г. Казань |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А72-16143/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
публичного акционерного общества "Т Плюс" - Ибрагимовой К.М., доверенность от 17.03.2021, Буймистр Е.В., доверенность от 22.12.2020,
администрации города Ульяновска - Бодуновой Т.В., доверенность от 07.07.2021,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.07.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021
по делу N А72-16143/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) к администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573) о признании незаконным отказа по установлению публичных сервитутов, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, третьи лица: федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (ИНН 1660061210, ОГРН 1021603620323), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (ИНН 1655183653, ОГРН 1091690054763), Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска (ИНН 7325089100, ОГРН 1097325002961),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - общество "Т Плюс", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об обязании администрации города Ульяновска (далее - администрация, ответчик) установить публичные сервитуты сроком на 49 лет в целях размещения трубопроводов магистральных сетей М-4, М-7, М-10, М-1, М-9, М-22, их неотъемлемых технологических частей, являющихся объектами местного значения и необходимых для организации теплоснабжения населения в соответствии с описанием местоположения границ действия публичных сервитутов.
В последующем истец уточнил заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил:
признать незаконным отказы администрации по установлению публичных сервитутов на 49 лет, выраженные в письмах от 03.12.2020: N 0113/11389 по установлению публичного сервитута в отношении магистральной сети М-1; N 0113/11367 по установлению публичного сервитута в отношении магистральной сети М-4; N 0113/11368 по установлению публичного сервитута в отношении магистральной сети М-22; N 0113/11369 по установлению публичного сервитута в отношении магистральной сети М-7; N 0113/11361 по установлению публичного сервитута в отношении магистральной сети М-9, в целях размещения трубопроводов магистральных сетей М-4, М-7, М-1, М-9, М-22, их неотъемлемых технологических частей;
возложить обязанность на администрацию установить публичные сервитуты сроком на 49 лет в целях размещения трубопроводов магистральных сетей М-4, М-7, М-1, М-9, М-22, их неотъемлемых технологических частей, являющихся объектами местного значения и необходимых для организации теплоснабжения населения, в соответствии с описанием местоположения границ действия публичных сервитутов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечены федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.07.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу отклонила доводы жалобы, просила оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представители общества "Т Плюс" в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель администрации возражал на них по основаниям, приведенным в отзыве на жалобу.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу "Т Плюс" на праве собственности принадлежат сооружения - трубопроводы магистральных сетей:
трубопровод магистральной сети М-4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.10.2015 N 103528 (далее ТМС М-4).
трубопровод магистральной сети М-7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.10.2015 N 115979 (далее ТМС М-7);
трубопровод магистральной сети М-1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.10.2015 N 114140 (далее ТМС М-1);
трубопровод магистральной сети М-9, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.10.2015 N 115980 (далее ТМС М-9);
трубопровод магистральной сети М-22, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.10.2015 N 097345 (далее ТМС М-22).
Общество "Т Плюс" обратилось в администрацию с заявлением об установлении публичного сервитута под вышеуказанными трубопроводами.
Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска отказало обществу "Т Плюс" в установлении публичного сервитута в отношении магистральных сетей М-1, М-4, М-22, М-7 и М-9, о чем направило письма от 03.12.2020 N 0113/11389, от 03.12.2020 N 0113/11367, от 03.12.2020 N 0113/11368, от 03.12.2020 N 0113/11369, от 03.12.2020 N 0113/11361. В отказах указано, что в ходатайстве об установлении публичного сервитута в отношении трубопровода магистральной сети присутствуют участки, расположенные в границах полос отвода автомобильных дорог, установление такого публичного сервитута в соответствии с главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не предоставляется возможным.
Не согласившись с отказами, общество "Т Плюс" обратилось в суд с настоящим заявлением.
По мнению общества "Т Плюс" в данном случае применимы нормы, установленные главой V.7 ЗК РФ. Описание публичных сервитутов, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, определяется указанной главой. Приказ Минтранса России от 10.08.2020 N 297 "Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требований к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требований к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута" (далее - Приказ N 297), принятый в целях реализации части 4.3 статьи 25 от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), в данном случае не подлежит применению. Следовательно, договор с владельцем автомобильной дороги не подлежит заключению.
