г. Казань |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А12-6397/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Кормакова Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сагировой О.В. (протоколирование ведется с использованием систем видеоконференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу),
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
заявителя - Хачатрян М.Д., доверенность от 28.12.2021,
Управления Федерального казначейства по Волгоградской области - Шлыковой Е.В., доверенность от 28.12.2021,
в отсутствие:
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.07.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021
по делу N А12-6397/2021
по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (ОГРН 1043400443041, ИНН 3445071308) к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (ОГРН 1023403452555, ИНН 3444054571) о признании незаконным бездействия, заинтересованные лица: Комитет строительства Волгоградской области (ОГРН 1113460005251, ИНН 3445118595), Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Волгоградской области, Комитет финансов Волгоградской области (ОГРН 1063444006922, ИНН 3444130624),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (далее - УФССП по Волгоградской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК по Волгоградской области) о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, выразившегося в неисполнении требований статей 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) по приостановлению до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, согласно письму Письму УФССП России по Волгоградской области статей 242.3 - 242.5 БК РФ по приостановлению до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, согласно письму Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области от 14.10.2020 N 34901/20/76374-ВЕ, по постановлениям по делам об административных правонарушениях: от 13.02.2019 в рамках исполнительного производства N 1120/18/34044-ИП; от 13.02.2019 в рамках исполнительного производства N 5130/18/34044-ИП; от 13.02.2019 в рамках исполнительного производства N 6173/18/34044-ИП; от 13.02.2019 в рамках исполнительного производства N 7380/18/34044-ИП; от 13.02.2019 в рамках исполнительного производства N 16164/18/34044-ИП; от 13.02.2019 в рамках исполнительного производства N 15641/18/34044-ИП; от 15.02.2019 в рамках исполнительного производства N 16250/17/34044-ИП; от 15.02.2019 в рамках исполнительного производства N 9344/17/34044-ИП; от 15.02.2019 в рамках исполнительного производства N 1507/17/34044-ИП; от 15.02.2019 в рамках исполнительного производства N 20766/17/34044-ИП; от 15.02.2019 в рамках исполнительного производства N 11074/17/34044-ИП; от 15.02.2019 в рамках исполнительного производства N 1830/17/34044-ИП; от 15.02.2019 в рамках исполнительного производства N 2154/17/34044-ИП; от 15.02.2019 в рамках исполнительного производства N 1501/17/34044-ИП; об обязании выполнить требования статей 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.07.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
УФК по Волгоградской области, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей заинтересованные лица в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие заинтересованных лиц.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и УФК по Волгоградской области, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, письмом от 14.10.2020 N 34901/20/76374-ВЕ УФССП России по Волгоградской области направило в адрес УФК по Волгоградской области для исполнения постановления о привлечении Комитета строительства Волгоградской области к административной ответственности в виде штрафов по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в том числе в рамках исполнительных производств N 1120/18/34044-ИП; N 5130/18/34044-ИП; N 6173/18/34044-ИП; N 16164/18/34044- ИП; N 15641/18/34044-ИП; N 16250/17/34044-ИП; N 9344/17/34044-ИП; от 15.02.2019 N 1507/17/34044-ИП; N 20766/17/34044-ИП; N 11074/17/34044-ИП; N 1830/17/34044-ИП; N 2154/17/34044-ИП; N 1501/17/34044-ИП.
Данные постановления вынесены в ходе исполнения исполнительных производств, возбужденных на основании решений Центрального районного суда г. Волгограда, обязывающих Комитет строительства Волгоградской области предоставить физическим лицам жилые помещения.
Постановления не были исполнены, суммы денежных средств по указанным исполнительным документам на депозитный счет межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам не поступили.
Не согласившись с действиями УФК по Волгоградской области, УФССП России по Волгоградской области обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Как предусмотрено частью 1 статьи 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229- ФЗ) в случаях, предусмотренных Федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Статьей 12 Федерального закона N 229-ФЗ к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами, выдаваемые судами, и судебными приказами отнесены, в том числе судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.
Согласно пункту 1 статьи 242.4 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий в соответствии с настоящим Кодексом открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
В случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (пункт 12 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ).
В силу пунктов 5 - 7 статьи 242.4 БК РФ орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, письмом от 14.10.2020 N 34901/20/76374-ВЕ УФССП России по Волгоградской области направило в адрес УФК по Волгоградской области для исполнения постановления о привлечении Комитета строительства Волгоградской области к административной ответственности в виде штрафов по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за неисполнение решений суда.
Данные постановления вынесены в ходе исполнения исполнительных производств, возбужденных на основании решений Центрального районного суда г. Волгограда, Ворошиловского районного суда г. Волгограда, обязывающих Комитет строительства Волгоградской области предоставить физическим лицам жилые помещения.
Постановления по делу об административном правонарушении не были исполнены, суммы денежных средств по указанным исполнительным документам на депозитный счет межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам не поступили.
