г. Казань |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А06-144/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.06.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021
по делу N А06-144/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Астэк" (г. Астрахань, ИНН 3015100275, ОГРН 1133015002086) о признании несоответствующим закону акта проверки Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (г. Астрахань, ИНН 3015066698, ОГРН 1043000708695) от 16.10.2020 N 27, приказа от 19.10.2020 N 1445, об обязании выдать лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению от 11.09.2020 N 150,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Астэк" (далее - ООО "Астэк", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании несоответствующим закону акта проверки Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее Управление, Росприроднадзор) от 16.10.2020 N 27, приказа от 19.10.2020 N 1445, об обязании выдать лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению от 11.09.2020 N 150.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 15.06.2021 признан недействительным приказ Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от 19.10.2020 N 1445 "Об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности". Суд обязал Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Астэк" путем принятия соответствующего решения о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению от 11.09.2020 N 150. В части заявленных требований о признании незаконным акта проверки от 16.10.2020 N 27 производство по делу прекращено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 по делу N А06-144/2021 решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.06.2021 по делу N А06-144/2021 в обжалуемой части отменено в части обязания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Астэк" путем принятия соответствующего решения о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению от 11.09.2020 N 150. По делу N А06-144/2021 в отмененной части принят новый судебный акт. Суд обязал Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Астэк" путем рассмотрения заявления ООО "Астэк" от 11.09.2020 N 150 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в установленном законом порядке. В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.06.2021 по делу NА06-144/2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Астэк" обратилось в Управление с заявлением от 11.09.2019 N 150 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по транспортированию отходов I-IV класса опасности.
Управлением в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, по итогам которой составлен акт проверки от 16.10.2020 N 27.
Приказом Управления от 19.10.2020 N 1445 обществу отказано в предоставлении лицензии в связи с нарушением положений пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), подпункта "в" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности" (далее - Положение N 1062, Положение), а именно:- несоответствие транспортного средства - судна "Онега", которое должно быть оснащено соответствующим образом для исключения попадания опасных отходов, в том числе особо опасных в окружающую среду, должны соблюдаться требования безопасности к транспортированию отходов на транспортных средства; отсутствие специально оборудованных мест, что может привести к загрязнению акватории водного объекта.
ООО "Астек" оспорило приказ от 19.10.2020 N 1445 об отказе в предоставлении лицензии в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, исходил из того, что не имелось оснований для отказа обществу в предоставлении лицензии. В качестве восстановления нарушенного права суд первой инстанции обязал управление принять соответствующее решение о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению от 11.09.2020 N 150.
Суд апелляционный инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части, исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 89-ФЗ, пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ определено, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 и пунктом 2 части 3 статьи 13 Федерального закона N 99-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом N 89-ФЗ.
Под транспортированием отходов понимается их перемещение с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно статье 16 Федерального закона N 89-ФЗ транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте.
Организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях: наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I - IV класса опасности; наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами; наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регулируется Положением N 1062.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Положения N 1062 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 121 "Об определении организации, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре или в Российском международном реестре судов" установлено, что российской организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов является Федеральное автономное учреждение "Российский морской регистр судоходства" (РМРС).
Регистр устанавливает технические требование, обеспечивающие условиям безопасности судов и морских сооружений в соответствии с их назначением, охраны человеческой жизни и сохранности перевозимых грузов на море и внутренних водных путях, предотвращения загрязнения с судов, проводит освидетельствования в соответствии с этими требованиями, производит классификацию судов, устанавливает вместимость морских судов и обмерные характеристики находящихся на учете Регистра судов внутреннего плавания.
