г. Казань |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А55-1592/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хисамова А.Х.,
при участии с использованием систем видео-конференц-связи присутствующих в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде представителей:
истца - Шмалько Ю.А. (доверенность от 08.11.2021 N 119), Адониной Е.К. (доверенность от 24.09.2021 б/н),
ответчика - Кордюшова А.С. (доверенность от 08.02.2021), Сергеева О.В., председатель (паспорт, выписка),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Московское шоссе 298 А"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2021
по делу N А55-1592/2021
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" к товариществу собственников жилья "Московское шоссе 298а" о взыскании долга,
третье лицо: Молодцова Елена Витальевна,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - ООО "ЭкоСтройРесурс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к товариществу собственников жилья "Московское шоссе 298а" (далее - ТСЖ "Московское шоссе 298а", ответчик) о взыскании 241 754,04 руб. долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Молодцова Елена Витальевна (далее - Молодцова Е.В., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2021, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что поскольку между сторонами не были урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора N 481/УО, данный договор, в котором отсутствуют предусмотренные пунктом 25 Постановления N 1156 существенные условия, нельзя признать заключенным, поскольку ни один из пунктов, в том числе Приложение к Договору "Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов", содержащихся в заявке председателя правления ТСЖ Сергеева О.В. от 06.03.2020, в Договор включены не были.
По утверждению заявителя, ни одного кубического метра ТКО с контейнерной площадки ответчика в заявленный истцом период вывезено не было. То есть услуги, за которые истец требует оплату, ответчику фактически не оказаны.
Заявитель жалобы также указывает, что порядок накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления на территории Самарской области утвержден постановлениями Правительства Самарской области. Следовательно, раздельное накопление считается организованным. Ответчик в соответствии с указанными постановлениями организовал и фактически осуществляет раздельное накопление ТКО на контейнерной площадке ТСЖ. Раздельное накопление организовано на различные фракции в разные контейнеры. Вывоз отходов, кроме смешанных, производится подрядчиками по заготовке вторсырья по договорам на коммерческой основе. С учетом изложенного заявитель полагает, что учет объема и (или) массы ТКО должен производиться расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, а не по нормативу накопления.
В возражениях на кассационную жалобу истец просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждено, что с 01 января 2019 года деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" (далее - Региональный оператор) по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Истец заявил, что между ответчиком и Региональным оператором по обращению с ТКО на территории Самарской области заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 481/УО от 01.04.2020 (далее - Договор).
Ответчик не отрицал переговоры и согласования, которые велись между сторонами в период с марта по август 2020 года, указал, что окончательная редакция договора согласована не была, текст договора размещенный истцом на портале ГИС ЖКХ, не соответствует условиям типового договора.
Аналогичные доводы приведены ответчиком в кассационной жалобе.
Суды первой и апелляционной инстанций признали договор заключенным, поскольку исходя из его содержания он соответствует условиям типового договора.
Выводы судов следует считать правомерными, соответствующими нормам пунктов 8(5) - 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила).
В соответствии с п.8(15) Правил в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению в ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Согласно п.8(18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Таким образом, из приведенных положений Правил следует, что в случае недостижения сторонами согласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО, права и интересы потребителя будут гарантированы нормами типового договора, который независимо от разногласий обязателен к исполнению сторонами.
Доводы заявителя жалобы о несоответствии предложенной Региональным оператором редакции Договора N 481/УО типовой форме договора оказания услуг по обращению с ТКО, предусмотренной постановлением Правительства РФ N 1156, не могут быть приняты во внимание Арбитражным судом Поволжского округа, поскольку согласно п.8(10) Правил проект договора оказания услуг по обращению с ТКО может быть дополнен иными, не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. При этом ответчиком не приведены относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что изложение Договора N 481/УО в редакции, предложенной Региональным оператором, каким-либо образом нарушает права Потребителя или противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Доказательства обращения в суд с требованием об урегулировании разногласий ответчиком в материалы дела не представлены.
Доводы ответчика о согласовании места накопления ТКО в условиях Договора N 481/УО не имеют правового значения, поскольку в случае осуществления коммерческого учета объема и массы ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, Потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему.
В материалы дела ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие факт оказания услуг по вывозу ТКО другим лицом. Также не представлены доказательства, опровергающие фактическое исполнение Региональным оператором обязательств, предусмотренных договором.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что истец имел право требования оплаты услуги с 01.01.2019.
Согласно п. 6. Договора N 481/УО под расчетным периодом понимается календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 N 95, N 781 от 19.12.2019 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019-2020 год для населения в размере 598,16 руб./м3 (с учетом НДС) (далее - тариф).
Потребитель является лицом, осуществляющим управление многоквартирными домами.
В соответствии с п. 7 Договора расчет стоимости оказываемых Региональным оператором услуг произведен согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2020).
Согласно произведенному расчету размер суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО по Договору составил 40 292,34 руб./мес.
