г. Казань |
|
10 ноября 2022 г. |
Дело N А57-22856/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "ЛюксНефтеТрансДобыча" - Шаповалова С.Ю., доверенность от 20.04.2022, Александровой Е.В., доверенность от 20.04.2022, Тарабрина Д.В., доверенность от 01.01.2022., Егоровой Л.А., решение от 03.05.2018
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области - Требунского Е.А., доверенность от 22.09.2021,
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Требунского Е.А., доверенность от 05.05.2021,Ращенко Е.Н., доверенность от 21.12.2021 N 05-12/96,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛюксНефтеТрансДобыча"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.03.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2022
по делу N А57-22856/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛюксНефтеТрансДобыча" (410031, г. Саратов, ул. Соборная, д. 21-М, ОГРН 1186451004365, ИНН 6450100831) заинтересованные лица: Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24, ОГРН 1046415400338, ИНН 6454071860), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (410010, г. Саратов, ул. Бирюзова, д. 7А, ОГРН 1046405041913, ИНН 6452907236), о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области от 02.07.2021 N 3280 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 13.09.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛюксНефтеТрансДобыча" (далее - ООО "ЛюксНефтеТрансДобыча", налогоплательщик, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области, Инспекция) от 02.07.2021 N 3280 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области, Управление) от 13.09.2021.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.03.2022 в удовлетворении требований налогоплательщика отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ЛюксНефтеТрансДобыча" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области и УФНС России по Саратовской области в отзыве на кассационную жалобу и в пояснениях в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагая обжалуемые судебные акты судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и законными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
ООО "ЛюксНефтеТрансДобыча", также представило дополнительные пояснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в которых просит обжалуемые судебные акты отменить и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый акт об удовлетворении требовании..
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 06.10.2022 судебное разбирательство по делу отложено на 07.11.2022 в 14 часов 30 минут.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за октябрь 2020 года, представленной ООО "ЛюксНефтеТрансДобыча" 23.11.2020 по результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 26.02.2021 N 1231 и с учетом возражений налогоплательщика вынесено решение от 02.07.2021 N 3280 о привлечении ООО "ЛюксНефтеТрансДобыча" к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу начислен НДПИ за октябрь 2020 года в сумме 10 370 833,00 руб., применены штрафные санкции в размере 1 037 083,50 руб., начислены пени в размере 612 743,39 руб.
Основанием для вынесения обжалуемого решения послужили выводы налогового органа о том, что в предоставленной обществом декларации по НДПИ за октябрь 2020 года налогоплательщик неправомерно применил ставку 0 %, предусмотренную пунктом 4 части 1 статьи 342 НК РФ, за добычу нефти при разработке "ранее списанных" запасов к объёмам нефти на Горючкинском участке недр, включающем Горючкинское нефтегазоконденсатное месторождение.
Общество, не согласившись с решением инспекции, обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление.
Решением Управления от 13.09.2021 решение инспекции от 02.07.2021 N 3280 оставлено без изменения, жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными решениями Инспекции и Управления, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды пришли к выводу, что оспариваемые решения налогового органа и Управления являются обоснованными и соответствуют нормам налогового законодательства и законодательства о недрах, при этом суды исходили из следующего.
Согласно статье 334 НК РФ налогоплательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из пункта 1 части 1 статьи 336 НК РФ следует, что объектом налогообложения НДПИ (далее - налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются: полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях настоящей главы залежью углеводородного сырья признается объект учёта запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 337 настоящего Кодекса (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учёта запасов.
В силу пункта 3 части 2 статьи 337 НК РФ видами добытого полезного ископаемого является углеводородное сырье: нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьёй 338 Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения).
Судами установлено и следует из материалов дела, что в 2006 году победителем аукциона на право пользования недрами в пределах Горючкинского участка недр признано общество с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "ГеоНефтьТехнология" (далее -ООО "НК "ГеоНефтьТехнология"), в связи с чем ему выдана лицензия на пользование недрами от 26.07.2006 N СРТ 01089 НЭ с целевым назначением и видом работ "разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Горючкинского участка.