Письмом от 20.11.2020 N 29-11-07/07-13682 УФК по Волгоградской области сообщило должнику о поступлении Постановлений, направило в его адрес ксерокопии Постановлений и сопроводительного письма УФССП по Волгоградской области, а также указало на необходимость предоставления в установленном порядке в УФК по Волгоградской области платежного документа.
УФК по Волгоградской области со ссылкой на положения статей 239, 242.4 БК РФ считает, что взыскание с Комитета строительства по Волгоградской области, имеющегося статус казенного учреждения как получателя средств областного бюджета, в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ может быть произведено только на основании судебного акта.
Суды признали указанные выводы несостоятельными, поскольку Федеральным законом N 229-ФЗ предусмотрен внесудебный порядок исполнения требований исполнительных документов, в том числе постановлений судебного пристава о взыскании с должника расходов на совершение исполнительных действий
Положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с казенных учреждений расходов на совершение исполнительных действий, которые согласно Федеральному закону N 229-ФЗ подлежат взысканию во внесудебном порядке на основании соответствующего исполнительного документа, каковым является постановление судебного пристава-исполнителя.
Также не предусмотрен судебный порядок взыскания административных штрафов, наложенных на должника за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.15 КоАП РФ.
При неисполнении казенными учреждениями в добровольном порядке исполнительных документов, вынесенных правомочным органом, в данном случае постановлений о взыскании исполнительского сбора, постановлений по делу об административном правонарушении, судебный пристав-исполнитель в силу статей 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ, предусматривающих в случае отсутствия у бюджетных учреждений счетов, открытых в учреждениях банка России или в кредитной организации, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляет исполнительные документы в орган Федерального казначейства.
Из анализа положений главы 23 КоАП РФ, относящих наложение административных взысканий не только к полномочиям судов, но и административных органов, а также пункта 5 статьи 32.2 КоАП РФ, предусматривающего бесспорный порядок исполнения решений административных органов, и статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ, относящей постановления административных органов к исполнительным документам, следует, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к главе 24.1 БК РФ.
На основании вышеизложенного суды, учитывая факт финансирования деятельности Комитета строительства Волгоградской области исключительно за счет бюджетных средств и отсутствия у последнего открытых расчетных счетов в учреждении Центрального банка Российской Федерации и иных кредитных организациях, пришли к выводу, что постановления судебного пристава-исполнителя о привлечении к административной ответственности подлежат исполнению управлением, являющимся органом Федерального казначейства, в порядке статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах, УФК по Волгоградской области обязано было принять меры для надлежащего исполнения исполнительного документа в порядке главы 24.1. БК РФ.
Вместе с тем, УФК по Волгоградской области, получив исполнительные документы службы судебных приставов, ограничилось направлений их копий должнику, указав о необходимости представить платежные документы для их исполнения.
Из материалов дела следует, что постановления не исполнены, предусмотренных статьей 242.4 БК РФ мер в случае неисполнения исполнительных документов УФК по Волгоградской области не принято.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об удовлетворению заявленных требований, поскольку исходили из того, что оспариваемое бездействие УФК по Волгоградской области, выразившееся в неисполнении требований статей 242.3-242.5 БК РФ, является незаконным, нарушает принцип обязательности постановлений судебного пристава-исполнителя, в нарушение действующего правового регулирования способствует освобождению должника по исполнительному производству от мер принудительного воздействия и, в конечном счете, к игнорированию требований исполнительных документов.
В кассационной жалобе УФК по Волгоградской области оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов производится на основании исполнительных листов, судебных приказов, выданных только на основании соответствующих судебных актов.
Доводы кассационной жалобы, по которым УФК России по Волгоградской области не согласно с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка в обжалуемых судебных актах.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.07.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 по делу N А12-6397/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании вышеизложенного суды, учитывая факт финансирования деятельности Комитета строительства Волгоградской области исключительно за счет бюджетных средств и отсутствия у последнего открытых расчетных счетов в учреждении Центрального банка Российской Федерации и иных кредитных организациях, пришли к выводу, что постановления судебного пристава-исполнителя о привлечении к административной ответственности подлежат исполнению управлением, являющимся органом Федерального казначейства, в порядке статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах, УФК по Волгоградской области обязано было принять меры для надлежащего исполнения исполнительного документа в порядке главы 24.1. БК РФ.
...
Из материалов дела следует, что постановления не исполнены, предусмотренных статьей 242.4 БК РФ мер в случае неисполнения исполнительных документов УФК по Волгоградской области не принято.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об удовлетворению заявленных требований, поскольку исходили из того, что оспариваемое бездействие УФК по Волгоградской области, выразившееся в неисполнении требований статей 242.3-242.5 БК РФ, является незаконным, нарушает принцип обязательности постановлений судебного пристава-исполнителя, в нарушение действующего правового регулирования способствует освобождению должника по исполнительному производству от мер принудительного воздействия и, в конечном счете, к игнорированию требований исполнительных документов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 января 2022 г. N Ф06-12984/21 по делу N А12-6397/2021