г. Казань |
|
01 февраля 2022 г. |
Дело N А12-12957/2021 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации городского округа - город Камышин
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.08.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021
по делу N А12-12957/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аверс" (ИНН 3444194787, ОГРН 1123444004430) к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа - город Камышин (ИНН 3436103218, ОГРН 1023404968619) о признании недействительным отказа, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аверс" (далее -общество "Аверс") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным отказа Комитета по управлению имуществом администрации городского округа - город Камышин (далее - Комитет), выраженного в письме от 12.04.2021 N 02-02/908, обязании Комитет в течении 15 дней со дня вступления в законную силу судебного акта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Аверс" путем выдачи разрешения на размещение сооружения связи на земельном участке, расположенном по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, примерно в 60 м по направлению на юг от жилого дома N 107 по ул. Базарова.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.08.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021, заявленные требования удовлетворены: признан недействительным отказ Комитета, выраженный в письме от 12.04.2021 N 02-02/908, на Комитет возложена обязанность в течении 15 дней со дня вступления в законную силу судебного акта, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Аверс", путем выдачи разрешения на размещение сооружения связи на земельном участке, расположенном по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, примерно в 60 м по направлению на юг восток от жилого дома N 107 по ул. Базарова.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет обратился в Арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт, считая, что судами неправильно применены нормы материального права. По мнению заявителя жалобы, установка объекта "сооружение связи" препятствует эксплуатации дворовой территории, на которой могут размещаться детские площадки, места отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленых насаждений и иные объекты благоустройства. Также полагает, что сооружение связи является передающим радиотехническим объектом, который негативно влияет на окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество "Аверс" в отзыве на кассационную жалобу доводы жалобы отклонило и просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалоб в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 22.03.2021 общество "Аверс" обратилось к главе городского округа - город Камышин Камышинского муниципального района Волгоградской области с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в государственной собственности, без предоставления участка и установления сервитута, для размещения объекта "Сооружение связи", местоположение земельного участка: Волгоградская область, г. Камышин, примерно в 60 м по направлению на юг от жилого дома N 107 по ул. Базарова.
Комитет письмом от 12.04.2021 N 02-02/908 отказал обществу "Аверс" в выдаче разрешения на размещение объекта "Сооружение связи" в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок планируется благоустроить и данным решением размещение указанного объекта не предусмотрено, сославшись на подпункт "ж" пункта 14 Правил размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Волгоградской области, утвержденных постановлением администрации Волгоградской области от 23.10.2015 N 630-п (далее - Правила размещения объектов на территории Волгоградской области).
Общество "Аверс" полагая, что отказ Комитета является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций установили, что планируемый к размещению объект является движимым имуществом, на него не распространяются требования, предусмотренные для строительства объектов недвижимости (объектов капитального строительства), в том числе СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", при этом использование сооружений для размещения оборудования связи не изменяет основного назначения и не служит основанием для изменения вида разрешенного использования земельных участков, в связи с чем, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), положениями Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ), признали оспариваемый отказ незаконным.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии со статьей статья 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены частью 1 статьи 39.1 ЗК РФ.
Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ определены виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1, 2 статьи 39.36 ЗК РФ), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам в силу пункта 11 Перечня отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В пункте 27 статьи 2 Закона N 126-ФЗ сооружения связи определены как объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи; средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
По смыслу пунктов 10, 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к объектам капитального строительства относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, именуемые как линейные объекты.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 ГрК РФ).
В части 17 статьи 51 ГрК РФ установлен перечень объектов, при строительстве (возведении) которых не требуется выдачи разрешения на строительство. Приведенный в названной норме перечень не является исчерпывающим.
В силу пункта 4.5 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Субъекты Российской Федерации наделены правом устанавливать случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется (пункт 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ).
Согласно подпункту 5 пункта 1 постановления администрации Волгоградской области от 27.08.2018 N 373-п "Об установлении иных, кроме указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Волгоградской области" (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого распоряжения) получение разрешения на строительство на территории Волгоградской области не требуется в случаях строительства, реконструкции линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий связи на территории одного муниципального района или городского округа.
В соответствии с указанным подпунктом в редакции постановления администрации Волгоградской области от 29.11.2018 N 557-п получение разрешения на строительство на территории Волгоградской области не требуется в случаях строительства, реконструкции линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий связи на территории одного муниципального района или городского округа, сооружений связи в виде мачт, башен, столбов высотой до 28 метров включительно и заглублением подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 4,5 метра, предназначенных для размещения средств подвижной радиотелефонной связи.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что планируемое к размещению на испрашиваемом земельном участке сооружение связи представляет собой сборно-разборную конструкцию - четырехсекционную металлическую трубу высотой 27 метров, состоящую: из металлических труб переменного сечения, консольно закрепленных к опорной плите; и оборудования средств подвижной радиотелефонной связи операторов связи. Сооружение связи состоит из буронабивной сваи диаметром 0,8 м, глубиной заложения 4,5 м от планировочной отметки земли. Объект "Сооружение связи" расположенный по адресу: в районе земельного участка по адресу Волгоградская область, г. Камышин, примерно в 60 м. по направлению на юг от дома N 107 по ул. Базарова, представляет собой четырех секционную металлическую трубу переменного сечения, консольно закрепленную к опорной плите, предназначенный для установки оборудования связи подвижной радиотелефонной связи операторами связи. Объект работает автономно без присутствия обслуживающего персонала. Сооружение связи является системным комплексом приемопередающей аппаратуры, осуществляющей централизованное обслуживание группы оконечных абонентских устройств. Его размещение необходимо для работы базовой станции подвижной радиотелефонной связи и подключения к контроллеру посредством транспортной сети, которая строится на базе радиорелейных, волоконно-оптических и медных линий. Размещение данного объекта позволит улучшить качество существующей подвижной радиотелефонной связи, услуг связи оказываемых населению.