В соответствии с пунктом 3.2 лицензионного соглашения (приложение N 1 к лицензии от 26.07.2006 N СРТ 01089 НЭ) в пределах участка расположено Горючкинское нефтегазоконденсатное месторождение, открытое в 1954 году и выведенное в работу в 1956 году. По состоянию на 01.01.2015 на государственном балансе числятся запасы нефти (геологическая/извлекаемая) - 502/2 тыс. тонн. Сведения о ранее списанных запасах, а также предоставление права на разведку и добычу ранее списанных запасов нефти в лицензионном соглашении отсутствуют.
Кроме того, из лицензионного соглашения и дополнениям к нему от 30.05.2007, от 23.07.2010, от 27.08.2011, 31.07.2012 следует, что владелец лицензии обязуется приступить к разработке месторождения, с проведением сейсморазведочных работ, строительством разведочной скважины и т. д. При этом владелец лицензии не освобождается от остальных обязательств, установленных лицензией на право пользования недрами с целью разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Горючкинского участка.
В 2018 году лицензия на пользование недрами от 26.07.2006 N СРТ 01089 НЭ, выданная ООО "НК "ГеоНефтьТехнология", в порядке пункта 6 статьи 17.1 Закона о недрах переоформлена на ООО "ЛюксНефтеТрансДобыча", являющееся дочерним обществом (ООО "НК "ГеоНефтьТехнология" владела 100% уставного капитала).
В связи с этим ООО "ЛюксНефтеТрансДобыча" выдана лицензия на пользование недрами от 27.04.2018 N СРТ 01880 НЭ, на срок до 25.07.2051, с целевым назначением и видами работ "для разведки и добычи полезных ископаемых на Горючкинском участке недр, расположенном в Саратовском районе Саратовской области".
В приложении N 6 к лицензии от 27.04.2018 N СРТ 01880 НЭ указано, что в соответствии с ГБЗ по состоянию на 01.01.2015 на участке недр Горючкинского месторождения учтены запасы нефти категории А, В, С 1 (геологические/извлекаемые) 691/97 тыс. тонн, категории С2 (геологические/извлекаемые) 215/50 тыс. тонн. Сведения о ранее списанных запасах, а также предоставление права на разведку и добычу ранее списанных запасов нефти в приложениях к лицензии отсутствуют.
Ни одно из приложений лицензии от 27.04.2018 N СРТ 01880 НЭ ООО "ЛюксНефтеТрансДобыча" предоставленных в суд первой и апелляционных инстанций не содержит информации о наделении Общества вести какие либо виды работ по "списанным", ранее учтенным в ГБЗ запасам.
В силу пункта 7 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утверждённого приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265 (далее - Порядок N 265), запасы полезных ископаемых учитываются: за соответствующим пользователем недр - по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещённой лицензии).
Следовательно, учёт полезных ископаемых на ГБЗ (включая списание), по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи, осуществляется в отношении каждого пользователя недр отдельно, что подтверждено данными самого ГБЗ.
Судами правомерно отмечено, что с учётом положений статьи 334, подпункта 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ юридическое лицо имеет право на применение ставки 0 %, если им осуществлялась добыча полезных ископаемых, по которым оно ранее осуществляло списание запасов полезных ископаемых.
Таким образом, судами обосновано признаны несостоятельными и отклонены доводы общества о том, что субъект списания (нынешний или предыдущий недропользователь) не имеет значения и не влияет на возможность пользования спорой налоговой льготой.
Из материалов дела следует, что 23.11.2020 ООО "ЛюксНефтеТрансДобыча" предоставило в налоговый орган налоговую декларацию по НДПИ за октябрь 2020 года, согласно которой обществом добыта нефть в объёме 1 134,924 тонн, применена налоговая ставка 0 % (по пункту 4 части 1 статьи 342 НК РФ) и исчислена сумма НДПИ к уплате в бюджет в размере 0 руб. (т.2 л.д.108-112).
