г. Казань |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А65-14388/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Хакимова И.А., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
акционерного общества "Татэнерго" - Хусаинова Т.З., доверенность от 29.12.2021 N 119/20-52,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Тимофеева М.А., доверенность от 10.01.2022,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Татэнерго"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021
по делу N А65-14388/2020
по заявлению акционерного общества "Татэнерго" (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630), г.Казань к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: - общества с ограниченной ответственностью "РемСпецЭнерго" (ОГРН 1031616005937, ИНН 1650000070), г.Казань - общества с ограниченной ответственностью "Стройлидер" (ОГРН 1071690026132, ИНН 1655136011), г.Казань - общества с ограниченной ответственностью "Камэнергоремонт" (ОГРН 1021601369404, ИНН 1639021461), г.Казань - общества с ограниченной ответственностью "АйданСтрой" (ОГРН 1131690012189, ИНН 1661035420), г.Казань о признании недействительными пункта 1.1 и пункта 3 предписания от 19.03.2020 N 016/07/3 - 84/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Татэнерго" (далее - АО "Татэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным предписания 1.1 и пункта 3 предписания антимонопольного органа от 19.03.2020 N 016/07/3- 484/2020.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "РемСпецЭнерго", ООО "Стройлидер", ООО "Камэнер- горемонт", ООО "АйданСтрой".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
АО "Татэнерго", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Управление, в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует и судами установлено, что обществом были проведены закупки N 31908468342, N 31908583148, N 31908579278, N 32008830604 и N 32008841598.
В соответствии с протоколом сопоставления заявок на участие в закупке и подведения итогов закупки 31908468342-02 (вх.N 63122) от 29.11.2019 на участие в закупке была подана одна заявка от ООО "РемСпецЭнерго".
На основании протокола принято решение о признании победителем закупки и заключении договора с ООО "Ремспецэнерго".
В соответствии с протоколом сопоставления заявок на участие в закупке и подведения итогов закупки 31908583148-02 (вх.N 71794) от 28.12.2019 на участие в закупке были поданы три заявки.
На основании протокола принято решение о признании победителем закупки и заключении договора с ООО "РемСпецЭнерго".
В соответствии с протоколом сопоставления заявок на участие в закупке и подведения итогов закупки 31908579278-02 от 28.12.2019 на участие в закупке были поданы три заявки.
На основании протокола принято решение о признании победителем закупки и заключении договора с ООО "РемСпецЭнерго".
Из материалов дела следует, что после истечения срока, установленного частью 15 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) АО "Татэнерго" не были заключены договора по результатам проведённых закупок N 31908468342, 31908583148, 31908579278 с победителем ООО "РемСпецЭнерго".
Кроме того, по двум закупкам, по которым ООО "РемСпецЭнерго" было признано победителем, заказчиком АО "Татэнерго" размещены в единой информационной системе и на электронной торговой площадке новые закупки с аналогичным предметом договора - N 32008830604 и N 32008841598.
АО "Татэнерго" в обосновании вышеуказанного исходило из того, что у него отсутствует обязанность по заключению договора с победителем закупок N 31908468342, 31908583148, 31908579278 ООО "РемСпецЭнерго", поскольку данные закупочные процедуры не носят характера торгов и заключение договора по их итогам не является для общества обязательным в соответствии с пп.4 п.2.1.6 Положения о закупках АО "Татэнерго".
По итогам рассмотрения жалобы ООО "РемСпецЭнерго", Управлением принято решение по делу N 016/07/3-484/2020 от 19.03.2020, которым АО "Татэнерго" признано нарушившим требования части 1 статьи 3, частей 5, 7, 15 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Антимонопольным органом выдано предписание от 19.03.2020 по делу N 016/07/3- 484/2020, которым АО "Татэнерго" предписано:
1. АО "Татэнерго" устранить выявленные Комиссией Управления нарушения, для чего: 1.1. Завершить процедуры закупок N 31908468342, 31908583148, 31908579278 в соответствии с требованиями статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и с учетом решения Управления по делу N 016/07/3-484/2020 от 19.03.2020. 1.2. Внести изменения в пункт 2.1.6 главы 2 Положения о закупках АО "Татэнерго", утвержденного 09.09.2019 в части исключения условия о праве заказчика отказаться от заключения договора по итогам проведенного запроса цен с победителем либо иным участником закупки при отсутствии возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
2. Оператору торговой площадки АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" предоставить заказчику АО "Татэнерго" при проведении закупок N 31908468342, 31908583148, 31908579278 техническую возможность исполнить выданное антимонопольным органом предписание.
