г. Казань |
|
07 июня 2022 г. |
Дело N А65-16725/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственность "Агромолл" - Назырова Т.Ш., доверенность от 26.04.2021,
муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" - Боцман Е.В., доверенность от 02.09.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственность "Агромолл"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.11.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022
по делу N А65-16725/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственность "Агромолл" (ОГРН 1021602514977, ИНН 1630004856) к муниципальному казенному учреждению "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" (ОГРН 1061651022652, ИНН 1651044987) о признании незаконными действий, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственность "Агромолл" (далее - заявитель, общество "Агромолл", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному казенному учреждению "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" (далее - ответчик, Управление) о признании незаконными действий Управления, выразившихся в ответе от 08.04.2021 N 2160/ИсхП по отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:30:050102:151 общей площадью 9 760 кв.м. в аренду общества сроком на 49 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного использования и использования под объектами недвижимости, принадлежащими заявителю; обязании Управление устранить допущенное нарушение прав заявителя путем предварительного согласования предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:30:050102:151 общей площадью 9 760 кв.м. в аренду обществу "Агромолл" сроком на 49 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного использования и использования под объектами недвижимости, принадлежащими заявителю.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.11.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022, в удовлетворении заявления общества "Агромолл" отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество "Агромолл" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым его требования удовлетворить в полном объеме, считая, что судами неправильно применены нормы материального права.
В обоснование жалобы общество "Агромолл" указывает, что: само по себе изменение генерального плана поселения (городского округа) в отсутствие доказательств его реализации не влечет изменение правового режима земельного участка и не препятствует его предоставлению в аренду для сельскохозяйственного производства, что подтверждается правовой позицией, выраженной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2021 N 308-ЭС20-22095; материалами настоящего дела и пояснениями ответчика подтверждается, что Правила землепользования на момент принятия обжалуемых судебных актов не разработаны и не утверждены, что доказывает факт отсутствия реализации Генерального плана от 19.02.2021 N 11 муниципального образования "Макаровское сельское поселение" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан; объекты капитального строительства, под которыми он просил предварительно согласовать предоставления в аренду на 49 лет земельного участка были возведены до введения в действие правил землепользования и застройки, в связи с чем, земельный участок, находящийся под данными зданиями, может использоваться без приведения вида разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом, установленным указанными Правилами; ссылается на пункт 10 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), и полагает, что законодателем прямо предусмотрена возможность предварительного согласования предоставления земельного участка, использование которого не соответствует видам разрешенного использования для территориальной зоны, в которой он находится. Кроме того, в обоснование жалобы, приводит довод о том, что общество "Агромолл" обратилось в Управление с заявлением N 222 о предварительном согласовании предоставления земельного участка 08.10.2020, и на момент его обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 49 лет земельного участка спорный земельный участок относился по Правилам землепользования и застройки Макаровского сельского поселения, утвержденных Решением Совета Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 05.03.2013 N 3 с учетом внесенных изменений по состоянию на 20.05.2020, к зоне размещения объектов агропромышленного комплекса и объектов обслуживания объектов агропромышленного комплекса, что доказывает необоснованность причин отказа Управления в предварительном согласовании предоставления земельного участка обществу. Отказ в предварительном согласовании был подготовлен ответчиком только 08.04.2021 (спустя семь месяцев), в связи с чем ответчик нарушил установленную пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ обязанность рассмотреть заявление общества "Агромолл" в срок не более чем тридцать дней, и считает, что факт отсутствия оспаривания бездействия уполномоченного органа в судебном порядке не может изменить правовую природу бездействия и сделать его соответствующим действующему законодательству.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества "Агромолл" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Управления возражала на доводы жалобы, по основаниям, изложенным в возражениях на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежащими отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
08.10.2020 общество "Агромолл" обратилось в Управление с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 16:30:050102:151 площадью 9 760 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский муниципальный район, Макаровское сельское поселение, с. Верхняя Уратьма, без проведения торгов для целей сельскохозяйственного использования в целях эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости - зерносклад на горе (кадастровый номер 16:30:050102:444), зерносклад на горе N 1 (кадастровый номер 16:30:050102:442), зерносклад рамный (кадастровый номер 16:30:050102:443), которые принадлежат обществу на праве собственности на основании судебного акта (дело N А65-16470/2016), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Управление письмом от 08.04.2021 N 2160/ИсхП со ссылкой на пункт 4 статьи 11.9 ЗК РФ отказало обществу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав на отсутствие оснований для образования земельного участка с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" и использование расположенных на таком земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, поскольку: согласно утвержденному генеральному плану Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан испрашиваемая территория отмечена, как зона специализированной общественной застройки (общежития, торговля, общественные пространства), что соответствует территориальной зоне многофункциональной общественно-деловой застройки ОД-1; на стадии разработки проекта генерального плана (с 2016 года по 2019 год) заявлений от общества "Агромолл" с предложениями мощностей, вида деятельности, расчетных (проектных) СЗЗ объекта, как сельскохозяйственного производства для возможности размещения внутри жилой застройки, не поступало; согласно сведениям ЕГРН принадлежащие обществу объекты недвижимости (зерносклады с кадастровыми номерами 16:30:050102:442, 16:30:050102:443, 16:30:050102:444) расположены в пределах двух земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:050102:151, 16:30:050102:154.
