г. Казань |
|
05 июля 2022 г. |
Дело N А57-12961/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мосунова С.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей в Арбитражном суде Саратовской области:
Государственной жилищной инспекции Саратовской области - Шапкиной Е.В. (доверенность от 07.04.2022 N 751-01-10), Ткаченко Л.Н. (доверенность от 23.01.2020 N 63-01-10),
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022
по делу N А57-12961/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Волга-Дом" (Саратовская область, г. Саратов, ИНН6454105069, ОГРН 1156451025280), заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (Саратовская область, г. Саратов, ИНН 6452057998, ОГРН1026402664353), Шальнова Екатерина Алексеевна (г. Саратов) о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Волга-Дом" (далее - ООО "УК "Волга -Дом", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - Государственная жилищная инспекция Саратовской области, Инспекция) от 25.05.2021 N 596-06-05.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.12.2021 по делу N А57-12961/2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022, заявленные ООО "УК "Волга - Дом" требования удовлетворены. Предписание Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 25.05.2021 N 596-06-05 признано недействительным.
В кассационной жалобе Государственная жилищная инспекция Саратовской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Саратовской области.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Волга-Дом", Шальнова Екатерина Алексеевна явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что Государственной жилищной инспекцией Саратовской области на основании распоряжения от 28.04.2021 N 844-06-13 с целью соблюдения ООО "УК "Волга-Дом" лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "а", "б", пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", рассмотрения обращения от 22.03.2021 N64-2021-2382 проведена проверка соблюдения обязательных требований и порядка начисления собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: Саратовская область, г. Саратов, мкр. Жасминный, ул. Майская. д.12А платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребляемый при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме ("электроэнергия на содержание общего имущества МКД") за период с января 2021 года по март 2021 года по обращению гражданина от 22.03.2021 N 64-2021-2382.
Государственной жилищной инспекции Саратовской области составлен акт проверки от 25.05.2021 N 725-06-06.
В результате проверки административным органом установлено нарушение обществом требований части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N306, постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17.06.2016 N25/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Саратовской области".
Инспекция выдала заявителю предписание от 25.05.2021 N 596-06-05 о необходимости в срок до 30.08.2021:
1. Прекратить нарушения указанные в пункте 1 предписания.
2. Собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме N 12А по ул. Майская в мкр. Жасминный г. Саратова:
- произвести перерасчет в сторону уменьшения начисленной в феврале 2021 года, марте 2021 года по настоящее время платы по статье "электроэнергия на содержание общего имущества МКД", а именно: определить размер платы за коммунальный ресурс электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме исходя из норматива потребления на указанные нужды.
2.1. Прекратить в дальнейшем начисление платы за коммунальный ресурс электроэнергии, потребляемый при содержании общего имущества в размере, превышающем норматив.
3. С даты получения настоящего предписания исключить нарушения, указанные в пункте 1 предписания.
ООО "УК "Волга-Дом" оспорило данное предписание в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора руководствовались следующим.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно положениям частей 11, 12 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, заключение управляющей организацией договора на поставку коммунального ресурса обусловлено наличием у нее цели оказывать собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
С 10.08.2017 пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ действует в новой редакции, в соответствии с которой структура платы включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ определено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 29 Правил N 491 предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг.
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17.06.2016 N 25/3 "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области" - П. 1. Утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области, определенные расчетным методом, согласно приложению N 1 (пункт 1 в ред. постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 N 25/2). При этом, пункт 2 постановления, которым ранее были утверждены иные нормативы в приложении N 2 - исключен с 01.06.2017 - Постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 N 25/2.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" по общему правилу размер платы за коммунальные услуги определяется прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 разъяснено, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Судами установлено, что ООО "УК "Волга-Дом" осуществляет управление многоквартирным домом N 12А по ул. Майская в мкр. Жасминный г. Саратова на основании договора управления от 15.10.2019, сведения имеются на сайте ГИС ЖКХ.
Многоквартирный дом N 12А по ул. Майская мкр. Жасминный г. Саратов оборудован общедомовым прибором учета коммунальных ресурсов (в том числе электроснабжения); согласно условиям договора управления многоквартирным домом размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний общедомового прибора учета.
