г. Казань |
|
14 марта 2022 г. |
Дело N А06-2410/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Тюриной Н.А.,
судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мусиной Л.И.,
до перерыва:
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области представителей:
истца - Амбурцевой И.В. (доверенность от 06.02.2022), Коновалова Н.С. (председатель, лично), ИП Ильязова Э.Р. (доверенность от 16.02.2022),
ответчика - Утешовой Ж.С. (доверенность от 08.02.2022 N 39),
после перерыва:
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области представителей:
истца - Амбурцевой И.В. (доверенность от 06.02.2022), Коновалова Н.С. (председатель, лично), ИП Ильязова Э.Р. (доверенность от 16.02.2022),
а также присутствующего в Арбитражном суде Поволжского округа представителя ответчика - Утешовой Ж.С. (доверенность от 08.02.2022 N 39),
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы некоммерческой организации товарищества собственников жилья "Содружество"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021
и публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.07.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021
по делу N А06-2410/2021
по исковому заявлению некоммерческой организации товарищества собственников жилья "Содружество" (ИНН 3017049916, ОГРН 106300005440) к публичному акционерному обществу "Астраханская энергосбытовая компания" (ИНН 3017041554, ОГРН 1053000000041) об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения к договору энергоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация Товарищество собственников жилья "Содружество" (далее - НО ТСЖ "Содружество", Товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), к публичному акционерному обществу "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "АЭСК", Общество, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения к договору энергоснабжения для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме от 01.04.2018 N 28-600-03657/01082.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 22.07.2021 исковые требования удовлетворены, возникшие между Товариществом и Обществом разногласия урегулированы следующим образом:
1. в договор добавлен пункт 3.1.12 в следующей редакции: "Инициировать и производить съем (сверку) показаний индивидуальных приборов учета 1 раз в 6 месяцев в многоквартирных домах, в которых индивидуальные приборы учета расположены вне индивидуальных помещений, а также ежегодно в многоквартирных домах, в которых индивидуальные приборы учета расположены в индивидуальных помещениях, если решениями общих собраний собственников помещений в МКД не установлен иной срок снятия показаний индивидуальных приборов учета исполнителем коммунальной услуги электроснабжения в силу подпункта "е (1) пункта 31, пункта 84 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354);
2. в договор добавлен пункт 3.1.13 в следующей редакции: "Применять при ежемесячных расчетах сведения по показаниям ИПУ, поданные исполнителем по пункту 4.2.5 договора";
3. подпункт "а" пункта 3.2.2 договора изложен в следующей редакции: "Гарантирующий поставщик производит прекращение или частичное ограничение режима потребления поставки электрической энергии на общедомовые нужды, предварительно уведомив об этом исполнителя в порядке, установленном Правилами N 354, в случае: а) в отношении общего имущества в многоквартирном доме при наличии задолженности у исполнителя в размере, превышающем стоимость электрической энергии, потребленной в целях содержания общего имущества, за 2-ва расчетных периода, - через 10 календарных дней после письменного предупреждения (уведомления) при условии сохранения услуги тем потребителям, которые своевременно исполнили обязанность по оплате за ОДН по электроэнергии".
4. определено перенести пункт 4.1.6. договора в раздел 4.2. "Права исполнителя" и добавить его пунктом 4.2.4. в следующей измененной редакции: "Производить в период с 23-го по 25-е число расчетного месяца снятие показаний расчетных (общедомовых) приборов учета активной энергии и не позднее 26-го числа расчетного месяца предоставлять гарантирующему поставщику сведения о потребленной активной энергии на бланке установленного образца ("Срочное донесение") за заверенной печатью подписью руководителя. Подача срочного донесения допускается путем предоставления его сканированной копии по электронной почте (ore_gorod@astsbyt.ru) с последующим предоставлением оригинала".
