5854/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-газ-сервис"" (ОГРН 1025801440587, ИНН5837018796) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (ОГРН 1025801359539, ИНН 5836011815), третьи лица: администрация Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области, администрация Пензенского района Пензенской области о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строй-газ-сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 13.05.2021 по делу N 058/01/16-158/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области (далее - администрация Богословского сельсовета, администрация), администрация Пензенского района Пензенской области (далее - администрация Пензенского района).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
На основании приказа от 01.10.2020 N 118 антимонопольным органом проведена внеплановая проверка соблюдения администрацией Богословского сельсовета законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки у единственного поставщика/подрядчика в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, при заключении муниципального контракта от 23.08.20219 N 1 на выполнение работ по капитальному ремонту напорного канализационного коллектора села Богословка.
Решением управления от 13.05.2021 по делу N 058/01/16-158/2021 действия администрации и общества, выразившиеся в заключение и реализации соглашения с обществом, целью которого являлось предоставление обществу преимущественного права на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта - напорного канализационного коллектора села Богословка, которое привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, признаны нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Не согласившись с решением управления, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды правомерно исходили из следующего.
Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Для целей квалификации соглашений, достигнутых между субъектами, указанными в диспозиции статьи 16 Закона о защите конкуренции, установлению подлежит, в том числе, законность заключения таких соглашений, а также наступление или возможное наступление последствий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции.
Как следует из материалов дела, в соответствии с актом об установлении факта аварии от 09.04.2019 в ходе осмотра напорно-самотечного коллектора МУП "Богословка" УКС 4 г. Пенза, продолжительность которого составляет 8 км, установлены многочисленные провалы грунта с выходом канализационных масс на поверхность через места разрушения напорно-самотечного канализационного коллектора. На данном участке расположен линейный объект, напорно-самотечный канализационный коллектор, который заложен на глубине 2-м, материал трубы сталь. В связи с отсутствием аварийного канализационного коллектора, предназначенного для отвода сточных вод, на время проведения ремонтно-восстановительных работ на основном коллекторе, нет технической возможности остановки движения масс для проведения осмотра аварийного участка. Для ликвидации последствий аварии на напорно-самотечном канализационном коллекторе требуется провести аварийно восстановительные работы путём замены трубы.
На внеочередном заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Пензенского района Пензенской области рассмотрен вопрос о мероприятиях по ликвидации аварии на напорном канализационном коллекторе, расположенном в селе Богословка Богословского сельсовета Пензенского района (протокол от 09.04.2019 N 2-1).
Постановлением администрации Пензенского района от 10.04.2019 N 429 на территории Богословского сельсовета введен режим чрезвычайной ситуации.
Маршрутная карта капитального ремонта напорного канализационного коллектора в селе Богословка утверждена постановлением от 24.06.2019 N 170, в соответствии с которым производство работ планировалось начать с 02.07.2019 и завершить их 09.09.2019.
26.06.2019 администрации предоставлена субсидия из бюджета Пензенской области в размере 24 231 300 рублей.
23.08.2019 между администрацией Богословского сельсовета (заказчик) и обществом (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 1 на выполнение капитального ремонта напорного канализационного коллектора села Богословка. Цена контракта - 33 616 180,16 руб. Сроки выполнения работ - 90 календарных дней с даты заключения контракта. Дополнительным соглашением от 23.12.2019 изменены условия муниципального контракта в части стоимости работ (увеличена до 35 612 666,71 руб.) и сроков окончания работ (продлены до 25.12.2019).
Администрация Богословского сельсовета указала, что заказчиком принято решение об осуществлении закупки у единственного поставщика на основании пункта 9 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку применение конкурентных процедур нецелесообразно в связи с длительностью сроков их проведения и введённым режимом чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, когда применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Режим чрезвычайной ситуации в связи с аварией 09.04.2019 на напорном канализационном коллекторе в селе Богословка введён с 10.04.2019.