Судами установлено, что общество обратилось в лицензирующий орган с заявлением от 11.09.2020 N 150 о предоставлении лицензии по транспортированию отходов 1-4 классов опасности с приложением документов: копия классификационного свидетельства от 28.05.2020 N 20.30059.141, удостоверяющее, что в результате проведенного освидетельствования судно, его устройства и оборудование удовлетворяют применимым требованиям Правил классификации и постройки морских судов РМРС; копия свидетельства о предотвращении загрязнения с судов от 28.05.2020 N 20.20585.141, подтверждающее выполнение требований следующих частей "Правил по предотвращению загрязнений с судов, эксплуатирующихся в морских районах внутренних водных путях Российской Федерации" и/или применимых требований Приложений международной Конвенции МАРПОЛ 73/78: Часть II Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнений нефтью (приложение I МАРПОЛ 73/78); Часть IV Оборудование и устройства судов по предотвращению сточными водами (Приложение IV МАРПОЛ 73/78); Часть V Оборудование и устройства судов по предотвращению мусором (Приложение V МАРПОЛ 73/78); Часть VI Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы (Приложение VI МАРПОЛ 73/78); копия документа о соответствии судна, перевозящего опасные грузы, специальным требованиям от 28.05.2020 N 20.20584.141, удостоверяющего, что судно освидетельствовано в соответствии с правилом 1/6 Конвенции СОЛАС-74 и отвечает требованиям правил П-2 /54 упомянутой Конвенции с приложением-схемой по размещению контейнеров для типов опасных грузов: ламп и аккумуляторных батарей; копия свидетельства на оборудование и снабжение 18.40014.141, удостоверяющее, что оборудование и снабжение соответствует требованиям правил классификации и постройки морских судов, правил по оборудованию морских судов; копия акта освидетельствования судна "Онега" от 28.05.2020 N 20.61275.141, акта освидетельствования судна от 28.05.2020 N 20.61276.141, удостоверяющие, что конструкции и оборудование судна соответствуют требованиям Международного Кодекса морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ); письмо ООО "АСТЭК" от 07.09.2020 N 148 "О специальном оборудовании и снабжении специальными знаками транспортных средств" (пункт 22 описи от 11.09.2020); копия запроса в Центральный аппарат Российского морского регистра судоходства от 11.06.2020; копия ответа Центрального аппарата РМРС от 22.06.2020 от 313-91-149101 "О достаточности дооборудования судна для целей транспортирования отходов I - IV классов опасности"; копия дополнения к спецификации т/х "Онега" 2019/1582УД (Онега) -90-07; копия чертежа установки контейнеров на палубе 2019/1582УД (Онега)-90-05; пояснительная записка ООО "АСТЭК".
Суды проанализировали положения статьи 13 Федерального закона N 99-ФЗ, Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062), Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (утв. приказом Минприроды России от 01.07.2016 N 379), представленные в материалы дела доказательства и пришли к обоснованному выводу о том, что обществом представлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих оснащение судна "Онега" соответствующим образом, позволяющим осуществлять транспортирование отходов; конструкция судна позволяет отнести его к специально оборудованным транспортным средствам, предназначенным для транспортирования отходов 1-IV класса опасности.
Судами отмечено, что Управлению запрещено требовать от заявителя документы и информацию, не включенную в исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги.
Доводы управления о несвоевременном представлении обществом дополнительных документов, а также о критической оценке данных документов были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, с которой соглашается кассационная инстанция.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что приказ от 19.10.2020 N 1445 "Об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" не соответствует закону и нарушает права общества.
Изменяя в части решение суда первой инстанции, апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, указал, что конкретный способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя арбитражный суд избирает самостоятельно на основании установленных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами.
Способ восстановления нарушенных прав может быть определен исходя из критериев необходимости, достаточности и соразмерности средств, направленных на устранение нарушений, допущенных изданием оспариваемого ненормативного правового акта.
При этом арбитражный суд не предписывает и не предопределяет решение, которое должен вынести орган, осуществляющий публичные полномочия. Аарбитражный суд не вправе вмешиваться в деятельность Управления, обусловленную его полномочиями, и, соответственно, не может выносить судебные акты, обязывающие Управление принять какой-либо ненормативный правовой акт или внести в принятые им ненормативные правовые акты какие-либо сведения или данные. При рассмотрении дела об оспаривании ненормативных актов суд не подменяет орган, а проверяет лишь обоснованность сделанных выводов.
В этой связи апелляционный суд обоснованно указал, что допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Астэк" могут быть устранены путем рассмотрения заявления ООО "Астэк" от 11.09.2020 N 150 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в установленном законом порядке.
Судебная коллегия в кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела, не противоречат им. Представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом апелляционном постановлении выводах.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 по делу N А06-144/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 121 "Об определении организации, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре или в Российском международном реестре судов" установлено, что российской организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов является Федеральное автономное учреждение "Российский морской регистр судоходства" (РМРС).
...
Суды проанализировали положения статьи 13 Федерального закона N 99-ФЗ, Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062), Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (утв. приказом Минприроды России от 01.07.2016 N 379), представленные в материалы дела доказательства и пришли к обоснованному выводу о том, что обществом представлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих оснащение судна "Онега" соответствующим образом, позволяющим осуществлять транспортирование отходов; конструкция судна позволяет отнести его к специально оборудованным транспортным средствам, предназначенным для транспортирования отходов 1-IV класса опасности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 февраля 2022 г. N Ф06-13641/21 по делу N А06-144/2021