5. пункт 4.1.17 договора перенесен в раздел 4.2 "Права исполнителя" и добавлен пунктом 4.2.5 в следующей измененной редакции: "Производить в период с 23- го по 25-е число расчетного месяца снятие показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета, приборов учета, установленных в нежилых помещениях и подключенных после общедомового прибора учета, и не позднее 26- го числа расчетного месяца представлять гарантирующему поставщику сведения в виде реестра на e-mail info@30arc.ru или на бумажном носителе за подписью руководителя, заверенной печатью. Такой реестр должен содержать наименование потребителя, адрес (номер квартиры, наименование нежилого помещения), показания прибора учета, дату фиксации показаний прибора учета)";
6. в пункт 4.1.7. договора добавлен абзац в следующей измененной редакции: "Ежеквартально согласовывать акт сверки расчетов за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, по представлению гарантирующим поставщиком, при условии выполнения гарантирующим поставщиком 1 раз в 6 месяцев сверки всех приборов учета на день съема показаний общедомового прибора учета и подачи срочного донесения, если иной срок не установлен общим собранием собственников МКД";
7. пункт 5.1. договора изложен в следующей редакции: "Объем электроэнергии, поставляемой исполнителю на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, ежемесячно определяется на основании показаний расчетных общедомовых приборов учета, указанных в Приложении N 2 к настоящему договору "Перечень регистрируемых электросчетчиков исполнителя" и Приложении N 5 к настоящему договору "Перечень жильцов, проживающих в жилых помещениях, с расшифровкой по площади жилых помещений и установленных индивидуальных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного жилого дома" по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям общедомового прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0, при условии выполнения гарантирующим поставщиком взаимообусловленной встречной обязанности по снятию показаний индивидуальных приборов учета в МКД на день съема показаний общедомового прибора учета согласно пункту 3.1.12. договора в даты, установленные подпунктом "е(1))" пункта 31 Правил N354 или решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, с уведомлением исполнителя о дате и времени проведения проверки.
В случае неисполнения указанной обязанности гарантирующим поставщиком либо отсутствия у него возможности исполнения данной обязанности, объем электроэнергии, поставляемой исполнителю на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома определяется: а) при наличии приборов учета электрической энергии (на места общего пользования), фиксирующих объем (количество) потребленной электроэнергии на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, на основании показаний таких приборов учета; б) в случае отсутствия приборов учета электрической энергии, фиксирующих объем (количество) потребленной электроэнергии на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, - исходя из нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
8. пункт 5.2. договора изложен в следующей редакции: "Объем электроэнергии, поставляемой исполнителю в расчетном периоде по договору энергоснабжения в многоквартирный дом в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) за расчетный период (расчетный месяц) определяется по формуле: VД = Vодн1, где: Vодн1 - объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг, при условии выполнения гарантирующим поставщиком сверки всех приборов учета согласно пункту 3.1.12. договора до выхода прибора учета из строя.
В случае неисполнения указанной обязанности гарантирующим поставщиком либо отсутствия у него возможности исполнения данной обязанности объем электроэнергии, поставляемой исполнителю на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома определяется: а) при наличии приборов учета электрической энергии (на места общего пользования), фиксирующих объем (количество) потребленной электроэнергии на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, на основании показаний таких приборов учета; б) в случае отсутствия приборов учета электрической энергии, фиксирующих объем (количество) потребленной электроэнергии на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, -исходя из нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
9. пункт 6.6. договора изложен в следующей редакции: "При поступлении платежа с неопределенным назначением поступившие средства относятся в счет оплаты ранее возникших обязательств исполнителя при условии непоступления в дальнейшем от исполнителя заявления о назначении либо периода зачета платежа".