3. В течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня получения настоящего Предписания заказчику представить в Управление доказательства исполнения пункта 1.1 настоящего предписания.
4. В течение 40 (сорока) рабочих дней со дня получения настоящего Предписания заказчику представить в Управление доказательства исполнения пункта 1.2 настоящего предписания.
Общество, считая пункты 1.1, пункт 3 указанного предписания антимонопольного органа незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы общества, оспорило их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом суды исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых актов, решений возлагается на соответствующие органы (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено материалами дела и не оспаривается АО "Татэнерго", при проведении закупочной деятельности общество руководствовалось Положением о закупках АО "Татэнерго", утвержденным 09.09.2019.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа вышеуказанных норм, согласились с выводами Управления о том, что положения закупочной документации однозначно определяют проведенную обществом процедуру в качестве торгов в контексте гражданского и антимонопольного законодательства.
Оценивая положения закупочной документации, суды согласились с позицией антимонопольного органа, который признал, что документация содержит все сведения, предусмотренные частью 2 статьи 448 ГК РФ.
Документацией предусмотрен алгоритм (порядок) оценки заявок, определения предложения, наиболее удовлетворяющего потребности заказчика в соответствии с утвержденным им порядком оценки.
Закупочной документацией предусмотрены требования к квалификации, опыту участников, деловой репутации, гарантийному сроку выполненных работ, что свидетельствует об осуществлении заказчиком выбора участника и предложения, наиболее удовлетворяющего его потребности, исходя из стоимостных и не стоимостных критериев.
На основании вышеизложенного, суды пришли к выводу, что проведенная заказчиком процедура полностью удовлетворяет положениям о закупке как о форме торгов, предусмотренной гражданским законодательством.
Суды первой и апелляционной инстанции правомерно согласились с выводами Управления о том, что проведенная АО "Татэнерго" процедура запроса цен соответствует правовой природе торгов, и, как следствие, заключение договора по ее итогам с победителем является обязательным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В соответствии с частью 1 статьи 447 ГК РФ договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Положениями статей 447 - 448 ГК РФ не предусмотрено права отказаться от заключения договора с победителем.
Согласно части 4 статьи 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотрен- ной законом. Положения приведенной нормы не могут быть истолкованы в качестве исключения "иных форм" из числа торгов.
Таким образом, судами отмечено, что положения ГК РФ, регулирующие проведение торгов, в полной мере применяются к иным торгово-закупочным процедурам, основанным на конкурентном отборе контрагента, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет потребностям заказчика.
Учитывая положения действующего законодательства (в том числе на момент проведения закупочной процедуры), у АО "Татэнерго" отсутствовали правовые основания для отказа от заключения договора с ООО "РемСпецЭнерго".
Согласно части 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Частью 7 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (без- действия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.
Обществом пунктом 2.1.6 главы 2 Положения установлено, что запрос цен является конкурентным способом закупки.
Следовательно, к конкурентной закупке, в том числе, применяются требования частей 5, 7, 15 статьи 3.2 Закона о закупках. Заказчик не вправе отменять конкурентную закупку до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке, а также обязан заключить договор по результатам конкурентной закупки не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Судами отмечено, что отказ от заключения договора с победителем закупок N 31908468342, 31908583148, 31908579278 ООО "РемСпецЭнерго" на основании подпунктов 4 пункта 1.2.6 главы 2 Положения фактически является для АО "Татэнерго" отменой закупок после даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке при отсутствии обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством, что является нарушением требований части 5, 7 статьи 3.2 Закона о закупках.
Согласно информации представленной оператором электронной площадки по запросу антимонопольного органа размер задатка и комиссионного сбора по результатам проведения на электронной площадке 223etp.zakazrf.ru установлены Приказом N 8 от 07.02.2019. Согласно этому приказу размер платы за услуги оператора (комиссионный сбор) при проведении универсальной закупки на электронной площадке для нужд АО "Татэнерго" и его подведомственных организаций от 1 млн. рублей составляет 1,2 % от начальной цены закупки.