Администрация требования не признала, считает, что магистральные трубопроводы М-1, М-4, М-22, М-7 и М-9 пересекают автомобильные дороги, которые являются муниципальными, поэтому в данном случае подлежит применению часть 19 статьи 23 ЗК РФ и специальный закон - Закон N 257-ФЗ, которым установлено требование для владельцев инженерных коммуникаций, осуществляющих их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильной дороги, при заключении публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, заключать договор с владельцем автомобильной дороги. В данном случае такой договор, заключенный с владельцем автомобильной дороги, обществом не представлен, поэтому администрация отказала в установлении публичного сервитута.
Судебная коллегия считает, что принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Согласно пункту 3 статьи 23 ЗК РФ к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 ЗК РФ не применяются.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" введена в действие глава V.7 ЗК РФ, состоящая из статей 39.37 - 39.50, положения которых предусматривают установление публичного сервитута в отдельных целях и регулируют правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута.
В соответствии со статьей 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном главой V.7 этого кодекса, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе, в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее - инженерные сооружения) (пункт 1).
В силу пункта 5 статьи 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.
Согласно статье 39.39 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 данного кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута (пункт 1). Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса (пункт 2). Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 кодекса (пункт 3).
В статье 39.41 ЗК РФ предусмотрены требования к форме и содержанию ходатайства об установлении публичного сервитута, а также к документам, прилагаемым к названному ходатайству. К числу обязательных требований, предъявляемых к ходатайству об установлении публичного сервитута, отнесено обоснование необходимости установления публичного сервитута (подпункт 5 пункта 1).
Исходя из приведенных норм установление публичного сервитута это право исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Публичный сервитут может быть установлен при обосновании необходимости его установления, в том числе для размещения объектов тепловых сетей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
В статье 39.44 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень оснований для отказа в установлении публичного сервитута.
В частности, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.44 ЗК РФ в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если, в том числе, не соблюдены условия установления публичного сервитута, предусмотренные статьями 23 и 39.39 настоящего Кодекса.
Статьей 23 ЗК РФ предусмотрены особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, согласно которым публичный сервитут в отношении таких земельных участков устанавливается с учетом норм специального закона - Закона N 257-ФЗ (пункт 19).
В силу положений части 2 статьи 19 Закона N 257-ФЗ прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
Из статьи 25 Закона N 257-ФЗ следует, что допускается использование юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях эксплуатации инженерных коммуникаций на условиях публичного сервитута.
Частью 4.2 статьи 25 Закона N 257-ФЗ также установлено, что решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций.
Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
Порядок подачи и рассмотрения заявления об установлении сервитута, требования к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении сервитута, требования к содержанию решения об установлении публичного сервитута устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В настоящее время такой Порядок подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требования к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требования к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута установлен Приказом N 297.
В соответствии с пунктом 3 указанного порядка, к заявлению об установлении публичного сервитута должна быть приложена копия договора, заключенного владельцами инженерных коммуникаций, осуществляющими прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций и их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильной дороги, с владельцем автомобильной дороги, с техническими требованиями и условиями, подлежащими обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций.
Таким образом, в силу приведенных правовых норм владельцы инженерных коммуникаций, расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог, договоры, предусматривающие условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, переноса и переустройства в границах полос отвода автомобильных дорог; несоблюдение указанного условия является основанием для отказа в установлении публичного сервитута.