Данный отказ послужил основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, признав, что оспариваемый отказ не нарушает законные права и интересы общества и не может быть признан недействительным.
Суды исходили из того, что положения правил землепользования и застройки должны соответствовать положениям генерального плана муниципального образования, имеющим наибольшую юридическую силу в иерархии документов территориального планирования; картой Генерального плана муниципального образования "Макаровское сельское поселение" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета Нижнекамского муниципального района от 19.02.2021 N 11 подтверждается отнесение спорного земельного участка с кадастровым номером 16:30:050102:151 к зоне специализированной общественной застройки, которая при разработке Правил землепользования и застройки будет учтена как зона многофункциональной общественно-деловой застройки ОД-1; возможность использования спорного земельного участка для сельскохозяйственного производства при наличии размещенных объектов недвижимости - зерносклад на горе (кадастровый номер 16:30:050102:444), зерносклад на горе N 1 (кадастровый номер 16:30:050102:442), зерносклад рамный (кадастровый номер 16:30:050102:443), не может служить обоснованием для установления сельскохозяйственной зоны в противоречие Генеральному плану, установившему зону специализированной общественной застройки, при том, что из представленной карты усматривается отсутствие в соответствии с Генеральным планом на данной территории зоны сельскохозяйственного производства; общество не является правообладателем спорного земельного участка, поэтому у него отсутствуют какие-либо правовые основания для выбора иного вида его разрешенного использования.
Суды указали, что на момент обращения общества с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 16:30:050102:151 для целей сельскохозяйственного использования, названный земельный участок относился по Правилам землепользования и застройки Макаровского сельского поселения, утвержденного решением Совета Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 05.03.2013 N 3 с учетом внесенных изменений по состоянию на 20.05.2020, к зоне размещения объектов агропромышленного комплекса и объектов обслуживания объектов агропромышленного комплекса, что не исключает нахождение земельного участка с кадастровым номером 16:30:050102:151 в зоне специализированной общественной застройки, установленной Генеральным планом Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, и, как следствие, исключает возможность о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.
Между тем судами не учтено следующее.
Положениями пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлено, что земельное законодательство основывается на принципах: учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (подпункт 1); единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5); деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8).
Согласно принципу деления земель по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Этот принцип призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли, возлагающие на собственников земельных участков, включая земли населенных пунктов, обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и установленным для них целевым назначением (пункт 2 статьи 7 и абзац второй статьи 42 ЗК РФ).
Передаче земельного участка во владение и пользование предшествует его образование как самостоятельного объекта в соответствии с порядком, закрепленным ЗК РФ.
В силу положений части 1 статьи 11.2, пункта 3 части 1 статьи 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 статьи 11.9 ЗК РФ установлен запрет на образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
По смыслу указанной нормы формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ, если иное не предусмотрено статьей 11.10 ЗК РФ (часть 3 статьи 11.10 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено ЗК РФ (часть 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Таким образом, схема расположения земельного участка создается как документ, необходимый для образования земельного участка с обязательным соблюдением требований земельного законодательства Российской Федерации.
По общему правилу лицами, которые вправе подготавливать схему расположения земельного участка являются исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления (часть 3 статьи 11.10 ЗК РФ).
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка предусмотрен статьей 39.15 ЗК РФ.
В силу части 4 статьи 39.15 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
Согласно части 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Пунктом 1 части 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Часть 16 статьи 11.10 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в частности:
- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (пункт 3).
Согласно части 4 и 6 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Как следует из оспариваемого письма, в качестве основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указана разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных частью 4 и 6 статьи 11.9 ЗК РФ.
Между тем, как следует из материалов дела, общество "Агромолл" является собственником объектов недвижимости - зерносклад на горе (кадастровый номер 16:30:050102:444), зерносклад на горе N 1 (кадастровый номер 16:30:050102:442), зерносклад рамный (кадастровый номер 16:30:050102:443). Право собственности на перечисленные объекты зарегистрировано за обществом с ограниченной ответственностью "Нефтехимагропром" (прежнее наименование общества "Агромолл") на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.08.2016 по делу N А65-16470/2016 по иску названного общества к комитету о признании права собственности в силу приобретательской давности; общество обратилось с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка под указанными объектами.
Указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 16:30:050102:151, 16:30:050102:154.
Земельный участок с кадастровым номером 16:30:050102:151 имеет категорию земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (хранение и переработка сельскохозяйственной продукции), для иных видов сельскохозяйственного использования, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН. В указанной выписке также содержится информация о расположении в пределах земельного участка с кадастровым номером 16:30:050102:151 объектов недвижимости зерносклады с кадастровыми номерами 16:30:050102:442, 16:30:050102:443, 16:30:050102:444. Данная запись не оспорена.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 16:30:050102:154 в материалах дела отсутствуют.