С ПАО "АЭСК" в пользу НО ТСЖ "Содружество" взыскано 6 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.07.2021 изменено, пункты 5.1, 5.2 договора энергоснабжения для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме N 28-600-03657/01082 от 01.04.2018, заключенного между ПАО "АЭСК" и НО ТСЖ "Содружество", изложены в следующей редакции:
Пункт 5.1: "Объем электроэнергии, поставляемой исполнителю в расчетном периоде по договору энергоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета, определяется на основании показаний расчетных общедомовых приборов учета, указанных в Приложении N 2 к настоящему договору "Перечень регистрируемых электросчетчиков исполнителя" и Приложении N 5 к настоящему договору "Перечень жильцов, проживающих в жилых помещениях, с расшифровкой по площади жилых помещений и установленных индивидуальных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного жилого дома" по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0".
Пункт 5.2: "Объем электроэнергии, поставляемой исполнителю в расчетном периоде по договору энергоснабжения в многоквартирный дом в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) за расчетный период (расчетный месяц) определяется по формуле: V д= Vодн1 где: Vодн1 - объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг".
В остальной части решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.07.2021 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, стороны обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение ими норм права.
НО ТСЖ "Содружество" в своей кассационной жалобе просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части исключения судом апелляционной инстанции из пунктов 5.1. и 5.2. договора встречной обязанности ответчика по осуществлению проверок и контролю за показаниями ИПУ и санкций за неисполнение данной обязанности, установленных статьями 328, 309, 310 ГК РФ, и оставить в силе в этой части решение суда первой инстанции, которым пункты 5.1 и 5.2 договора изложены в редакции истца.
Истец полагает, что без конкретизации данного условия невозможно верно установить фактический объем коммунального ресурса на содержание общедомового имущества. Указывает, что спорное условие является существенным, основанным на законе, и исключению не подлежит.
ПАО "АЭСК" в кассационной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и изменить постановление суда апелляционной инстанции, урегулировав разногласия сторон в редакции ответчика.
Общество отрицает правомерность возложения на поставщика обязанности по снятию показаний индивидуальных приборов учета в целях использования в расчетах сторон. Настаивает на необходимости определения соответствующих обязательств управляющей организации (редакция пункта 3.1.12, перенос пунктов 4.1.6 и 4.1.17 в раздел 4.2 договора с добавлением последнего пунктами 4.2.4 и 4.2.5).
Также заявитель оспаривает выводы судов об обязательствах гарантирующего поставщика в рамках осуществления сверки расчетов (пункт 4.1.7 договора).
ПАО "АЭСК" выражает свое несогласие с принятием пункта 6.6 договора в редакции истца, указывая, что данное условие противоречит нормам действующего законодательства о том, что гарантирующий поставщик обязан производить зачисление денежных средств с учетом указанного управляющей компанией назначения платежа, а при отсутствии назначения платежа в платежном поручении исполнение обязательства засчитывается в погашение обязательств по договору, срок исполнения которого наступил ранее.
Оспаривая редакцию подпункта "а" пункта 3.2.2 договора, устанавливающего порядок прекращения или частичного ограничения режима потребления поставки электрической энергии на общедомовые нужды, Общество указывает, что принятая судами редакция противоречит пункту 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124 (далее - Правила N 124), применяющихся в правоотношениях сторон. Также заявитель отмечает, что управляющая организация не обосновала необходимость дополнения данного пункта договора текстом: "на общедомовые нужды", "в отношении общего имущества МКД", "потребленной в целях СОИ", "а также электроэнергии для целей СОИ".
В части принятия пункта 4.1.7 договора, устанавливающего ежеквартальное согласование акта сверки расчетов за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, и принятого в редакции истца, заявитель жалобы указывает на то, что в рамках осуществления сверки расчетов гарантирующий поставщик может в силу закона предоставлять управляющей компании сведения о внесении платы за соответствующую коммунальную услугу, полученные только от тех потребителей, которые передали в его адрес показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, и полагает, что утвержденная судом редакция основана на неправильном толковании норм закона.
Подробнее доводы заявителей изложены в кассационных жалобах с дополнениями к ним.
