г. Казань |
|
03 октября 2022 г. |
Дело N А06-9467/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2022.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2022.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кашапова А.Р.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Самсонова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исмаиловой Г.Р. (протоколирование ведется с использованием системы веб-конференции, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего Павлова Алексея Вячеславовича
на определение Арбитражного суда Астраханской области от 24.04.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022
по делу N А06-9467/2017
по заявлению конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия "Лиманское" жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Рабочий поселок Лиман" Аникеева Романа Константиновича об исключении имущества из конкурсной массы должника и взыскании с Администрации Муниципального образования "Лиманский район" компенсации за передаваемое имущество Муниципального унитарного предприятия "Лиманское" жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Рабочий поселок Лиман",
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Муниципального унитарного предприятия "Лиманское" жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Рабочий поселок Лиман" (ИНН: 3007007586, ОГРН: 1043002784318),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Астраханской области от 11.02.2020 Муниципальное унитарное предприятие "Лиманское" жилищно - коммунального хозяйства муниципального образования "Рабочий поселок Лиман" (далее - МУП "Лиманское" ЖКХ МО "Рабочий поселок Лиман", должник) признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства, исполняющим обязанности конкурсного управляющего утвержден Аникеев Роман Константинович.
Определением от 28.04.2020 конкурсным управляющим МУП "Лиманское" ЖКХ МО "Рабочий поселок Лиман" утвержден Аникеев Р.К.
13.04.2021 конкурсный управляющий Аникеев Р.К. обратился с заявлением (с учетом уточнений) об исключении из конкурсной массы объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения МУП "Лиманское" ЖКХ МО "Рабочий поселок Лиман", согласно списку; обязании Администрацию муниципального образования "Лиманский район" принять у МУП "Лиманское" ЖКХ МО "Рабочий поселок Лиман" объекты централизованной системы водоотведения (КОС), согласно списку; взыскании с Администрации муниципального образования "Лиманский район" в пользу МУП "Лиманское" ЖКХ МО "Рабочий поселок Лиман" сумму компенсации уменьшения конкурсной массы в размере балансовой стоимости объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения равной в общей сумме 19 901 816,35 руб., в том числе: объекты централизованной системы холодного водоснабжения: 17 233 464,56 руб.; объекты централизованной системы водоотведения 2 668 351,79 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области 24.04.2022 исключены из конкурсной массы должника объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения МУП "Лиманское" ЖКХ МО "Рабочий поселок Лиман", согласно списку. С Администрации муниципального образования "Лиманский район" в пользу МУП "Лиманское" ЖКХ МО "Рабочий поселок Лиман" взыскана сумма компенсации уменьшения конкурсной массы в размере части балансовой стоимости объектов централизованной системы холодного водоснабжения в сумме 861 673,23 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Конкурсный управляющий МУП "Лиманское" ЖКХ МО "Рабочий поселок Лиман" Аникеев Р.К., не согласившись с выводами судов в части взыскания с Администрации муниципального образования "Лиманский район" в пользу МУП "Лиманское" ЖКХ МО "Рабочий поселок Лиман" суммы компенсации уменьшения конкурсной массы в части балансовой стоимости объектов централизованной системы холодного водоснабжения в сумме 861 673,23 руб., просил состоявшиеся судебные акты отменить, обособленный спор направить на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Арбитражного суда Поволжского округа и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационные жалобы рассматриваются в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
В порядке ст.163 АПК РФ, в судебном заседании объявлен перерыв до 26.09.2022.
После перерыва судебное заседание объявлено продолженным.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Администрация МО "Лиманский район" приняла от конкурсного управляющего МУП "Лиманское" ЖКХ МО "Рабочий поселок Лиман" Аникеева Р.К. по акту приема-передачи питьевого и технического водопровода от 21.10.2021 и 15.04.2022 объекты водоотведения, указанные в заявлении конкурсного управляющего, что подтверждается представленными суду актами.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.
Названный закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
Таким образом, в силу ограничений, установленных частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении в отношении оборотоспособности объектов холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, данные объекты не подлежат включению в конкурсную массу и реализации в порядке пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве.
Однако невозможность включения спорного имущества (социально значимых объектов) в конкурсную массу должника не лишает его права на получение разумной компенсации их стоимости в целях пополнения конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов.
При этом следует учитывать баланс публичных интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и содержание соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), и частных интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр. В связи с чем, размер такой компенсации не может быть равен рыночной стоимости спорных объектов.
Данные выводы подтверждаются позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, а также в определениях от 23.04.2013 N 640-0 и от 28.05.2013 N 875-0.