На общем собрании собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение по определению размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, на основании пункта 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, подпункта 2 пункта 9.2. статьи 156 ЖК РФ, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласовано дополнительное соглашение к договору управления о включении дополнительных услуг (установка и обслуживание видеонаблюдения).
Собственники помещений по данному вопросу проголосовали "за" единогласно (68,99%).
Поскольку собственниками помещений принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса при наличии решения собрании собственников, суды признали, что управляющая организация в конкретном случае правомерно при исчислении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, учитывала показания коллективного (общедомового) прибора учета.
Применение приборов учета признается в качестве приоритетного способа определения фактически принятого количества коммунальных ресурсов, поскольку расчетные способы определения объема ресурсов не позволяют достигать степени точности, доступной для способов, определенных по приборам учета.
Как верно отмечено судами, в рассматриваемом случае спор возник не в результате отсутствия решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома N 12А по ул. Майская мкр. Жасминный г. Саратов, а в связи с различным толкованием действующего протокола общего собрания собственников помещений МКД органом жилищного контроля и управляющей компанией.
Общество считает, что формулировки "по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета", содержащейся в протоколе от 23.11.2020 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, достаточно для констатации волеизъявления собственников многоквартирного дома N 12А по ул. Майская мкр. Жасминный г. Саратов о согласии на начисление платы за электроснабжение на общедомовые нужды по фактическим показаниям общедомового прибора учета, а не по нормативу.
По мнению административного органа, основанном на положениях пункта 29 Правил содержания общего имущества (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", действующей с 01.01.2017), такое решение должно содержать формулировку именно о согласии собственников на сверхнормативное потребление на общедомовые нужды, что в данном случае отсутствует.
Суды указали, что часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующая с 10.08.2017, не предусматривает формулировку, содержащую именно согласие собственников на "сверхнормативное потребление на общедомовые нужды", а лишь определяет принцип распределения общедомовых нужд даже при наличии коллективного общедомового прибора учета: с учетом норматива на общедомовые нужды, но с перерасчетом по коллективным приборам учета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а также в случае выражения волеизъявления собственниками о расчетах на общедомовые нужды по среднемесячному потреблению или фактическим показаниям прибора учета в каждом месяце без использования в расчетах норматива на общедомовые нужды.
В рассматриваемом случае собственники помещений в спорном многоквартирном доме 23.11.2020 определили способ оплаты общедомовых нужд именно по фактическим показателям коллективного прибора учета в полном соответствии с пунктом 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, действующим с 10.08.2017.
Доводы Инспекции о том, что общество не обладало правом расчета платы за содержание общего имущества в МКД с применением показаний установленных в доме коллективных (общедомовых) приборов учета, об отсутствии волеизъявления собственников помещений МКД на оплату энергопотребления на ОДН сверх норматива, отклонены судами как противоречащие пункту 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Доводы Инспекции о непредставлении обществом утвержденного решением собрания собственников перечня работ и услуг по содержанию общего имущества, превышающих минимальный перечень, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку право собственников помещений в многоквартирном доме принимать решение о начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества по показаниями ОДПУ, действующим жилищным законодательством (частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ, действующей с 10.08.2017) не ставится в зависимость от превышения, либо не превышения перечня работ по содержанию имущества минимальному перечню работ и услуг, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
При указанных обстоятельствах суды удовлетворили заявленные требования.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по делу N А57-12961/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Инспекции о том, что общество не обладало правом расчета платы за содержание общего имущества в МКД с применением показаний установленных в доме коллективных (общедомовых) приборов учета, об отсутствии волеизъявления собственников помещений МКД на оплату энергопотребления на ОДН сверх норматива, отклонены судами как противоречащие пункту 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Доводы Инспекции о непредставлении обществом утвержденного решением собрания собственников перечня работ и услуг по содержанию общего имущества, превышающих минимальный перечень, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку право собственников помещений в многоквартирном доме принимать решение о начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества по показаниями ОДПУ, действующим жилищным законодательством (частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ, действующей с 10.08.2017) не ставится в зависимость от превышения, либо не превышения перечня работ по содержанию имущества минимальному перечню работ и услуг, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 июля 2022 г. N Ф06-20191/22 по делу N А57-12961/2021