ПАО "АЭСК" в отзыве на кассационную жалобу НО ТСЖ "Содружество" просило оставить постановление суда апелляционной инстанции в обжалуемой истцом части без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
НО ТСЖ "Содружество" в отзыве на кассационную жалобу ПАО "АЭСК" просило оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в обжалуемой ответчиком части без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 16.02.2022, назначенном по кассационной жалобе НО ТСЖ "Содружество" и проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области с участием явившихся в Арбитражный суд Астраханской области представителей сторон, в порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство по делу отложено на 03.03.2022 на 14 часов 30 минут в связи с поступлением кассационной жалобы ПАО "АЭСК" на судебные акты по настоящему делу, судебное заседание по рассмотрению которой назначено на 03.03.2022.
В судебном заседании 03.03.2022, проведенном в составе суда: председательствующий судья Федорова Т.Н., судьи: Тюрина Н.А., Арукаева И.В. посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области с участием явившихся в Арбитражный суд Астраханской области представителей сторон, поддержавших доводы соответствующих кассационных жалоб и возражавших против удовлетворения жалоб противоположных сторон, в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 14 часов 40 минут 10.03.2022.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2022 в связи с нахождением судьи Федоровой Т.Н. в отпуске произведена ее замена на судью Сибгатуллина Э.Т., сформирован следующий состав суда: председательствующий судья Тюрина Н.А., судьи Арукаева И.В., Сибгатуллин Э.Т.
В судебном заседании 10.03.2022, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области, явившиеся в Арбитражный суд Астраханской области представители истца, а также явившаяся в Арбитражный суд Поволжского округа представитель ответчика, поддержали ранее изложенные позиции, дополнив свои пояснения.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, дополнительных пояснений и отзыва, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ПАО "АЭСК" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку электрической энергии в многоквартирные дома, в том числе - в находящийся в управлении ТСЖ "Содружество" дом 1 по ул. Ахшарумова в г. Астрахани (далее - МКД).
Между ПАО "АЭСК" (гарантирующий поставщик) и ТСЖ "Содружество" заключен договор от 01.04.2018 N 28-600-03657/01082, согласно условиям пункта 2.1. которого гарантирующий поставщик обязан осуществлять продажу электрической энергии, а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией исполнителя, а исполнитель обязан принимать электрическую энергию для целей оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, и оплачивать приобретенную электрическую энергию и оказанные услуги в сроки на условиях, определенных настоящим договором по действующим на момент расчета ценам.
19 августа 2020 года общим собранием собственников помещений в МКД принято решение о заключении собственниками помещений, действующими от своего имени, прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, в том числе с ПАО "АЭСК".
Соответствующий протокол общего собрания собственников помещений был направлен в адрес поставщика и получен ПАО "АЭСК", которое со своей стороны направило НО ТСЖ "Содружество" проект дополнительного соглашения к договору от 01.04.2018 N 28-600-03657/01082, на который последним представлены разногласия по редакции пунктов 3.1.12, 3.1.13, 3.2.2, 4.1.6, 4.1.7, 4.1.17, 5.1, 5.2, 6.6 (протокол разногласий исх. N 26 от 01.12.2020).
Предложенную Товариществом редакцию договорных условий Общество отклонило.
Возникшие между сторонами разногласия послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, как суд первой инстанции, так и суд апелляционной инстанции руководствовались статьями 209, 421, 422, 446, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 4.4 части 2 статьи 44, частью 1 статьи 46, статьями 157, 157.2. Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктами 4, 18, 21 (1) Правил N 124, подпунктом "в" пункта 9, подпунктом "ж" пункта 17, пунктами 31, 82, 83, 84, 117, 118 Правил N 354, письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 20.07.2019 N 27087-ОГ/04 "О правилах предоставления коммунальных услуг собственникам МКД".
Суд первой инстанции принял спорные пункты в редакции, предложенной истцом.
Суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции в части редакции пунктов 5.1 и 5.2. договора, признав утвержденную судом первой инстанции редакцию противоречащей нормам действующего законодательства.