В соответствии с итоговыми протоколама вышеуказанных закупок, закупочной комиссией принято решение заключить договор с победителем процедуры. В связи с чем, комиссионный сбор в размере 1,2 % от начальных цен закупок списан с лицевого счета ООО "РемСпецЭнерго" (акт N 126113 от 29.11.2019 на сумму 195365,14 рублей (комиссионный сбор по извещению N 31908468342), акт N 141438 от 30.12.2019 на сумму 520363,27 рублей (комиссионный сбор по извещениям N31908583148, 31908579278)).
Оператор электронной площадки предоставил все условия для проведения вышеуказанных закупочных процедур в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, Регламента, приказа и не имеет права отступать от требований, изложенных в этих документах. Учитывая изложенное, основание для возврата денежных средств, списанных агентством с ООО "РемСпецЭнерго", в качестве задатка на участие в закупочных процедурах, отсутствует.
Антимонопольным органом обоснованно указано, что победитель закупки при отказе общества от заключения договора несет, в том числе, и расходы, связанные с участием в запросе цен в виде комиссионного сбора оператора электронной площадки.
Таким образом, суды пришли к выводу, что отказ от заключения договора с победителем закупок N 31908468342, 31908583148, 31908579278 ООО "РемСпецЭнерго" является неправомерным, поскольку данные закупочные процедуры относятся к торгам, как следуя его право- вой природе, так и на основании норм Закона о закупках и являются конкурентными способами закупок.
Следовательно, суды пришли к правомерному выводу, что пункты 1.1. и пункт 3 обжалуемого предписания антимонопольного органа от 19.03.2020 N 016/07/3-484/2020 является законным и обоснованным.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что у антимонопольного органа отсутствуют полномочия на выдачу предписания о "завершении процедуры закупки", поскольку он противоречит положениям подпункта и пункта 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции, как и довод общества о том, что для выдачи настоящего предписания необходимо было наличие заявленного ходатайства от лица, права которого нарушены или могут быть нарушены действиями заказчика, были заявлены и в суде апелляционной инстанции, исследованы судом и признаны несостоятельным, что нашло отражение в судебном акте.
При этом судом отмечено, что в оспариваемом предписании отсутствует указание на совершение действий относительно заключения договора с конкретным участником.
Антимонопольный орган, выдавая предписание на завершение процедуры закупок N 31908468342, 31908583148, 31908579278 в соответствии с требованиями статьи 447 ГК РФ, статей 3, 3.2 Закона о закупках и с учетом решения Управления по делу N 016/07/3-484/2020 от 19.03.2020, руководствовался подпунктами "е" - "з" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, которые направлены на прекращение нарушений и устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства, восстановление положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предписание не отвечает критерию исполнимости, так как по закупкам N 32008830604 и N 32008841598 заключены договоры с другими организациями в рамках закупочных процедур, признаны несостоятельными, поскольку антимонопольный орган не рассматривал жалобу на правомерность действий общества при проведении закупок N32008830604, N32008841598 и на предмет законности данных закупок.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа исследованных документов, представленных в материалы дела, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам кассационной жалобы юридические факты, имеющие значение для разрешения данного спора, установлены судами обеих инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом предмета и оснований исковых требований, всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. Всем доводам, участвующих в деле лиц, судами с достаточно мотивированным обоснованием дана надлежащая правовая оценка.
Доводы подателя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу, сводятся к иной, чем у судов, оценке доказательств, что не может служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов судов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу норм части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено судом кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены судебных актов в обжалуемой части.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу N А65-14388/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя кассационной жалобы о том, что у антимонопольного органа отсутствуют полномочия на выдачу предписания о "завершении процедуры закупки", поскольку он противоречит положениям подпункта и пункта 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции, как и довод общества о том, что для выдачи настоящего предписания необходимо было наличие заявленного ходатайства от лица, права которого нарушены или могут быть нарушены действиями заказчика, были заявлены и в суде апелляционной инстанции, исследованы судом и признаны несостоятельным, что нашло отражение в судебном акте.
...
Антимонопольный орган, выдавая предписание на завершение процедуры закупок N 31908468342, 31908583148, 31908579278 в соответствии с требованиями статьи 447 ГК РФ, статей 3, 3.2 Закона о закупках и с учетом решения Управления по делу N 016/07/3-484/2020 от 19.03.2020, руководствовался подпунктами "е" - "з" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, которые направлены на прекращение нарушений и устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства, восстановление положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 февраля 2022 г. N Ф06-14835/22 по делу N А65-14388/2020