При исследовании обстоятельств настоящего спора судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что принадлежащие обществу "Т Плюс" магистральные трубопроводы М-1, М-4, М-22, М-7 и М-9 проходят, в том числе в границах полос отвода автомобильных дорог, а именно: магистральный трубопровод М-4 проходит по земельным участкам с кадастровыми номерами: 73:24:030503:904, 73:24:000000:255, 73:24:031001:1708, 73:24:031001:30, 73:24:000000:2475, 73:24:030101:210, 73:24:030101:91, 73:24:030406:53, 73:24:030406:49, 73:24:000000:2452, 73:24:030503:559, 73:24:030503:886, 73:24:0321002:5, 73:24:031002:20, 73:24:031015:22, 73:24:031015:18, 73:24:000000:2468, 73:24:031201:66, 3:24:031201:3687, 73:24:031201:76, 73:24:031201:94, 73:24:031207:40, 73:24:031207:4891, 73:24:031207:7, 73:24:031207:44, 73:24:031207:45, 73:24:031208:59, 73:24:031001:1714, 73:24:031001:28, 73:24:031015:29, 73:24:000000:2450, 73:24:031201:69, 73:24:031203:90, 73:24:031204:21, 73:24:031204:37, 73:24:031204:1945, 73:24:031204:1944, 73:24:031204:20, 73:24:031204:22, 73:24:031204:32, 73:24:031016:7, 73:24:031016:25, 73:24:031016:8, 73:24:031016:29, 73:24:031016:16, 73:24:031207:39, 73:24:031207:28, 73:24:031207:5; магистральный трубопровод М-7 - по земельным участкам с кадастровыми номерами: 73:24:030807:29, 73:24:030807:3619, 73:24:030807:3998, 73:24:030807:5241, 73:24:030807:6, 73:24:030807:67, 73:24:030807:7, 73:24:030807:88, 73:24:030807:9, 73:24:030901:1219, 73:24:030901:13, 73:24:030901:43, 73:24:030901:44, 73:24:000000:2450, 73:24:031002:17, 73:24:031002:37, 73:24:031014:21, 73:24:031014:31, 73:24:000000:264, 73:24:030806:38, 73:24:030806:1, 73:24:030806:701, 73:24:030806:3, 73:24:030806:47, 73:24:030806:652, 73:24:030806:39, 73:24:030806:46, 73:24:000000:2468, 73:24:030807:40, 73:24:000000:1109, 73:24:030806:30, 73:24:031014:41, 73:24:030806:917; магистральный трубопровод М-1 - по земельным участкам с кадастровыми номерами: 73:24:030101:266, 73:24:030101:262, 73:24:030101:194, 73:24:030101:326, 73:24:030101:7789, 73:24:030101:7661, 73:24:030101:7663, 73:24:030101:7788, 73:24:030101:146, 73:24:030101:7467, 73:24:030101:36, 73:24:030101:157, 73:24:030101:37; магистральный трубопровод М-9 - по земельным участкам с кадастровыми номерами: 73:24:031401:23, 73:24:031402:545, 73:24:031403:40, 73:24:031403:8, 73:24:031404:58, 73:24:031403:2588, 73:24:031404:54, 73:24:031403:9, 73:24:031404:59, 73:24:031404:23, 73:24:031404:8, 73:24:031404:65, 73:24:031404:51, 73:24:031404:62, 73:24:000000:2450, 73:24:031212:2, 73:24:031212:1741; магистральный трубопровод М-22 - по земельным участкам с кадастровыми номерами: 73:24:021008:69, 73:24:021008:68, 73:24:021008:67, 73:24:021008:65, 73:24:021008:64, 73:24:000000:2460, 73:24:000000:2824, 73:24:021004:109, 73:24:021004:152, 73:24:021004:54, 73:24:021004:108, 73:24:021004:106, 73:24:021004:71, 73:24:021003:12052, 73:24:021003:152, 73:24:021003:12056, 73:24:021009:7984, 73:24:021009:115, 73:24:021009:113, 73:24:021009:93, 73:24:000000:2829, 73:24:021009:95, 73:24:021009:94, 73:24:021009:91, 73:24:021009:7693, 73:24:021008:35, 73:24:021008:73, 73:24:000000:2827, 73:24:021008:19, 73:24:021008:1, 73:24:021008:72, 73:24:021008:71, 73:24:021109:47, 73:24:021008:6318, 73:24:021012:21, 73:24:021012:22, 73:24:021012:38, 73:24:021012:6, 73:24:021012:3810, 73:24:000000:2501, 73:24:021010:20, 73:24:021001:10268, 73:24:021001:41, 73:24:000000:2507, 73:24:000000:2466, 73:24:000000:1735, 73:24:021104:988.