Судебная коллегия суда округа соглашается с окончательной редакцией спорных пунктов договора, определенной апелляционным судом, по следующим основаниям.
Статьей 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Задача суда при разрешении преддоговорного спора заключается в создании между сторонами договорной связи, при которой часть условий, о редакции которых стороны не могут договориться путем свободного согласования своих автономных воль, определяется властью суда на основании судебного понимания должного баланса интересов сторон через призму императивных и диспозитивных норм права, регулирующих спорные отношения. Разрешение судом спора сторон при возникновении разногласий по конкретным условиям договора имеет своей целью внесение определенности в правоотношения сторон и установление условий договора в соответствии с требованиями действующего законодательства (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11).
Разрешая спор сторон по условиям пунктов 3.1.12, 3.1.13, 3.2.2, 4.1.6, 4.1.7, 4.1.17, 6.6 договора, суды верно учли то обстоятельство, что между ресурсоснабжающей организацией и собственниками жилых и нежилых помещений в МКД заключены прямые договоры по поставке коммунального ресурса, отношения между Обществом и Товариществом ограничиваются поставкой ресурса на общедомовые нужды.
При таком положении и с учетом пункта 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, пункта 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ РСО верно признано судами исполнителем коммунальной услуги, осуществляющим деятельность по передаче потребителям коммунального ресурса с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (то есть исполнителем коммунальной услуги в отношении жилых и нежилых помещений), а ТСЖ - исполнителем, осуществляющим деятельность по передаче потребителям коммунального ресурса с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования общего имущества в многоквартирном доме (то есть исполнителем в отношении общего имущества).
Принимая во внимание разграничение индивидуального потребления по коммунальной услуге и услуге на СОИ, поскольку обязанность по предоставлению коммунальной услуги снабжения электрической энергией в отношении жилых и нежилых помещений лежит на поставщике, то в силу пункта 2, подпунктов "ж", "е(1)" пункта 31, пунктов 82, 83, 84 Правил N 354, подпунктов "д", "е(1)" пункта 18 Правил N 124 именно на ответчика, выполняющего функции как ресурсоснабжающей организации, так и исполнителя коммунальной услуги в отношении жилых и нежилых помещений, суды обосновано возложили обязанность по принятию от потребителей показаний индивидуальных приборов учета, их использованию для определения объемов потребления коммунального ресурса, по проведению проверки достоверности представленных потребителями сведений об их показаниях, по уведомлению о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил, за исключением случая, если обязательства по сбору такой информации осуществляются исполнителем по соглашению с ресурсоснабжающей организацией.
Действия Товарищества по передаче в РСО сведений об индивидуальном потреблении верно в соответствии с подпунктом "е" пункта 31(1) Правил N 354 и пункта 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ внесены в раздел "Права исполнителя" для случаев поступления таких сведений от потребителей непосредственно в управляющую организацию. Также к данному разделу правомерно отнесены действия Товарищества по снятию показаний индивидуального потребления.
При этом Товарищество не освобождалось от обязательств по снятию показаний общедомового прибора учета.
Действия гарантирующего поставщика по прекращению или частичному ограничению режима потребления поставки электрической энергии на общедомовые нужды (пункт 3.2.2 договора) определены в соответствии с нормами Правил N 124 (пункт 29) во взаимосвязи с положениями Правил N 354 (пункты 117- 119), как не подлежащих раздельному применению для целей урегулирования правоотношений по поставке ресурса на СОИ.
Суд округа также отклоняет доводы кассационных жалоб о неверном применении судом апелляционной инстанции норм о контроле со стороны РСО достоверности представленных потребителями сведений об индивидуальном потреблении.
Так, согласно подпункту "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг (в рассматриваемом случае РСО) обязан принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета, а также проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений об их показаниях.
В соответствии с подпунктом "е(1)" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
В пункте 82 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги обязан: б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Согласно пункту 83 Правил N 354 проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
В соответствии с пунктом 84 Правил N 354 при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.