Таким образом, суды правомерно исходили из того, что: указанное сооружение связи являются легковозводимым и в силу своих конструктивных особенностей может быть демонтировано и смонтировано на новой площадке при сохранении эксплуатационных качеств и характеристик объекта многократно, без ущерба для его несущих элементов и соответствующего ущерба его назначению; у него отсутствует прочная связь с землей; размещение сооружения связи носит временный характер и не порождает каких-либо вещных прав (обременений) в отношении предоставляемого земельного участка у их владельцев.
В силу пункта 4.5 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Статьей 48.1 ГрК РФ предусмотрено, что к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.
Согласно пункту 14.1 статьи 2 Закона N 126-ФЗ особо опасными, технически сложными сооружениями связи являются сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.
Применительно к спорному случаю основанием для отказа в выдаче разрешения на размещение сооружения связи явилось то, что размещение данного объекта, согласно представленной схемы, не соответствует решению о благоустройстве испрашиваемого земельного участка (подпункт "ж" пункта 14 Правил размещения объектов на территории Волгоградской области).
Подпунктом "ж" пункта 14 Правил размещения объектов на территории Волгоградской области предусмотрено, что решение об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта (в заключение договора о размещении объекта) принимается в случае, если существуют ограничения обременения) в использовании земель (земельных участков), предусмотренные действующим законодательством, препятствующие размещению объекта.
При анализе имеющихся доказательств, судами правомерно установлено, что планируемое к возведению обществом сооружение не относится к объектам недвижимости, не определено действующим законодательством как особо опасное и технически сложное сооружение, на указанный объект не требуется получение разрешения на строительство, а также извещение о начале строительства и осуществления государственного строительного надзора.
Таким образом, поскольку планируемый к размещению объект является движимым имуществом, на него не распространяются требования, предусмотренные для строительства объектов недвижимости (объектов капитального строительства), в том числе СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Ссылки заявителя кассационной жалобы на СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 были предметом рассмотрения судов двух инстанций и правомерно отклонены ими, ввиду того, что обязательные требования СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 и раздел XIII СанПиН 2.1.3684-21 не могут служить основанием для отказа органом государственной власти или органом местного самоуправления при отводе земельного участка под строительство антенной опоры; согласование размещения и эксплуатации оборудования базовых станций сотовой радиотелефонной связи осуществляется владельцем радиоэлектронного средства (РЭС).
Таким образом, размещение спорного сооружения связи без оборудования сети подвижной радиотелефонной связи на данном этапе не требует дополнительного согласования, в том числе и на соответствие санитарно-эпидемиологических норм.
Системные положения подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 предусматривают использование земельных участков, находящихся в публичной собственности в отношении указанных объектов, однако, уполномоченным органом не представлено правовое обоснование исключающее возможность размещения сооружения (приемопередающее оборудование, используемое для оказания услуг связи, а также теле- и радиовещания), технические характеристики которого соответствуют СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03.
Данный правовой подход относительно размещения сборно-разборных металлических конструкций на территории города Волгограда приведен и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2020 N 306-ЭС19-22858.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что в соответствии с действующим законодательством для строительства спорного объекта не требуется получения разрешения на строительство, правомерно пришли к выводу о том, что данный объект подлежит размещению на земельном участке без его предоставления и установления сервитута, в связи с чем обоснованно признали отказ Комитета, выраженный в письме от 12.04.2021 N 02-02/908, недействительным и удовлетворили заявленные требования.
Доказательств допущенных заявителем нарушений требования Земельного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся использования территории для размещения заявленных объектов, Комитетом не представлено (статья 65 АПК РФ).
Довод заявителя кассационной жалобы относительно несоответствия объекта пункту 5.1 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" отклоняется судебной коллегией, поскольку основан на неправильном толковании подпункта "г" пункта 14 Правил размещения объектов на территории Волгоградской области и не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, также были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что судами на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, исходя из положений статей 65, 71 АПК РФ, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены либо изменения судебного акта, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.08.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021 по делу N А12-12957/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Системные положения подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 предусматривают использование земельных участков, находящихся в публичной собственности в отношении указанных объектов, однако, уполномоченным органом не представлено правовое обоснование исключающее возможность размещения сооружения (приемопередающее оборудование, используемое для оказания услуг связи, а также теле- и радиовещания), технические характеристики которого соответствуют СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03.
Данный правовой подход относительно размещения сборно-разборных металлических конструкций на территории города Волгограда приведен и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2020 N 306-ЭС19-22858.
...
Довод заявителя кассационной жалобы относительно несоответствия объекта пункту 5.1 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" отклоняется судебной коллегией, поскольку основан на неправильном толковании подпункта "г" пункта 14 Правил размещения объектов на территории Волгоградской области и не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 февраля 2022 г. N Ф06-13657/21 по делу N А12-12957/2021
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5252/2022
01.02.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13657/2021
09.11.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9180/2021
19.08.2021 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-12957/2021