г. Казань |
|
25 марта 2022 г. |
Дело N А12-18894/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Салиевой К.Э. (протоколирование ведется с использованием системы видеоконференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)
при участии в судебном заседании представителей, присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области:
общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" - Лунева А.С. (по доверенности от 01.01.2022),
Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - Кондратьевой Е.С. (по доверенности от 14.12.2021),
в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.10.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021
по делу N А12-18894/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" к Комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Отдела муниципального жилищного контроля Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа город Волжский Волгоградской области, об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (далее - ООО "Волжские тепловые сети", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания N 119-г/2021, выданного Отделом муниципального жилищного контроля Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа город Волжский Волгоградской области (далее - административный орган, Комитет) от 06.04.2021.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.10.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Доводы заявителя подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем заявителя в судебном заседании.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Астраханской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание сторон, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению в многоквартирном доме N 3 по ул. Пушкина г. Волжский Волгоградской области (далее - МКД).
На основании обращения Комитетом в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка по вопросу правильности начисления корректировки за коммунальную услугу по отоплению за период с август 2020 по декабрь 2020 года, отраженной в платежных документах за январь 2021 года, о чем составлен акт проверки от 06.04.2021 N 119-г/2021.
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение пунктов 42 (2), 59, 59(1) и 60 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) размер корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению, отраженный в платежном документе, предъявленном ООО "Волжские тепловые сети" потребителю, проживающему в жилом помещении N 30 МКД N 3 по ул. Пушкина за январь 2021 года, произведен неправомерно, среднемесячный объем потребления коммунального ресурса определен некорректно.
Начисление платы по отоплению потребителям до сентября 2021 года должны производиться исходя из норматива потребления тепловой энергии 0,0143 Гкал/м2, принятого Городским положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения N 375-ВГД от 28.11.2008, общей площади жилого помещения. Однако, общество производит начисление платы по отоплению с января 2021 года исходя из среднемесячного объема потребления, который составляет 0,0153 Гкал/м2.
Комитетом установлено, что сумма необоснованно начисленного размера корректировки платы за отопление, отраженного в платежном документе за январь 2021 года потребителю Золотареву В.С (кв. 30 МКД N 3) составляет 1745,85 руб.
По результатам проверки Комитетом обществу выдано предписание от 06.04.2021 N 119-г/2021, согласно которому в срок до 05.07.2021 обществу необходимо произвести возврат начисленных денежных средств за корректировку по отоплению потребителям МКД N 3 по ул. Пушкина с учетом уже произведенных оплат; производить начисления платы исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителям МКД N 3 по ул. Пушкина за предыдущий год, который составляет 0,0143 Гкал/м2.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия совокупности правовых оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 36 Правил N 354 установлено, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Городским положением о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области от 28.11.2008 N 375-ВГД (принято постановлением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 28.11.2008 N 57/6) на 30.06.2012 норматив отопления был установлен в 0,0143 Гкал/м2.
Согласно положениям постановления администрации Волгоградской области от 01.07.2016 N 345-п "О мерах реализации постановления правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" размер платы по отоплению начисляется исходя из нормативов потребления тепловой энергии (в первый год после установки ОДПУ), общей площади жилого помещения и тарифа, утвержденного Комитетом тарифного регулирования равномерно в течение года, а после производится корректировка платы за отопление. Со следующего года начисление производится исходя из среднемесячного объема за прошлый год равномерными долями в течение 12 месяцев в году с обязательной ежегодной корректировкой, полученной исходя из показаний прибора учета тепловой энергии и теплоносителя.
Размер корректировки платы за отопление определяется один раз в календарный год путем сравнения экономически сопоставимых показателей, таких как сумма к оплате за фактически потребленный потребителями в жилых помещениях многоквартирного дома в течение календарного года коммунальный ресурс и сумма, предъявленная потребителям к оплате в платежных документах за отопление в течение того же календарного года. При корректировке размера платы учитываются коммунальные услуги, фактически поставленные в многоквартирный дом согласно приборам учета, как это предусмотрено статьей 157 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 42(2) Правил N 354 в случаях, когда оплата коммунальной услуги производится равномерно в течение года и при наличии общедомового (коллективного) прибора учета в многоквартирном доме, один раз в год производится корректировка размера платы коммунальной услуги по отоплению. Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Из материалов дела следует, что в связи с неисполнением управляющей компанией ООО УК "Спутник", обязанности по надлежащей эксплуатации ОДПУ по адресу ул. Пушкина, д. 3 перешли ООО "Волжские тепловые сети" совместно с управляющей компанией ООО УК "Спутник".