В пункте 4 статьи 85 ЗК РФ и в части 8 статьи 36 ГрК РФ содержатся положения, согласно которым земельные участки (объекты капитального строительства), виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом. Исключение составляют случаи, когда использование таких объектов опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 26.03.2020 N 631-О и от 30.06.2020 N 1491-О отметил, что приведенные положения призваны обеспечить стабильность ранее сложившихся земельных и имущественных отношений. Возможность изменения градостроительного зонирования территорий и градостроительных регламентов должна быть уравновешена необходимыми гарантиями для лиц, которые на законных основаниях приобрели права на земельные участки до указанных изменений и вправе были рассчитывать на уважение государством и органами местного самоуправления их правового статуса, неразрывно связанного с правовым режимом земельных участков.
Правомерно возведенные до утверждения градостроительного регламента здания, виды разрешенного использования которых не соответствуют этому регламенту, могут быть использованы обществом по прежнему фактическому виду разрешенного использования (в отсутствие угрозы жизни или здоровью человека, окружающей среде, объектам культурного наследия). Само по себе несоответствие назначения зданий сельскохозяйственного назначения градостроительному регламенту не может служить препятствием в реализации обществом исключительного права на приобретение в аренду земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации этих зданий.
Кроме этого, суду было необходимо обратить внимание на следующее.
Установление или изменение границ населенных пунктов осуществляется путем утверждения или изменения в установленном законодательством порядке генерального плана поселения, городского округа - документов территориального планирования муниципальных образований (статьи 9, 18, 23 - 25 ГрК РФ).
Вместе с тем утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 ГрК РФ).
Частью 5 статьи 26 ГрК РФ установлено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2021 N 308-ЭС20-22095 сформулирована следующая правовая позиция: само по себе изменение генерального плана поселения (городского округа) в отсутствие доказательств его реализации не влечет изменение правового режима земельного участка и не препятствует его предоставлению в аренду для сельскохозяйственного производства. В отсутствие доказательств изъятия земельного участка из оборота, ограничения его в обороте, принятия в отношении него решения о резервировании для государственных или муниципальных нужд, планирование размещения в долгосрочной перспективе объекта местного значения в границах земельного участка не может служить причиной отказа в его предоставлении в аренду.
В пункте 6 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, сформулирована правовая позиция относительно размера площади участка из земель сельскохозяйственного назначения, который может выкупить арендатор в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, где указано: что по смыслу положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ и пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ арендатор, использующий земельный участок по целевому назначению для сельскохозяйственного производства и отвечающий критериям, установленным подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, имеет право приобрести в собственность такой земельный участок, в том числе при наличии на указанном земельном участке принадлежащих ему объектов недвижимости, правомерно размещенных и предназначенных для использования в сельскохозяйственном производстве; требования к предельным размерам и местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 4 Закона N 101-ФЗ; площадь земельного участка, который может быть выкуплен арендатором в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, определяется на основании установленных законодательством требований к образованию земельных участков соответствующей категории и не ограничена площадью участка, необходимого для использования объекта, правомерно размещенного на таком участке с учетом его разрешенного использования.
С учетом указанного, судебная коллегия считает, что указанная правовая позиция может быть учтена и по отношению к размеру площади земельного участка предоставляемого в аренду для ведения сельскохозяйственного производства.
Учитывая, что судами не исследован вопрос о наличии у общества прав на земельный участок с учетом обстоятельств, установленных при разрешении спора о признании права собственности на строения в силу приобретательской давности (дело N А65-16470/2016), бывших земельных участков подсобных хозяйств ПО "Нижнекамскнефтехим" и прилегающих земельных участков совхозов, судебная коллегия считает судебные акты принятыми по неполно исследованным обстоятельствам, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, в связи с чем они подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать указанные обстоятельства, предложить сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и возражений и с учетом установленного разрешить спор.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.11.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022 по делу N А65-16725/2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 6 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, сформулирована правовая позиция относительно размера площади участка из земель сельскохозяйственного назначения, который может выкупить арендатор в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, где указано: что по смыслу положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ и пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ арендатор, использующий земельный участок по целевому назначению для сельскохозяйственного производства и отвечающий критериям, установленным подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, имеет право приобрести в собственность такой земельный участок, в том числе при наличии на указанном земельном участке принадлежащих ему объектов недвижимости, правомерно размещенных и предназначенных для использования в сельскохозяйственном производстве; требования к предельным размерам и местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 4 Закона N 101-ФЗ; площадь земельного участка, который может быть выкуплен арендатором в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, определяется на основании установленных законодательством требований к образованию земельных участков соответствующей категории и не ограничена площадью участка, необходимого для использования объекта, правомерно размещенного на таком участке с учетом его разрешенного использования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2022 г. N Ф06-17348/22 по делу N А65-16725/2021
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2845/2023
17.11.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16446/2022
09.09.2022 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16725/2021
07.06.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17348/2022
02.03.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20125/2021
03.11.2021 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16725/2021