г. Казань |
|
23 июня 2022 г. |
Дело N А72-7340/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей: Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального общеобразовательного учреждения средняя школа с. Кезьмино
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022
по делу N А72-7340/2021
по исковому заявлению Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области, г. Ульяновск к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя школа с. Кезьмино, Ульяновская область, Сурский район, с. Кезьмино, об обязании провести техническое обследование объекта культурного наследия, изготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, провести государственную историко-культурную экспертизу изготовленной проектной сметной документации, согласовать с органом по охране объектов культурного наследия проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, провести ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия, третье лицо - администрация муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области, Ульяновская область, р.п. Сурское,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением об обязании муниципального общеобразовательного учреждения средняя школа с. Кезьмино (далее - ответчик), муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области в лице администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области (далее - администрация): провести техническое обследование "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.06.2022; изготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.06.2023; провести государственную историко-культурную экспертизу изготовленной проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.04.2024; согласовать с органом по охране объектов культурного наследия проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.07.2024; провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия (фундамент, крыша и чердачные перекрытия) "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.09.2025; провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия (фасады с реставрацией или заменой оконных и дверных заполнений и установкой новых взамен отсутствующих) "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.09.2026; провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия (интерьеры) "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.09.2027.
Определением от 21.09.2021 удовлетворено ходатайство истца об отказе от исковых требований к муниципальному образованию "Сурский район" Ульяновской области в лице администрации муниципального образования "Сурский район", производство в указанной части прекращено. Удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований.
Согласно уточнению истец просит обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа с. Кезьмино провести техническое обследование "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер 73:17:022602:249) в срок до 01.06.2022; изготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер 73:17:022602:249) в срок до 01.06.2023; провести государственную историко-культурную экспертизу изготовленной проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602 в срок до 01.04.2024; согласовать органом по охране объектов культурного наследия проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия " господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок 01.07.2024; провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия (фундамент, крыша и чердачные перекрытия) "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.09.2025; провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия (фасады с реставрацией или заменой оконных и дверных заполнений и установкой новых взамен отсутствующих) "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.09.2026; провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия (интерьеры) "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.09.2027.
Тем же определением суда первой инстанции администрация привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022, исковые требования удовлетворены. Суд обязал ответчика провести техническое обследование объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер 73:17:022602:249) в срок до 01.06.2022; изготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер 73:17:022602:249) в срок до 01.06.2023; провести государственную историко-культурную экспертизу изготовленной проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602 в срок до 01.04.2024; согласовать с органом по охране объектов культурного наследия проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок 01.07.2024; провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) (фундамент, крыша и чердачные перекрытия) в срок до 01.09.2025; провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) (фасады с реставрацией или заменой оконных и дверных заполнений и установкой новых взамен отсутствующих) в срок до 01.09.2026; провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) (интерьеры) в срок до 01.09.2027.
В кассационной жалобе муниципального общеобразовательного учреждения средняя школа с. Кезьмино просит решение Арбитражного суда Ульяновской области и постановление апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, поскольку отсутствует финансирование в муниципальном бюджете.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, из представленной выписки из ЕГРН от 15.04.2021 нежилое здание средней школы, 1870 года (год завершения строительства), 2-х этажное, кирпичное, имеющее кадастровый номер 73:17:022602:249, находящееся по адресу: Ульяновская область, Сурский район, с Кезьмино, ул. Советская, д. 5, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "Сурский район" Ульяновской области (дата регистрации права собственности 27.01.2014), на праве оперативного управления - муниципальному общеобразовательному учреждению средняя школа с. Кезьмино (дата регистрация права - 25.04.2018) (л.д. 63-70).
Постановлением правительства Ульяновской области от 25.06.2014 N 253-П "О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" указанный объект был включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения с наименованием "Ансамбль загородной помещичьей усадьбы В.П. Крылова: - Дом господский, 1880-е гг. - Ограда с тремя воротами, 1880 - 1890 гг", 1880-е гг. - нач. ХХ в." (п. 69) (л.д. 41-46). По результатам осмотра здания по адресу: Ульяновская область, Сурский район, с. Кезьмино, ул. Советская, д. 5 специалистами истца установлено, что по состоянию на текущий период наблюдается существенное ухудшение состояния объектов культурного наследия (на части объекта культурного наследия отсутствует кровля, потолки по первому и второму этажу имеют следы протечек, по стенам и потолкам наблюдается растрескивания/отслоение покрасочного и штукатурного слоя, по фасаду наблюдается выветривание кладочного раствора наружной версты кирпичной кладки, частичное разрушение кирпичной кладки). Составлен соответствующий акт. К акту приложены фотоматериалы (л.д. 47-62).