Таким образом, порядок проведения проверки сведений об индивидуальном потреблении подробно регламентирован нормами специального законодательства.
Вопреки доводам кассационной жалобы поставщика, установленная судом обязанность по составлению акта сверки расчетов согласуется с содержанием пункта 83 Правил N 354 и порядком взаимодействия сторон по сверке расчетов в силу пункта 25 Правил N 124.
Признавая соответствующим закону пункт 6.6 договора в редакции истца, суды обосновано учли правила статьи 209 ГК РФ и пункта 7 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" о том, что правом изменения назначения платежа обладает только плательщик как собственник денежных средств, и получатель средств не вправе на свое усмотрение изменять назначение платежа, он может лишь уточнить его у плательщика.
Корректируя редакции пунктов 5.1 и 5.2. договора, суд апелляционной инстанции верно исходил из толкования контекста соответствующих условий договора, не определяющих и не изменяющих разграничения компетенции сторон по принятию от потребителей показаний индивидуальных приборов учета и проведению проверки достоверности представленных потребителями показаний приборов учета, а устанавливающих правовые последствия, наступающие в случае непроведения ответчиком проверки достоверности представленных потребителями показаний приборов учета.
Апелляционным судом правильно указано, что утвержденная судом первой инстанции редакция указанных спорных условий договора противоречит порядку определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленному пунктом 21 (1) Правил N 124, согласно которому для случаев, когда управление общим имуществом многоквартирного дома осуществляется управляющей компанией, однако прямые договоры энергоснабжения заключены с собственниками помещений многоквартирного дома, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Суд апелляционной инстанции верно определил, что редакция, предложенная истцом, понуждает ответчика при наличии исправного общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета и в нарушение Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего приоритетный порядок расчета за потребленные энергетические ресурсы по приборам учета, определять объем электроэнергии, отпущенной на общедомовые нужды, по нормативу, либо с использованием показаний приборов учета электроэнергии, установленных исключительно на места общего пользования, не относящихся в силу положений пункта 2 Правил N354 к ОДПУ.
Суд апелляционной инстанции также обосновано отметил, что обязанность поставщика по снятию показаний индивидуальных приборов учета в МКД на день съема показаний общедомового прибора учета не закреплена законодательно, как и не установлена обязанность гарантирующего поставщика учитывать при определении объема поставленного коммунального ресурса наличие приборов учета электрической энергии, фиксирующих объем (количество) потребленной электроэнергии в местах общего пользования.
Ссылки Товарищества при рассмотрении дела и в кассационной жалобе на судебную практику по другим делам не изменяют правильности выводов суда апелляционной инстанции по настоящему делу, сделанных исходя из фактических правоотношений сторон при верном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационных жалоб судом округа отклоняются как основанные на неверном толковании действующего законодательства.
Таким образом, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Поскольку в решение суда первой инстанции судом апелляционной инстанции внесены изменения, судебная коллегия суда округа оставляет в силе постановление суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 по делу N А06-2410/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.А. Тюрина |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционным судом правильно указано, что утвержденная судом первой инстанции редакция указанных спорных условий договора противоречит порядку определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленному пунктом 21 (1) Правил N 124, согласно которому для случаев, когда управление общим имуществом многоквартирного дома осуществляется управляющей компанией, однако прямые договоры энергоснабжения заключены с собственниками помещений многоквартирного дома, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Суд апелляционной инстанции верно определил, что редакция, предложенная истцом, понуждает ответчика при наличии исправного общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета и в нарушение Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего приоритетный порядок расчета за потребленные энергетические ресурсы по приборам учета, определять объем электроэнергии, отпущенной на общедомовые нужды, по нормативу, либо с использованием показаний приборов учета электроэнергии, установленных исключительно на места общего пользования, не относящихся в силу положений пункта 2 Правил N354 к ОДПУ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 марта 2022 г. N Ф06-15024/22 по делу N А06-2410/2021