г. Казань |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А06-11682/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Галиуллина Э.Р.,
судей Нагимуллина И.Р., Нафиковой Р.А.,
при участии представителя:
истца - Алексеева Р.В.. доверенность от 02.12.2020,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая компания "Астрасоль"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 31.08.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021
по делу N А06-11682/2020
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая компания "Астрасоль", об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая компания "Астрасоль" (далее - ООО "ПКК "Астрасоль", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 31.08.2021, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021, исковые требования удовлетворены.
Обжалуя принятые судебные акты в кассационном порядке, ответчик просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, мотивируя кассационную жалобу нарушением судебными инстанциями норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва истца, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" направило ООО "ПКК "Астрасоль" подписанный с его стороны проект договора от 16.06.2020 N 1/13 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
По итогам рассмотрения проекта договора ответчик подписал договор с протоколом разногласий.
У сторон возникли разногласия в части условий подпункта б) пункта 17 и абзаца 1 пункта 18 договора.
В договоре истец предлагает следующие редакции его спорных условий:
подпункт б) пункта 17:
"Владелец" уплачивает "Перевозчику":
б) Договорную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования протяженностью 160,1 погонных метров, принадлежащих ОАО "РЖД", ежесуточно в размере 540,34 рублей.
Ставка платы пересматривается автоматически с 1 января, с последующим уведомлением "Владельца".
В случае изменения размера стоимости дополнительных услуг, "Перевозчик" уведомляет "Владельца" об указанных изменениях путем размещения информации на официальном сайте ОАО "РЖД" по адресу www.rzd.ru в разделе "Грузовые перевозки".
Абзац 1 пункта 18:
Расчеты, начисления производятся "Перевозчиком" по пункту 17 на единый лицевой счет "Владельца":
- по подпунктам "а", "в", "г", "д" и "е" - ежесуточно;
- по подпункту "б" - первого числа отчетного месяца в целом за месяц.
В свою очередь ответчик предлагает подпункт б) пункта 17 и абзац 1 пункта 18 договора изложить в следующей редакции:
подпункт б) пункта 17:
"Владелец" уплачивает "Перевозчику":
б) Договорную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования протяженностью 135 погонных метров (от знака "Граница подъездного пути необщего пользования" ПК0+100,0 до знака ГПНП ПЧ-1 ПК2+35,0 м), принадлежащего "Перевозчику", по ставке 8101,0 руб./км/выход (тарифный план - локомотивный, начальный), в размере 1093,64 руб. 64 коп за каждый выход локомотива, без учета НДС.
Взимание платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, при надлежащего "Перевозчику", при отсутствии в течение календарного месяца фактической работы по подаче и уборке вагонов железнодорожный путь необщего пользования производиться за развернутую длину железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Перевозчику", используемого в соответствии с договором, по ставке 1093,64 руб. 64 коп, без учета НДС один раз в месяц.
Ставки пересматриваются в соответствии с Порядком применения договорных ставок (тарифных планов) для определения платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику (ОАО "РЖД").
Абзац 1 пункта 18:
Расчеты, начисления производятся "Перевозчиком" по пункту 17 на единый лицевой счет "Владельца":
- по подпунктам "а", "в", "г", "д", и "е" - ежесуточно;
- по подпункту "б" - за каждый выход локомотива; при отсутствии в текущем месяце выходов локомотива взимание платы осуществляется один раз в месяц.
Поскольку между сторонами не урегулированы возникшие разногласия при заключении договора, истец обратился с иском в суд.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 421, 445, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", установив размер договорной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования протяженностью 160,1 погонных метров, принадлежащих ОАО "РЖД", ежесуточно - 540 руб. 34 коп., судебные инстанции правомерно пришли к выводу о согласовании договора от 16.016.2020 N 1/13 на условиях, предложенных истцом.
Судами установлено, что распоряжением ОАО "РЖД" от 24.07.2018 N 1574/р утвержден "Единый перечень работ и услуг, оказываемых ОАО"РЖД" при организации перевозок грузов", в котором определен порядок формирования стоимости работ и услуг.
В данном перечне в разделе 2 пункт 8 определена услуга "Использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику", как договорная.
Договорная плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", предусмотренная в договоре, уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования.
При этом ежесуточное взимание такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент.
В соответствии с разъяснениями Министерства транспорта Российской Федерации от 01.04.2016 N АЦ-26/3881 до законодательного закрепления размера указанной платы, ее взимание должно осуществляться, исходя из количества потребителей, в отношении некоторых перевозчик предоставляет услуги по подаче и уборке вагонов, не принадлежащих перевозчику железнодорожных путях необщего пользования, при этом плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования взимается круглосуточно, вне зависимости от выхода локомотива или занятия железнодорожных путей необщего пользования вагонами в случае, если: потребитель является единственным контрагентом, в отношении которого перевозчик предоставляет услуги по предоставлению локомотива и использованию железнодорожного пути необщего пользования, то такая оплата должна осуществляться потребителем единолично; потребитель является не единственным контрагентом, в отношении которого перевозчик предоставляет услуги по предоставлению локомотива и использованию железнодорожного пути необщего пользования, то такая оплата должна распределяться между всеми контрагентами, пропорционально.
Протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2020 N 83 утверждены Методические рекомендации по определению ставок договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренные Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов, а также на 2021 год утверждены ставки договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренные Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов, с учетом индексации.
Приложениями N N 5 и 5.1 к протоколу заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2020 N 83 утверждены договорные ставки (тарифные планы) для определения платы за использование пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику (ОАО "РЖД") и Порядок применения договорных ставок (тарифных планов) для определения платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД".
Из анализа Порядка применения договорных ставок (тарифных планов) для определения платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" следует вывод о том, что договорная плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" для каждого грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), владельца определяется, исходя из используемой развернутой длины железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД".
Пунктом 3 договора стороны установили, что развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 865,1 погонных метров, в том числе на балансе "Владельца" 705 погонных метров, на балансе "Перевозчика" - 160,1 погонных метров.
Согласно пункту 1.1 договорных ставок (тарифных планов) для определения платы за использование пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику (ОАО "РЖД") (Приложение N 5 к протоколу заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2020 N 83) для всех грузоотправителей ((отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожного пути необщего пользования по тарифному плану "Безлимитный базовый" с 01.01.2021 установлена ставка в размере 3,375 руб./км/сутки.
Таким образом, размер договорной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования протяженностью 160,1 погонных метров, принадлежащих ОАО "РЖД", ежесуточно составляет 540 руб. 34 коп. (3,375 х 0,1601).
Указанная плата вносится в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, не привязана к количеству выходов локомотива или занятию железнодорожных путей необщего пользования вагонами, обусловлена необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент. То есть истец в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузоотправителям (грузополучателям) пути в состоянии надлежащего качества, а также осуществляет работы, связанные с поддержанием пути. Следовательно, услуга по предоставлению пути оказывается также каждый день (каждые сутки).
Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 09.12.2019 N 309-ЭС19-23316, от 23.05.2019 N 305-ЭС19-1465 и от 13.04.2020 N 306-ЭС18-18399.
Таким образом, условие договора об обязанности пользователя уплачивать перевозчику ежесуточную плату за использование принадлежащего перевозчику железнодорожного пути необщего пользования, определенное в рамках предоставленной пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договорной дискреции сторон, само по себе не противоречит законодательству.
Ответчик не представил в материалы дела доказательств, однозначно свидетельствующих об экономически необоснованной договорной ежедневной ставке, предложенной перевозчиком, а также экономически не обосновал свой вариант размера платы.
Ставка, установленная ОАО "РЖД", является одинаковой для всех организаций, с которыми истец заключает аналогичные договоры, отличие в цене может быть связано только с различной протяженностью железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" и используемого при подаче вагонов, которая должна быть согласована сторонами в договоре, что соответствует положениям статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ООО "РЖД".
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, а выражают лишь несогласие с ними и дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не входит в полномочия окружного суда.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления арбитражных судов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 31.08.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 по делу N А06-11682/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Р. Галиуллин |
Судьи |
Р.А. Нафикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1.1 договорных ставок (тарифных планов) для определения платы за использование пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику (ОАО "РЖД") (Приложение N 5 к протоколу заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2020 N 83) для всех грузоотправителей ((отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожного пути необщего пользования по тарифному плану "Безлимитный базовый" с 01.01.2021 установлена ставка в размере 3,375 руб./км/сутки.
Таким образом, размер договорной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования протяженностью 160,1 погонных метров, принадлежащих ОАО "РЖД", ежесуточно составляет 540 руб. 34 коп. (3,375 х 0,1601).
Указанная плата вносится в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, не привязана к количеству выходов локомотива или занятию железнодорожных путей необщего пользования вагонами, обусловлена необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент. То есть истец в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузоотправителям (грузополучателям) пути в состоянии надлежащего качества, а также осуществляет работы, связанные с поддержанием пути. Следовательно, услуга по предоставлению пути оказывается также каждый день (каждые сутки).
Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 09.12.2019 N 309-ЭС19-23316, от 23.05.2019 N 305-ЭС19-1465 и от 13.04.2020 N 306-ЭС18-18399.
Таким образом, условие договора об обязанности пользователя уплачивать перевозчику ежесуточную плату за использование принадлежащего перевозчику железнодорожного пути необщего пользования, определенное в рамках предоставленной пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договорной дискреции сторон, само по себе не противоречит законодательству.
...
Ставка, установленная ОАО "РЖД", является одинаковой для всех организаций, с которыми истец заключает аналогичные договоры, отличие в цене может быть связано только с различной протяженностью железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" и используемого при подаче вагонов, которая должна быть согласована сторонами в договоре, что соответствует положениям статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ООО "РЖД"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 марта 2022 г. N Ф06-15876/22 по делу N А06-11682/2020