Общество считает, что выводы налогового органа о постановке на ГБЗ в 2011, 2014, 2015 годах новых запасов, являются неверными. Общество осуществляло добычу ранее списанных в 1969, 1976, 1990, 2014 годах запасов нефти, которые вновь были подсчитаны и поставлены на ГБЗ в 2011, 2014, 2015 годах, что указывает об отнесении указанных запасов к ранее списанным и соответствует требованиям для применения ставки 0 % по НДПИ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Следовательно, институты, понятия и термины, не урегулированные налоговым законодательством, регулируются соответствующими отраслями права.
В соответствии со статьями 29 и 31 Закона о недрах определено, что предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора
В приказе Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.11.2013 N 477 "Об утверждении Классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов, запасы залежей и месторождений подразделяются на:
геологические запасы - количество нефти, газа, конденсата и содержащихся в них компонентов, которое находится в недрах в изученных бурением залежах, наличие которых в недрах доказано пробной или промышленной эксплуатацией или испытанием скважин, или обосновывается геолого-геофизическими исследованиями;
извлекаемые запасы - часть геологических запасов, которая может быть добыта из залежи (месторождения) за весь срок разработки в рамках оптимальных проектных решений с использованием доступных технологиях с учётом соблюдения требований по охране недр и окружающей среды
В силу части 2 статьи 11.1 НК РФ в целях настоящей статьи степень выработанности запасов каждого вида углеводородного сырья, добываемого на месторождении углеводородного сырья, рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утверждённого ГБЗ как частное от деления суммы накопленной добычи такого вида углеводородного сырья на этом месторождении углеводородного сырья (включая потери при добыче) на его начальные запасы (для нефти - начальные извлекаемые запасы). Начальные извлекаемые запасы нефти, утверждённые в установленном порядке с учётом прироста и списания запасов нефти, определяются как сумма извлекаемых запасов всех категорий и накопленной добычи с начала разработки месторождения углеводородного сырья.
Из указанных норм следует, что для целей налогообложения учитываются только извлекаемые запасы нефти, отражённые в Государственном балансе запасов.
Довод налогоплательщика о возможности добывать нефть не поставленную на Государственный баланс противоречит нормам права.
Ссылка общества на подпункт 3 пункта 3 статьи 342.2 НК РФ является необоснованной, т. к. не предусматривает возможность добычи не извлекаемых запасов нефти.
Возможность учета для исчисления НДПИ геологических запасов нефти недопустим, т. к. извлекаемые запасы - это часть геологических запасов которую возможно добыть нефть с учетом соблюдения требований по охране недр и окружающей среды.
Сам по себе Государственный баланс запасов не отражает сведения о причинах списания полезного ископаемого и возможность добычи ранее списанных запасов. Данные сведения отражаются в документах государственной экспертизы, в соответствии со статьями 29 и 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Согласно Государственному балансу запасов списание извлекаемых запасов нефти производились: в 1969 году 1371 тыс. тонн, в 1976 году 12 тыс. тонн, в 1990 году 127 тыс. тонн, в 2014 году 2 тыс. тонн.
Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на ГБЗ являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (далее - заключения государственной экспертизы запасов), утверждаемые Роснедрами (пункт 10 Порядка N 265).
Пунктом 12 Порядка N 265 определено, что списание запасов полезных ископаемых с ГБЗ осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в следующих случаях: запасы полезных ископаемых не подтвердились при проведении последующих геологоразведочных или добычных работ; запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчёте
В письме Саратовского филиала ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому федеральному округу" от 11.12.2020 N 07-04/1381 указано, что остаточные запасы Горючкинского месторождения были списаны с ГБЗ в 1969, 1990, 2014 годах (включая пласты тульского, бобриковского, мелекесского и окского горизонтов) в связи с выработкой.