В силу пункта 3 резолютивной части и пункта 8 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П впредь до разработки в законодательном порядке механизма определения размера и порядка выплаты компенсации за переданное в муниципальную собственность имущества обязанность по определению размера компенсации возлагается на суды и другие правоприменительные органы в целях обеспечения гарантий, предусмотренных в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, при определении размера компенсации, суд первой инстанции обоснованно исходил из невозможности взыскания рыночной стоимости спорного имущества с учетом его целевого назначения, социальной значимости и состоянию объектов, при этом учитывал что, сумма подлежащая взысканию в качестве компенсации с учетом необходимости соблюдения принципов разумности и соразмерности, обеспечения баланса интересов должника и кредиторов не может превышать балансовой остаточной стоимости, указанного в перечне имущества.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно акту приема-передачи объектов водоотведения все 23 поименновых в акте объекта находятся в аварийном, полуразрушенном состоянии, восстановлению не подлежат, оборудование, сети находятся в изношенном состоянии и подлежат замене, поскольку имеет 100% износ.
Согласно предварительному расчету стоимости материалов и работ по капитальному ремонту объектов водоснабжения, составленному комиссией администрации заключения, ремонт составляет 529 410 528,00 руб.
По переданным согласно акту от 25.10.2021 119 объектам системы водоснабжения, 17 объектов имеют 95% износ, остальные 100%. Все объекты, кроме насосной станции технической воды (здание, капитальной ремонт) требуют замены.
Кроме того, судами установлено, что канализационная сеть, расположенная на территории рабочего поселка Лиман была, введена в эксплуатацию в 1988 году, что подтверждается распоряжением Главы Лиманского района Астраханской области от 23.04.2007 N 18 о передаче во временное пользование МУП "Лиманское" ЖКХ МО "Рабочий поселок Лиман" канализационных очистных сооружений.
Отклоняя возражения конкурсного управляющего в части размера компенсации судебные инстанции учли, что имущество, переданное должником Администрации имеет материальный износ и на содержание имущества у муниципалитета возникает обязанность затрачивать значительные денежные средства с учетом износа коммунальных систем, суд первой инстанции посчитал, что компенсации в размере 5% от остаточной стоимости (17 233 464,56 руб.) переданного в муниципалитет имущества должника, что составляет 861 673,23 руб. будет достаточно.
Учитывая изложенное, выводы о взыскании с Администрации муниципального образования "Лиманский район" денежную сумму в размере 861 673,23 руб. признаются судебной коллегией Арбитражного суда Поволжского округа обоснованными.
Исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, АПК РФ, руководствуясь положениями действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили правовую природу спорных правоотношений, с достаточной полнотой установили все существенные для дела обстоятельства, которым дали надлежащую правовую оценку и пришли к правильным выводам о не доказанности совокупности условий, необходимых для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности.
Приведенные конкурсным управляющим в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают, не свидетельствуют о допущении судами нарушений норм материального и (или) процессуального права и не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку, по сути, сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой обстоятельств спора, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов.
В соответствии со статьями 286 и 287 АПК РФ кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Астраханской области от 24.04.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 по делу N А06-9467/2017 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Р. Кашапов |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 9 Закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.
Названный закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
Таким образом, в силу ограничений, установленных частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении в отношении оборотоспособности объектов холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, данные объекты не подлежат включению в конкурсную массу и реализации в порядке пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве.
Однако невозможность включения спорного имущества (социально значимых объектов) в конкурсную массу должника не лишает его права на получение разумной компенсации их стоимости в целях пополнения конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов.
При этом следует учитывать баланс публичных интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и содержание соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), и частных интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр. В связи с чем, размер такой компенсации не может быть равен рыночной стоимости спорных объектов.
Данные выводы подтверждаются позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, а также в определениях от 23.04.2013 N 640-0 и от 28.05.2013 N 875-0.
В силу пункта 3 резолютивной части и пункта 8 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П впредь до разработки в законодательном порядке механизма определения размера и порядка выплаты компенсации за переданное в муниципальную собственность имущества обязанность по определению размера компенсации возлагается на суды и другие правоприменительные органы в целях обеспечения гарантий, предусмотренных в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 октября 2022 г. N Ф06-22625/22 по делу N А06-9467/2017
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-24191/2022
03.10.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22625/2022
26.07.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4169/2022
07.07.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5415/2022
11.02.2020 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9467/17
16.10.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9467/17
19.09.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6286/19
25.06.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6327/19
26.04.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9467/17
12.04.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9467/17
03.12.2018 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9467/17
26.10.2018 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9467/17
15.05.2018 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9467/17
14.03.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1694/18
15.01.2018 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9467/17