г. Казань |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А12-24041/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмутдинова В.Р.,
судей Егоровой М.В., Минеевой А.А.,
при участии представителей:
Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области - Троилиной Л.В. по доверенности от 14.01.2022,
конкурсного управляющего должником - Белоножкина А.Ю. по доверенности от 08.02.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием Светлоярского муниципального района Волгоградской области "Светлоярский водоканал" Грешнова Владимира Ивановича
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.12.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021
по делу N А12-24041/2017
по заявлению конкурсного управляющего о взыскании компенсации уменьшения конкурсной массы, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия Светлоярского муниципального района Волгоградской области "Светлоярский водоканал" (ИНН 3458001509, ОГРН 1153458010342),
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия Светлоярского муниципального района Волгоградской области "Светлоярский водоканал" (далее - Водоканал, должник) конкурсный управляющий должником обратился в суд с заявлением о взыскании с администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация) в пользу МУП Светлоярского муниципального района Волгоградской области "Светлоярский водоканал" компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением прав на имущество, переданного должнику для осуществления хозяйственной деятельности и функции муниципалитета, с учетом уточнений, в размере 30 146 250,33 руб.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.12.2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021, в удовлетворении заявления конкурсного управляющего о взыскании компенсации уменьшения конкурсной массы отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 02.12.2020 и постановление от 22.09.2021, направить спор на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о неправильном применении судами норм права и несоответствии выводов судов обстоятельствам дела.
Администрация представила в суд отзыв, в котором возражала относительно приведенных в кассационной жалобе доводов, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
ФНС России в представленном отзыве поддержало доводы кассационной жалобы конкурсного управляющего.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего и Администрации поддержали позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей сторон, и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Водоканал создан в соответствии с Постановлением Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области N 691 от 19.05.2015 о реорганизации в форме слияния МУП Светлоярского муниципального района Волгоградской области "Светлоярский ВодоКанал" и МУП Светлоярского городского поселения "Светлоярское коммунальное хозяйство" (правопредшественники).
В соответствии с уставными целями и определенным видом экономической деятельности, предприятие занималось забором, очисткой и распределением воды для удовлетворения потребностей населения, организаций, предприятий и учреждений на территории Светлоярского муниципального района Волгоградской области и г. Волгограда.
Уставной фонд предприятия при его создании, а также весь период осуществления им хозяйственной деятельности, составлял 512 000 руб.
При создании предприятие было наделено имуществом на основании договоров о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, заключенных между Администрацией и правопредшественниками должника (дополнительное соглашение N 2 от 16.09.2015 к договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 14.05.2014 N 1-14 и дополнительное соглашение N 2 от 16.09.2015 к договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 30.11.2015 N 1-11).
Затем имущество, которое являлось предметом указанных договоров, передано должнику, образованному путем реорганизации, по договорам безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.08.2015 и 02.07.2017.
Как установлено судами, указанные договоры расторгнуты соглашениями от 31.08.2017.
Объекты, являвшиеся предметом указанных договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом, впоследствии стали предметом гражданско-правового соглашения о передаче объектов концессионеру.
Собственник имущества 01.04.2017 заключил концессионное соглашение о передаче всего имущества предприятия до 01.07.2017 концессионеру ООО "Осока-Лик".
С 01.07.2017 услуги населению и прочим потребителям по водоснабжению водоотведению стало оказывать указанное общество на основании указанного концессионного соглашения и статуса гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения по утверждённым ему тарифам.
Полагая, что возврат указанных объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны собственника - Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды двух инстанций исходили из того, что спорное имущество находилось у предприятия на праве безвозмездного пользования, основанном на соответствующих договорах, действие которых прекращено, данное имущество не подлежало включению в конкурсную массу предприятия-банкрота и реализации с целью погашения требований кредиторов.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П) (позиция Верховного Суда Российской Федерации, приведенная в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора N 3(2019)).
Таким образом, невозможность включения указанного имущества в конкурсную массу должника не лишает его права на получение разумной компенсации их стоимости в целях пополнения конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов.
Согласно положениям Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" учредитель предприятия обязан наделить последнее имуществом.
Пунктом 2 статьи 113 ГК РФ предусмотрено, что имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Действительно, в рассматриваемом случае, право хозяйственного ведения в отношении спорного имущества за должником не зарегистрировано.
Между тем, если при рассмотрении спора судами будет установлено, что спорное имущество представляет собой единый комплекс, предназначенный для оказания социально значимых услуг, и необходимый должнику для осуществления им деятельности по водоснабжению и водоотведению населенных пунктов, право должника на получение компенсации, подлежит защите вне зависимости от государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорные объекты (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.2021 по делу N А21-683/2020).
Обратный подход может привести к необоснованному освобождению собственника муниципального предприятия от обязанности по выплате компенсации стоимости изъятого у должника имущества, ранее предоставленного ему для осуществления своей деятельности.
Поскольку судами названные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, не проверялись, а суд кассационной инстанции в силу предоставленных ему полномочий, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в определении или постановлении, определение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.12.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 подлежат отмене, обособленный спор - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.12.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 по делу N А12-24041/2017 отменить.
Обособленный спор направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Р. Гильмутдинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 113 ГК РФ предусмотрено, что имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Действительно, в рассматриваемом случае, право хозяйственного ведения в отношении спорного имущества за должником не зарегистрировано.
Между тем, если при рассмотрении спора судами будет установлено, что спорное имущество представляет собой единый комплекс, предназначенный для оказания социально значимых услуг, и необходимый должнику для осуществления им деятельности по водоснабжению и водоотведению населенных пунктов, право должника на получение компенсации, подлежит защите вне зависимости от государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорные объекты (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.2021 по делу N А21-683/2020).
...
Поскольку судами названные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, не проверялись, а суд кассационной инстанции в силу предоставленных ему полномочий, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в определении или постановлении, определение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.12.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 подлежат отмене, обособленный спор - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 февраля 2022 г. N Ф06-12196/21 по делу N А12-24041/2017
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6666/2023
24.05.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2924/2023
09.11.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-24837/2022
18.08.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7126/2022
16.02.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12196/2021
22.09.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11516/20
21.10.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-64098/20
01.06.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2090/20
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-24041/17
02.08.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-49802/19
31.07.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-49644/19
05.06.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-24041/17
26.04.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2849/19
23.04.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2734/19
09.10.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10346/18
06.04.2018 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-24041/17
21.12.2017 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-24041/17
27.09.2017 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-24041/17
08.08.2017 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-24041/17