В письме Саратовского филиала ФБУ "ТФГИ по Приволжскому федеральному округу" от 11.12.2020 N 07-04/1381 указано, что остаточные запасы Горючкинского месторождения были списаны с ГБЗ в связи с выработкой по II пласту тульского горизонта - в 1969 году, по бобриковскому и мелекесскому горизонтам - в 1990 году и по IV пласту окского надгоризонта - в 2014 году.
После проведения эксплуатационной разведки, испытаний продуктивных пластов Горючкинского нефтегазоконденсатного месторождения были учтены на ГБЗ запасы нефти и растворённого газа: по пласту С1bb бобриковского горизонта - в 2011 году, по II пласту тульского горизонта и IV пласту окского надгоризонта - в 2014 году, по IV пласту окского надгоризонта и бобриковского горизонта - в 2015 году.
Постановка на учёт запасов нефти и растворённого газа произведена на основании протоколов Федерального агентства по недропользованию (далее - Роснедра) от 10.08.2011 N 18/474-пр, от 08.10.20154 N 18/566-пр, от 28.09.2015 N 03-18/529-пр, утвердивших результаты государственных экспертиз по залежам вышеперечисленных горизонтов Горючкинского нефтегазоконденсатного месторождения, оформленных экспертными заключениями от 31.05.2011 N 48-11оп, от 26.08.2014 N 48-11оп, от 25.08.2015 N 322-15оп.
Экспертным заключением от 31.05.2011 N 48-11оп, утверждённым протоколом от 10.08.2011 N 18/474-пр, установлено, что разработка залежи нефти по пласту C1bb бобриковского горизонта Горючкинского месторождения велась с 1956 года по 1992 год. Было отработано 120 тыс. тонн нефти. В 1990 году остаточные запасы нефти (34 тыс. тонн) по бобриковскому горизонту Горючкинского месторождения были списаны с ГБЗ как не подтвердившиеся. На 01.01.2011 запасы по бобриковскому горизонту на ГБЗ не числятся.
Экспертным заключением от 26.08.2014 N 48-11оп на оперативный подсчет запасов нефти и растворенного газа по пластам II тульского горизонта и IV окского надгоризонта Горючкинского месторождения (утверждено протоколом N 18/566-пр от 01.10.2014) подтверждено, остаточные запасы по пласту II тульского горизонта в 1976 году в количестве 240/12 (геологические/извлекаемые) списаны в виду резкого падения дебитов и давлений, дальнейшей нерентабельности добычи. Кроме того, экспертным заключением рекомендовано списать запасы нефти 502/2 тыс.тонн (геологические/извлекаемые) по пласту IV окского надгоризонта в связи с полной выработанностю.
Экспертным заключением от 25.08.2015 N 322-15оп накопленные залежи нефти бобриковского горизонта в 1990 году списаны как потерянные в процессе эксплуатации газовой шапки.
Согласно вышеперечисленным экспертным заключениям экспертная комиссия решила, в том числе, рекомендовать пользователю недр (в то время - ООО "НК "ГеоНефтьТехнология") отразить изменения состояния запасов углеводородного сырья Горючкинского месторождения по залежи пласта С1bb бобриковского горизонта (за 2011 год), по залежам пластов II тульского горизонта и IV пласта окского надгоризонта (за 2014 год), по залежам пласта IV окского надгоризонта С1ok и С1bb бобриковского горизонта (за 2015 год) в отчётной форме 6-гр по графе "разведка" (т.2 л.д.139, т.3 л.д.7 и 16).
При этом материалами дела подтверждено, что после проведения работ по геологическому изысканию (разведке) на ГБЗ поставлены запасы нефти в объёме, превышающем списанные ранее - 1 169/465 тыс. тонн (геологические/извлекаемые).
Согласно, представленному в материалы дела, Историческому анализу ресурсной базы Горючкинского месторождения для обоснования возможности добычи нефти, проведенного ЗАО "МиМГО" (Таблица 1) осуществлено списание запасов нефти в связи с "выработкой" по пластам/горизонтам: мелекесские в 1991 году (протокол ЦКЗ МНП от 03.1991), окский в 2014 году (протокол ФАН N 15/566-пр от 08.10.2014), бобриковские в 1991 году (протокол ЦКЗ МНП от 03.1991), малевские до 1990 года (ПЗ 1968 г.), а так же в связи с резким падением дебитов и пластового давления по тульским горизонтам в 1968 году.