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа с. Кезьмино как титульный собственник указанного здания обязано провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль загородной помещичьей усадьбы В.П. Крылова: - Дом господский, 1880-е гг. - Ограда с тремя воротами, 1880 - 1890 гг.", 1880-е гг. - нач. ХХ в., расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновская область, Сурский район, с. Кезьмино, ул. Советская, д. 5., поэтому истец как уполномоченный орган в области охраны объектов культурного наследия в Ульяновской области, на основании Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Как предусмотрено статьей 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
Согласно части 4 статьи ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу статьи 216 ГК РФ право оперативного управления является вещным правом, наряду с правом собственности.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу пункта 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В пункте 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ установлен перечень мероприятий, который входит в государственную охрану объектов культурного наследия. В силу статьи 40 Закона N 73-ФЗ работами по сохранению являются, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, включающие в себя в соответствии с ГОСТ Р 55528-2013 "Национальный стандарт РФ.
Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия, памятники истории и культуры" (раздел 6,7) и ГОСТ Р 55567-2013 "Национальный стандарт РФ. Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия", в том числе обследование технического состояние объектов культурного наследия и натурные исследования.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историкокультурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно пункту 4 статьи 40 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 45 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия (пункт 1).
В подпункте 2 пункта 2 статьи 45 Закона N 73-ФЗ указывается, что выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия регионального значения.
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (пункт 3).
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 6).
Согласно статье 28 Закона N 73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в целях определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия (абзац 10).
Порядок проведения экспертизы определен Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе".
В силу пункта 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, помимо прочего, согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Таким образом, работы по сохранению объекта культурного наследия предусматривают проведение технического обследования объекта, подготовку проектной документации на проведение работы по сохранению объекта, проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с региональным органом охраны объектов культурного наследия, а также непосредственно ремонт и реставрацию объекта культурного наследия.
Как предусмотрено пунктом 1 и пунктом 2 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Согласно подпункту 6 пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения и мотивировали судебные акты тем, что муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа с. Кезьмино как обладатель права оперативного управления в отношении объекта культурного наследия является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
До настоящего времени муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа с. Кезьмино не провело вышеуказанных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Закон N 73-ФЗ.
Обязанности лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ по содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия предусмотрены частью 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ.
Пунктом 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ к таким лицам относятся физические или юридические лица, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности.
Материалами дела подтверждается, что ответчик является законным владельцем объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль загородной помещичьей усадьбы В.П. Крылова: - Дом господский, 1880-е гг. - Ограда с тремя воротами, 1880 - 1890 гг", 1880-е гг. - нач. ХХ в.".
Заявленное требование непосредственно связано с неисполнением ответчиком обязательств по охране объектов культурного наследия.
Вышеуказанный ГОСТ накладывает на собственника объекта культурного наследия обязательства проводить соответствующие технические обследования объекта культурного наследия, но не ограничивает права истца на подачу соответствующего иска в порядке подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ.
В материалах дела имеется обследование технического состояния здания, которое было выполнено 24.01.1989.
Ещё 24.01.1989 в акте обследования "средняя школа с. Кезьмино" указана как пользователь объекта.
Согласно пункту 2 ГОСТ Р 55567-2013 в настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния.
Согласно пункту 4.3 ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию.
В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга.
Согласно выписки ЕГРН объект построен в 1870 году. По указанным основаниям, ссылка заявителя кассационной жалобы на дату государственной регистрации права оперативного управления ответчика в данном случае к определению сроков принятия мер по сохранению объекта культурного наследия несостоятельна, поскольку документально пользование подтверждено уже с 24.01.1989, то есть до введения нормы о государственной регистрации, а также технические стандарты связывают начало для технического обследования с моментом ввода в эксплуатацию, а не с момента регистрации права в ЕГРН.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
По смыслу пункта 1 статьи 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Принимая во внимание предмет спора, характер заявленных требований и объем представленных доказательств, суды не усмотрели оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку имеются правовые основания для возложения заявленных требований на ответчика, определив разумные сроки их совершения в соответствии со статьей 174 АПК РФ с учетом разъяснений. изложенных в пункте 27 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств".
В отсутствие в материалах дела бесспорных доказательств, указывающих на отсутствие у ответчика права по сохранению объектов культурного наследия, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
К установленным обстоятельствам нормы права судами применены правильно.
Фактически доводы кассационной жалобы и иное толкование заявителем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, указывает о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые были проверены судами и признаны необоснованными, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
В связи с чем суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имеется, так как обжалуемые судебные акты судом приняты с учетом установленных фактических обстоятельств спора и при правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения сторон.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, доказательств в опровержение выводов суда заявителем кассационной жалобы не предоставлено в материалы дела, в том числе и по заявленным доводам.
В силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не установлены в решении или постановлении либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 по делу N А72-7340/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание предмет спора, характер заявленных требований и объем представленных доказательств, суды не усмотрели оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку имеются правовые основания для возложения заявленных требований на ответчика, определив разумные сроки их совершения в соответствии со статьей 174 АПК РФ с учетом разъяснений. изложенных в пункте 27 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств".
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149"
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2022 г. N Ф06-19801/22 по делу N А72-7340/2021
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25530/2022
29.09.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13520/2022
23.06.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19801/2022
06.04.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1884/2022
24.12.2021 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-7340/2021