ООО "Волжские тепловые сети" не имело возможности восстановить работоспособность ОДПУ по адресу ул. Пушкина, д. 3, в связи с тем, что установленное оборудование узла учета по адресу ул. Пушкина, д. 3 является устаревшим, необходима полная замена оборудования.
Судами установлено, что МКД N 3 по ул. Пушкина является объектом с нагрузкой потребления тепловой энергии менее 0.2 Гкал/час.
На момент проверки общество предоставило акт ввода в эксплуатацию от 02.11.2010 ЭСКО-ТЗ (заводской номер 70510), акт периодической проверки узла учета после поверки о 30.09.2020, установленного в МКД N 3 по ул. Пушкина ВКТ-7 (заводской номер 286228).
Общедомовой прибор учета ЭСКО-ТЗ считался неработоспособным с сентября 2019 года. Прибор учета установлен 30.09.2020, работоспособность которого определена при подаче теплоносителя 2020/2021.
Согласно выписке (донесение) из журнала учета тепловой энергии у потребителя" учтены объемы потребления коммунального ресурса только за декабрь 2020 года.
Объем потребления с августа по ноябрь 2020 года рассчитан по нормативам потребления коммунального ресурса.
За отопительный период с октября 2020 по ноябрь 2020 года объем потребленной тепловой энергии на нужды отопления МКД взят обществом по нормативу, за декабрь 2020 года по фактическим показаниям ОДПУ.
Суды указали, что поскольку при корректировке размера платы по отоплению учитываются коммунальные услуги, фактически поставленные в многоквартирный дом согласно приборам учета, определить данный объем не представляется возможным, соответственно корректировку платы по отоплению возможно провести при работоспособности общедомового прибора учета в течение года с учетом, при необходимости, пунктов 59, 59(1) и 60(1) Правил N 354.
Суды отметили, что сумма корректировки определяется как разница между размером платы, определенным исходя из показаний общедомового прибора учета за весь прошедший год, и размером платы, которую потребитель суммарно уплатил за этот год.
При отсутствии сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления, корректировка размера платы за отопление не производится.
Материалами дела подтверждается, что общество производит начисления платы по отоплению с января 2021 года исходя из среднемесячного объема потребления, который составляет 0,0153 Гкал/м2.
Между тем, год тепловой истории определяется с месяца следующего за текущим месяцем ввода в эксплуатацию прибора, то есть год тепловой истории с октября 2020 по сентябрь 2021 года, последующий год тепловой истории устанавливается с октября 2021 по сентябрь 2022 года.
Судами установлено, что согласно Правилам N 354 календарный год тепловой энергии устанавливается с сентября 2020 года с проведением корректировки платы в 1 квартале года, следующего за расчетным периодом.
На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о правомерности выдачи Комитетом обществу оспариваемого предписания, следовательно, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований общества.
При рассмотрении заявления по существу суды полно и всесторонне определили круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дали обоснованную юридическую оценку, и сделали правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, основания для изменения или отмены судебных актов отсутствуют.
Доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, а выражают лишь несогласие с ними и дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не входит в полномочия окружного суда.
При таких обстоятельствах суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.10.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по делу N А12-18894/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Кормаков |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 42(2) Правил N 354 в случаях, когда оплата коммунальной услуги производится равномерно в течение года и при наличии общедомового (коллективного) прибора учета в многоквартирном доме, один раз в год производится корректировка размера платы коммунальной услуги по отоплению. Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
...
Суды указали, что поскольку при корректировке размера платы по отоплению учитываются коммунальные услуги, фактически поставленные в многоквартирный дом согласно приборам учета, определить данный объем не представляется возможным, соответственно корректировку платы по отоплению возможно провести при работоспособности общедомового прибора учета в течение года с учетом, при необходимости, пунктов 59, 59(1) и 60(1) Правил N 354.
...
Судами установлено, что согласно Правилам N 354 календарный год тепловой энергии устанавливается с сентября 2020 года с проведением корректировки платы в 1 квартале года, следующего за расчетным периодом."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 марта 2022 г. N Ф06-15687/22 по делу N А12-18894/2021