В соответствии с пунктом 6 Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвежденной постановлением Госгортехнадзора РФ от 17.09.1997 N 28, учтенные организацией по добыче полезных ископаемых балансовые и забалансовые запасы основных и совместно с ними залегающих (твердых, жидких, газообразных) полезных ископаемых и содержащиеся в них полезные компоненты (по нефтегазодобывающим предприятиям, в том числе извлекаемые запасы нефти, газа, растворенного в нефти газа, конденсата и содержащихся в них компонентов, имеющих промышленное значение, также йода, брома и других ценных компонентов, содержащихся в промышленных, в том числе нефтяных, водах) подлежат списанию в случаях:
а) добычи (извлечения из недр) и направления потребителям или на переработку;
б) потерь в процессе добычи, в том числе оставления в недрах в отбитом и неотбитом состоянии, извлечения из недр и направления в породные отвалы, а также потерь при транспортировке погрузке, разгрузке и в местах хранения;
в) утраты промышленного значения;
г) неподтверждения при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения полезных ископаемых, в результате получения новых данных о количестве, качестве и условиях залегания запасов полезных ископаемых;
д) исключения из категории балансовых и (или) забалансовых в границах горного отвода в результате новой экспертизы (переутверждения) запасов полезных ископаемых, проведенной Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России;
е) изъятия у организации по добыче полезных ископаемых в установленном порядке при лицензировании пользования недрами участка недр или его части.
Из пункта 8 указанной Инструкции следует, что списание запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в подпунктах "а", "б", "г" пункта 6, производится путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организации по добыче полезных ископаемых, кроме полезных ископаемых, добытых и заскладированных в спецотвалах, которые должны состоять на особом учете.
Списание балансовых запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в подпунктах "в", "д" пункта 6 производится как путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организации по добыче полезных ископаемых, так и путем перевода их в забалансовые запасы, если они в дальнейшем могут быть переведены в балансовые.
Пунктом 12 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265 списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в следующих случаях: запасы полезных ископаемых не подтвердились при проведении последующих геологоразведочных или добычных работ; запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете.
Следовательно, списание запасов нефти в связи с добычей (извлечения из недр), потерь в процессе добычи, неподтверждения при последующих геологоразведочных работах производится путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и с учета организации, повторная постановка на ГБЗ таких запасов не предусмотрена. Ранее списанные запасы по остальным основаниям могут быть поставлены на государственный баланс, если они были переведены в забалансовые запасы.
По настоящему спору списание запасов нефти по Горючкинскому месторождению осуществлено в 1969. 1990.2014 годах в связи с неподтверждением при последующих геолого-разведочных работах или полной выработанности (фактической добычей - извлечения из недр), то есть, на момент списания спорные запасы физически отсутствовали и не могли быть поставлены вновь на государственный баланс запасов как ранее списанные в силу положений Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной постановлением Госгортехнадзора РФ от 17.09.1997 N 28.
Списание запасов нефти в 1976 году 12 тыс. тонн, в виду резкого падения дебитов и давлений, дальнейшей нерентабельности добычи, так же не могут быть поставлены на государственный баланс, так как не были переведены в забалансовые запасы (то есть потенциально экономические) запасы.
Довод общества, что для применения по НДПИ ставки 0 процентов в положении подпункта 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ не предусмотрены основания, по которым учитываются ранее списаны запасы полезных ископаемых правомерно отклонены судами, так как по Горючкинекому месторождению не осуществлялось списание запасов, которые можно повторно поставить на государственный баланс, то есть отнести к ранее списанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом судами отмечено, что если ранее списанные запасы полезных ископаемых вновь поставлены на ГБЗ, в отношении них положения пункта 4 части 1 статьи 342 НК РФ не применяются, а применяется общеустановленная ставка НДПИ, которую и применил налоговый орган при расчёте неуплаченного обществом налога
Кроме того, судами правомерно отказано в удовлетворении ходатайства общества о назначении судебно-геологической экспертизы, поскольку поставленные перед экспертами вопросы связаны с оценкой права и правовых последствий и имеющихся в материалах дела доказательств.