Как правильно отметили суды, с этого момента у администрации Богословского сельсовета возникло основание и появилась возможность подготовить конкурсную документацию для определения подрядчика с применением конкурсной процедуры либо, в случае обоснованной необходимости оперативного устранения аварии, в предельно короткий срок определить единственного подрядчика без применения конкурентных процедур.
Однако администрация Богословского сельсовета в течение более двух месяцев предприняла единственное действие - обратилась в Управление жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области в заявлением о предоставлении субсидии на софинансирование работ по капитальному ремонту напорного канализационного коллектора.
Администрация Богословского сельсовета только 24.06.2019 утвердила маршрутную карту мероприятий по ликвидации аварии на коллекторе, несмотря на то, что соглашение о предоставлении субсидии было заключено 21.06.2019. И даже после фактического предоставления субсидии 26.06.2019 администрация не приняла в разумные сроки мер ни к проведению закупки с применением конкурентных процедур определения подрядчика, ни к определению единственного подрядчика.
При этом рабочая документация капитального ремонта напорного канализационного коллектора в селе Богословка была разработана ещё в 2017 году. Сметная стоимость проекта получила положительное заключение государственной экспертизы. Следовательно, напорный канализационный коллектор находился в неудовлетворительном состоянии ещё в 2017 году. Поэтому случившаяся в 2019 году авария не мола быть неожиданной для администрации Богословского сельсовета, что предполагает возможность заранее подготовиться к такой аварии и принять меры к устранению её последствий, в том числе - подготовить документацию о закупке. Вместе с тем, администрацией 23.08.2019 заключен муниципальный контракт с единственным поставщиком (подрядчиком) - обществом.
Учитывая установленные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что заключение муниципального контракта спустя четыре месяца после введения режима чрезвычайной ситуации и спустя два месяца после предоставлении субсидии из бюджета Пензенской области определённо свидетельствует о том, что администрация имела достаточно времени для подготовки и проведения конкурентной процедуры закупки.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что необходимость оперативного проведения работ по устранению причин аварии, с учётом фактического времени между аварией и началом работ по капитальному ремонту объекта, не может быть признана реальной причиной заключения муниципального контракта с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе без применения конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В свою очередь, общество, заключая муниципальный контракт в августе 2019 года, должно было знать о введении режима чрезвычайной ситуации на территории села Богословка ещё в апреле 2019 года и, в силу большого временного разрыва между аварией и заключением контракта на проведение капитального ремонта, сознавать, что такое длительное не заключение контракта заведомо исключает целесообразность не применения конкурентной процедуры выбора поставщика, поскольку единственная разумная цель заключения контракта с единственным поставщиком - обеспечение оперативного устранения последствий аварии - в данном случае уже стала не достижимой. Поэтому заключение контракта с единственным поставщиком может быть признано нарушением Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.
Суды признали, что данное деяние является нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, приняв во внимание, что указанное нарушение могло привести к ограничению прав на участие в закупках значительного круга лиц, осуществляющих на территории Пензенской области вид деятельности по ОКВЭД ОК 029-2104 с кодом 42.21 "Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения" (информация Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области).
Судебная коллегия считает, что исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды пришли к правильному выводу о законности решения управления и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 22.09.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021 по делу N А49-5854/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что необходимость оперативного проведения работ по устранению причин аварии, с учётом фактического времени между аварией и началом работ по капитальному ремонту объекта, не может быть признана реальной причиной заключения муниципального контракта с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе без применения конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
...
Суды признали, что данное деяние является нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, приняв во внимание, что указанное нарушение могло привести к ограничению прав на участие в закупках значительного круга лиц, осуществляющих на территории Пензенской области вид деятельности по ОКВЭД ОК 029-2104 с кодом 42.21 "Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения" (информация Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 января 2022 г. N Ф06-13333/21 по делу N А49-5854/2021