г. Казань |
|
22 сентября 2022 г. |
Дело N А12-24850/2021 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Махмутовой Г.Н.,
судей Кормакова Г.А., Филимонова С.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.03.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2022
по делу N А12-24850/2021
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (ИНН 3445045202, ОГРН 1023403844441) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (Комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 5047041033, ОГРН 1035009568736) о взыскании задолженности за поставленный природный газ, пени, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, ответчик) о взыскании 7344 руб. 72 коп. задолженности за поставленный природный газ по договору поставки газа за период: апрель-май 2021 года, 2239 руб. 60 коп. пени за просрочку исполнения денежного обязательства, 2000 руб. расходов на оплату государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.03.2022, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2022, с ФГБУ "ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" взыскано 2570 руб. 65 коп. задолженности, 1209 руб. 94 коп. пени, 789 руб. расходов на оплату государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, указывая, что в спорный период ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не управляло многоквартирным домом (МКД), расположенным по адресу: г. Волгоград, ул. Ленина, 87А, поскольку действие договора управления от 20.09.2017 N З-УЖФ-ЮВО-01 было прекращено 01.10.2020. В период с 01.03.2021 по 22.04.2021 балансодержателем общежития по ул. Ленина, 87а являлось ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, которое должно нести расходы на его содержание.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград (поставщик) и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (абонент) был заключен договор поставки газа от 01.01.2021 N 09-5-61781/21, согласно которому поставщик принял на себя обязательства поставлять природный газ, а абонент - отбирать газ и оплачивать его стоимость в порядке и сроки, определенные договором.
Согласно пункту 5.2 договора расчеты за поставляемый газ производятся абонентом ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Во исполнение условий договора ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" в апреле-мае 2021 года осуществило поставку природного газа ответчику в размере 58,005 тыс.куб.м. на общую сумму 376 083 руб. 21 коп., неоплаченную последним в размере 7344 руб. 72 коп.
Претензия, направленная в адрес ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России 21.06.2021, оставлена последним без ответа, что послужило основанием обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Арбитражный суд Волгоградской области, основываясь на материалах дела и руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 539, 541, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), установив нахождение МКД в управлении ответчика в период с 01.04.2021 по 21.04.2021, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований и взыскал с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России задолженность за потребленный газ в размере 2570 руб. 65 коп.
Также, самостоятельно произведя расчет неустойки, на основании положений статей 329, 330 ГК РФ, с учетом неисполненного ответчиком на момент рассмотрения спора обязательств оплаты основного долга, взыскал с последнего пени в размере 2239 руб. 60 коп., отказав в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Согласно доводам ответчика в спорный период ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не управляло МКД, расположенным по адресу: г. Волгоград, ул. Ленина, 87А, поскольку действие договора управления от 20.09.2017 N З-УЖФ-ЮВО-01 было прекращено 01.10.2020. В период с 01.03.2021 по 22.04.2021 балансодержателем общежития по ул. Ленина, 87а являлось ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. Впоследствии, с 22.04.2021 право оперативного управления на общежитие зарегистрировано за ФГАУ "Росжилкомплекс".
Поскольку действие договора управления в отношении домов (общежитий) специализированного жилищного фонда Минобороны России прекращено 01.10.2020, эти дома (общежития) 01.03.2022 исключены из реестра лицензий ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в Волгоградской области, соответственно, именно обладатели права собственности (хозяйственного ведения/оперативного управления) на это имущество должны были нести расходы на его содержание.
Данные доводы обоснованно не приняты судами.
Исходя из положений статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", поставка газа проводится на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на основании договора управления от 20.09.2017 N 3-УЖФ-ЮВО-01 осуществляло управление жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации и расположенным на территории Волгоградской области, в том числе МКД, расположенным по адресу: г. Волгоград, ул. Ленина, 87А.
Решением инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 08.02.2021 указанный МКД исключен из реестра лицензий Волгоградской области ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России с 01.03.2021.
Исключение сведений о МКД из реестра лицензий субъекта Российской Федерации согласно части 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) является основанием прекращения лицензиатом деятельности управления таким домом в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ. С даты исключения сведений о МКД из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким МКД, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 ЖК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о МКД из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 данного Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности управления МКД, оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 Кодекса обязательств управления таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в МКД или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления МКД, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 ЖК РФ;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.04.2016 N 309-ЭС15-17035, часть 3 статьи 200 ЖК РФ следует рассматривать как норму, направленную на соблюдение прав граждан (потребителей), обеспечение безопасности эксплуатации МКД, закрепляющую непрерывность осуществления деятельности управления, обслуживания МКД и оказания (предоставления) коммунальных услуг (ресурсов).
Учитывая изложенное, в целях соблюдения прав граждан нормами ЖК РФ закреплен принцип непрерывности осуществления деятельности управления МКД.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены доказательства заключения договора управления в спорный период МКД с иной управляющей компанией, в связи с чем, обязанность управления общежитием по адресу: г. Волгоград, ул. Ленина, 87А у ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в силу статьи 200 ЖК РФ, не прекращалась.
Впоследствии, на основании акта приема-передачи от 01.04.2021, спорный МКД передан Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (Комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "ЦУЖСИ" Минобороны России).
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
По общему правилу, установленному в статье 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
На основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на учреждение и обязанности его содержания.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 13.10.2015 по делу N 304-ЭС15-6285 и от 28.11.2017 по делу N 305-ЭС17-10430.
Согласно выписке из ЕГРН, право оперативного управления на жилые помещения зарегистрировано за ФГАУ "ЦУЖСИ" Минобороны России 22.04.2021.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ответчик - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является лицом, ответственным за управление МКД в период с 01.04.2021 по 22.04.2021, в связи с чем обоснованно удовлетворил исковые требования в данной части, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции дополнительно отмечено, что ответчиком, в нарушение требований статей 65, 67, 68 АПК РФ, доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, влекущей получение истцом необоснованной выгоды, ни в суд первой, ни апелляционной инстанции не представлено, как не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии исключительного случая, являющегося основанием снижения заявленного размера законной неустойки.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.03.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2022 по делу N А12-24850/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Махмутова |
Судьи |
Г.А. Кормаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на учреждение и обязанности его содержания.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 сентября 2022 г. N Ф06-23531/22 по делу N А12-24850/2021