При этом судами отмечено, что по настоящему делу налогоплательщик оспаривает ненормативный акт налогового органа, в связи с несогласием с выводами в применении пониженной ставки в размере 0 % по НДПИ за октябрь 2020 года, предусмотренной подпункта 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ, связанной с добычей ранее списанных запасов полезных ископаемых (нефти).
Данные правоотношения регулируются нормами налогового законодательства, а также законодательством регулирующего порядок постановки на учет и списание запасов нефти в государственном балансе запасов. При этом обстоятельства добычи ранее списанных запасов полезных ископаемых подлежат доказыванию надлежащими доказательствами, полученными в ходе налоговой проверки и представленными сторонами в ходе судебного разбирательства.
В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Вопросы налогоплательщика, которые ставятся перед судебной экспертизой, фактически направлены на правовую оценку наличия у общества права по НДПИ на применение налоговой ставки 0%, в порядке подпункта 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
При указанных обстоятельствах, судом правомерно отказано в удовлетворении ходатайства общества о назначении судебно-геологической экспертизы.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы документы, обоснованно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, поскольку материалами дела подтверждено отсутствие у ООО "ЛюксНефтеТрансДобыча" оснований для применения по НДПИ налоговой ставки 0 процентов в октябре 2020 года в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом в кассационной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела.
Ссылки общества на документы (доказательства) которые отсутствуют в материалах дела и получены обществом после вынесения судебных решений по рассматриваемому делу отклоняются судом кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.03.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2022 по делу N А57-22856/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод общества, что для применения по НДПИ ставки 0 процентов в положении подпункта 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ не предусмотрены основания, по которым учитываются ранее списаны запасы полезных ископаемых правомерно отклонены судами, так как по Горючкинекому месторождению не осуществлялось списание запасов, которые можно повторно поставить на государственный баланс, то есть отнести к ранее списанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом судами отмечено, что если ранее списанные запасы полезных ископаемых вновь поставлены на ГБЗ, в отношении них положения пункта 4 части 1 статьи 342 НК РФ не применяются, а применяется общеустановленная ставка НДПИ, которую и применил налоговый орган при расчёте неуплаченного обществом налога
Кроме того, судами правомерно отказано в удовлетворении ходатайства общества о назначении судебно-геологической экспертизы, поскольку поставленные перед экспертами вопросы связаны с оценкой права и правовых последствий и имеющихся в материалах дела доказательств.
При этом судами отмечено, что по настоящему делу налогоплательщик оспаривает ненормативный акт налогового органа, в связи с несогласием с выводами в применении пониженной ставки в размере 0 % по НДПИ за октябрь 2020 года, предусмотренной подпункта 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ, связанной с добычей ранее списанных запасов полезных ископаемых (нефти).
...
Вопросы налогоплательщика, которые ставятся перед судебной экспертизой, фактически направлены на правовую оценку наличия у общества права по НДПИ на применение налоговой ставки 0%, в порядке подпункта 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
При указанных обстоятельствах, судом правомерно отказано в удовлетворении ходатайства общества о назначении судебно-геологической экспертизы.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы документы, обоснованно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, поскольку материалами дела подтверждено отсутствие у ООО "ЛюксНефтеТрансДобыча" оснований для применения по НДПИ налоговой ставки 0 процентов в октябре 2020 года в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ"
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 ноября 2022 г. N Ф06-23229/22 по делу N А57-22856/2021
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2023 Определение Заместителя Председателя Верховного Суда России N 306-ЭС23-184
10.11.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23229/2022
28.07.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4293/2022
23.03.2022 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-22856/2021