В соответствии с п. 7 Договора Потребитель ежемесячно, в полном объеме, в безналичной форме оплачивает услуги по обращению с TKO до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
С 01.01.2019 Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО с места (площадки) накопления ТКО, расположенных по адресу согласно Приложению N 1 к Договору.
Услуги по обращению с ТКО были оказаны Региональным оператором надлежащим образом, в адрес Потребителя были выставлены УПД (N УО05-000484 от 31.05.2020, N УО06-000326 от 30.06.2020, N УО07-000071 от 31.07.2020, N УО08-000367 от 31.08.2020, N УО09-000252 от 30.09.2020) на оплату услуг по обращению с ТКО, направлена претензия с требованием об оплате образовавшейся задолженности, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Задолженность потребителя за период с 01.04.2020 - 30.09.2020 составила 241 754,04 руб.
Оспаривая факт оказания истцом услуг, ответчик сослался на то, что на его территории имеется площадка и установлен контейнер, однако за спорный период истец ни разу не вывез мусор с данной площадки.
Опровергая данный довод, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на то, что площадка на территории ответчика, где по его утверждению производилось накопление ТКО, в территориальную схему в оспариваемый период внесена не была.
Вопреки доводам ответчика в территориальную схему площадку вносит не истец, а уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, по заявке заинтересованного лица, которым также может выступать и ответчик (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130).
Истец не мог осуществлять вывоз ТКО с несанкционированной площадки.
При этом действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.
Ответчик имел право на складирование ТКО в любой контейнерной площадке из включенных в территориальную схему.
При этом именно истец, являющийся региональным оператором по обращению с ТКО, обеспечивает вывоз и утилизацию ТКО с каждой контейнерной площадки из включенных в территориальную схему.
Как установлено судами предыдущих инстанций, ответчик не отрицал факт вывоза мусора с соседних площадок по адресам ул. Г.Димитрова 77, Московское шоссе 298, установленных в нескольких десятков метров от контейнера ответчика. Ответчик также допускал, что собственники помещений дома, который ответчик обслуживают, могут выкидывать мусор в контейнеры, установленные на указанных площадках, откуда регулярно производился вывоз мусора.
Доводы ответчика о возможности применения сторонами учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, с учетом того, что ответчик организовал и осуществляет раздельный учет накопления ТКО, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций и обоснованно отклонены исходя из следующего.
В соответствии с пп. "а" п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505, собственники ТКО могут осуществлять коммерческий учет расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В силу пункта 2 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
При этом согласно статье 6 указанного Закона организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО, а также утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
Исходя из приведенных норм права раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Порядок накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления на территории Самарской области утвержден постановлением Правительства Самарской области N 471 от 07.07.2020 г.
В соответствии с пп.15.1, 15.2 указанного постановления раздельное накопление ТКО на территории Самарской области внедряется поэтапно с обеспечением следующих условий:
- определение органами местного самоуправления мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО, схемы их размещения на соответствующей территории, проведение мероприятий по обустройству (установке) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе размещение контейнеров для раздельного накопления ТКО и включение в реестр мест (площадок) накопления ТКО, ведение которого осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039;
- включение уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО в территориальную схему в соответствии с правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130, осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
На сегодняшний день на территории Самарской области не созданы указанные выше условия.
В частности, не утверждены тариф и норматив накопления ТКО с учетом раздельного накопления ТКО, в территориальную схему обращения с отходами Самарской области не включены контейнеры для раздельного накопления ТКО, отсутствует инфраструктурный комплекс, обеспечивающий реализацию всего цикла раздельного накопления ТКО. Таким образом, несмотря на то, что на территории Самарской области утвержден порядок раздельного накопления ТКО, он не реализован. Доказательств обратного суду не представлено.
Исходя из изложенного, с учетом норм пункта 148(30) Правил N 354, пунктов 5, 8 Правил N 505, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что расчет платы в отношении ответчика исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, является обоснованным, а требования истца - подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают правомерность их выводов и по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильных судебных актов, судами предыдущих инстанций не допущено, в связи с чем у судебной коллегии отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены обжалуемых судебных актов по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2021 по делу N А55-1592/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На сегодняшний день на территории Самарской области не созданы указанные выше условия.
В частности, не утверждены тариф и норматив накопления ТКО с учетом раздельного накопления ТКО, в территориальную схему обращения с отходами Самарской области не включены контейнеры для раздельного накопления ТКО, отсутствует инфраструктурный комплекс, обеспечивающий реализацию всего цикла раздельного накопления ТКО. Таким образом, несмотря на то, что на территории Самарской области утвержден порядок раздельного накопления ТКО, он не реализован. Доказательств обратного суду не представлено.
Исходя из изложенного, с учетом норм пункта 148(30) Правил N 354, пунктов 5, 8 Правил N 505, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что расчет платы в отношении ответчика исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, является обоснованным, а требования истца - подлежащими удовлетворению в полном объеме."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 февраля 2022 г. N Ф06-13703/21 по делу N А55-1592/2021