При этом:
- земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:2450 имеет вид разрешенного использования "для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов", на нем расположен объект недвижимости (сооружение) - автодорога с кадастровым номером 73:24:000000:1290;
- земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:2468 имеет вид разрешенного использования "под автомобильной дорогой", на нем расположен объект недвижимости (сооружение) - автодорога с кадастровым номером 73:24:000000:1290;
- земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:2460 имеет вид разрешенного использования "для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов", на нем расположен объект недвижимости (сооружение) - автодорога с кадастровым номером 73:24:000000:642;
- земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:2501 имеет вид разрешенного использования "под автомобильной дорогой", на нем расположен объект недвижимости (сооружение) - автодорога с кадастровым номером 73:24:000000:1505;
- земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:2466 имеет вид разрешенного использования "под автомобильной дорогой", на нем расположен объект недвижимости (сооружение) - автодорога с кадастровым номером 73:24:000000:1300;
- земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:1735 имеет вид разрешенного использования "объекты транспорта, инженерно-транспортной инфраструктуры, инженерно-технические объекты, сооружения и коммуникации (строительство объектов транспорта, инженерно-транспортной инфраструктуры, инженерно-технических объектов, сооружений и коммуникаций)", на нем расположен объект недвижимости (сооружение) - автомобильная дорога с кадастровым номером 73:24:000000:2593;
- земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:2475 имеет вид разрешенного использования "для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов", на нем расположен объект недвижимости (сооружение) - автодорога с кадастровым номером 73:24:000000:1306;
- земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:2452 имеет вид разрешенного использования "для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов", на нем расположен объект недвижимости (сооружение) - автодорога с кадастровым номером 73:24:000000:1312.
Таким образом, общество "Т Плюс" будучи владельцем инженерных коммуникаций, расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог, обязан был заключить с владельцем автомобильных дорог договор, предусматривающий условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, переноса и переустройства в границах полос отвода автомобильных дорог.
Между тем, как верно признали суды при исследовании обстоятельств настоящего спора, в нарушение указанных положений действующего законодательства обществом "Т Плюс" не представлен такой договор, заключенный с владельцем автомобильной дороги. Общество "Т Плюс" данное обстоятельство не оспаривает. Напротив, общество "Т Плюс" настаивает на отсутствии у него обязанности заключать указанный договор, ссылаясь при этом на то, что: заключение такого договора влечет для него дополнительные расходы; при разрешении спорных отношений подлежит применению пункт 18 статьи 23 ЗК РФ, а не пункт 19 статьи 23 ЗК РФ.
С учетом изложенного, суды пришли к правомерному выводу о законности оспариваемых отказов.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения пункта 18 статьи 23 ЗК РФ, а не пункта 19 статьи 23 ЗК РФ по существу сводятся к неверному толкованию норм действующего законодательства и обстоятельств дела, поскольку в пункте 18 статьи 23 ЗК РФ установлено, что порядок установления публичного сервитута, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса, а в пункте 19 статьи 23 ЗК РФ законодатель указал всего лишь на особенность установления сервитута и специальный закон (Закон N 257-ФЗ), который подлежит применению к этому особому случаю, а именно тогда, когда линейные объекты расположены в границах полосы отвода автомобильных дорог, что также не исключает необходимость применения при установлении публичного сервитута помимо специальных норм Закона N 257-ФЗ и общих норм, установленных главой V.7 ЗК РФ.
Таким образом, доводы общества "Т Плюс" не опровергают выводы судов обеих инстанций, поэтому отклоняются окружным судом, как несостоятельные.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.07.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по делу N А72-16143/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения пункта 18 статьи 23 ЗК РФ, а не пункта 19 статьи 23 ЗК РФ по существу сводятся к неверному толкованию норм действующего законодательства и обстоятельств дела, поскольку в пункте 18 статьи 23 ЗК РФ установлено, что порядок установления публичного сервитута, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса, а в пункте 19 статьи 23 ЗК РФ законодатель указал всего лишь на особенность установления сервитута и специальный закон (Закон N 257-ФЗ), который подлежит применению к этому особому случаю, а именно тогда, когда линейные объекты расположены в границах полосы отвода автомобильных дорог, что также не исключает необходимость применения при установлении публичного сервитута помимо специальных норм Закона N 257-ФЗ и общих норм, установленных главой V.7 ЗК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 апреля 2022 г. N Ф06-15837/22 по делу N А72-16143/2020