г. Казань |
|
22 ноября 2022 г. |
Дело N А12-33140/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Ольховикова А.Н., Хлебникова А.Д.,
при участии представителей:
заявителя - Гоман Е.С., доверенность от 08.06.2022,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области - Беликов В.В., доверенность от 14.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.03.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022
по делу N А12-33140/2021
по заявлению Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (ОГРН 1043400221150, ИНН 3442075777), о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала ПАО "ФСК ЕЭС - Волго-Донское предприятие магистральных электрических сетей (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (далее - МИФНС N 9 по Волгоградской области, налоговый орган, Инспекция) с заявлением о признании недействительным решения от 30.04.2021 N 2613 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, с учетом решения УФНС России по Волгоградской области от 11.08.2021 N 648.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.03.2022, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты отменить, принять новый судебный акт о признании недействительным решения налогового органа от 30.04.2021 N 2613 либо направить дело на новое рассмотрение.
МИФНС N 9 по Волгоградской области в отзыве, полагая вынесенные судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.10.2022 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлен перерыв до 20.10.2022 до 11 часов 30 минут.
В суд кассационной инстанции 17.10.2022 от МИФНС N 9 по Волгоградской области поступили дополнительные объяснения по делу.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 20.10.2022 в соответствии с частью 5 статьи 158 АПК РФ отложено рассмотрение кассационной жалобы ПАО "ФСК ЕЭС" на 15.11.2022 на 10 часов 00 минут.
В суд кассационной инстанции налогоплательщиком в соответствии с частью 1 статьи 124 АПК РФ представлено заявление от 17.10.2022 об изменении наименования общества с ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на ПАО "Федеральная сетевая компания - Россетти" (далее - ПАО "ФСК - Россети"), что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ от 12.10.2022 N 2227709623304.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и налогового органа, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, МИФНС N 9 по Волгоградской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2019 года (корректировка 2), предоставленной 17.08.2020 в налоговый орган ПАО "ФСК ЕЭС".
Проанализировав предоставленные налогоплательщиком сведения, Инспекция пришла к выводу, что в предоставленной обществом декларации по налогу на имущество организаций за 2019 год неправомерно занижена налоговая база (занижение остаточной стоимости основных средств) в связи с исключением ПАО "ФСК ЕЭС" с 01.01.2019 из объектов налогообложения имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью линий энергопередач (пункты 1 и 2 статьи 382 Налогового кодекса Российской Федерации - далее НК РФ).
По результатам проверки составлен акт налоговой проверки от 01.12.2020 N 6076. По итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 30.04.2021 N 2613 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен налог на имущество в размере 41 832 528 руб. Также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 8 359 629 руб., обществу начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 4 152 575,6 руб.
Не согласившись с решением Инспекции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, решением которой от 11.08.2021 N 648 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение Инспекции от 30.04.2021 N 2613 является незаконным, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 374 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе, имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесённое в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ в целях исчисления налога на имущество надлежит руководствоваться статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, на основании пункта 2 статьи 130 ГК РФ признаются движимым имуществом.
В силу статьи 133.1 ГК РФ, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учёта, утверждённым в учётной политике организации (пункты 1 и 3 статьи 375 НК РФ).
В ходе проверки налоговым органом установлено, что ПАО "ФСК ЕЭС" создана в соответствии с программой реформирования электроэнергетики Российской Федерации как организация по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС) с целью ее сохранения и развития.
Основным видом деятельности филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - Волго-Донского предприятия магистральных электрических сетей является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям; дополнительным видом деятельности является распределение электроэнергии, передача пара и горячей воды (тепловой энергии).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утверждён Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень имущества).
Обществу принадлежит имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, к которым, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, в соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ до 2018 года включительно, применялась пониженная налоговая ставка.
Обществом 17.08.2020 представлена уточненная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2019 год, в котором остаточная стоимость части имущества была исключена налогоплательщиком.
В состав имущества, исключённого обществом из объектов налогообложения, входит оборудование и устройства, предназначенные и используемые для выработки и передачи электрической энергии - кабельные каналы, кабельная связь, кабельные линии, кабельные линии силовые, Комплектное распределительное устройство типа К-104, Комплектное распределительное устройство КРУН-10кВ, Комплексное распределительное устройство КРУН-10кВ, Комплектно Распределительное Устройство типа КВЭ 10, Шкафы (КСО, К, КРУ) Комплектное распределительное устройство наружной установки К-37, Шкаф КРУН 6 кВ (площадь 24 кв.м, металлический), Комплектное распределительное устройство наружной установки, Ячейка ЗРУ 10 кВ, Трансформатор тока 10кВ типа ТВЛМ-10 масляного выключателя ячейка, Трансформатор тока 10кВ типа ТЛМ-10 масляного выключателя ячейка, Трансформатор тока марки ТПЛМ-10 ячейка, Трансформатор тока марки ТПОЛ-10 (ячейка), Ячейка ЗРУ 10 кВ в составе выключатель трехполюсный 10 кВ, Ячейка для подачи электроэнергии потребителю, Ячейка трансформатор напряжения, Ячейка масляный выключатель ВКЭ-10, Ячейка КРУН 10 кВ, Ячейка ЗРУ 6 кВ, Ячейка КРУЭ К-12, Ячейка 10 кВ, Ячейка КРУН 6 кВ, Ячейка комплектная 10 кВ, КРУН-10 К-47 (1П сш-10 кВ), Ячейка с выключателем, Трансформатор напряжения ячейка (TH) 1 секции шин10кВ, Комплектная трансформаторная подстанция КТП 2x630/10/0,4 кВ, емкость для масла (маслосборник 100 м3), железобетонные плиты, вспомогательное оборудование (Панель контрольно-измерительных приборов, тип-КИП 220В-ЭПП-2 UHOM=220B, 1ном=5А; Автоматика прекращения асинхронного хода; Панель релейной защиты (Автоматика)), трансформаторы, Вакуумные выключатели, Выключатели ВК-10/630, Выключатели Марка-ВМТ-110, Выключатели МКП-110-М ном ток. 1000/630А, Выключатели 10 кВ ВМПЭ-Ю, Выключатели ВМТ-220, Выключатели типа ВК10, Выключатели типа ВКЭ-10, Выключатели типа ВМГ-133, Выключатели типа ВМП-10, Выключатели типа ВМПЭ-6, Масляные выключатели ВМПЭ-Ю, Регистрирующие приборы и устройства, устройство сбора и передачи данных, Компрессоры типа ВШВ, КРУН-10, Линейный регулировочный трансформатор ЛТДН-10/16000, Линейные разъединители-110, Обходные выключатели, Ограничители перенапряжений однополюсные 220 кВ, Отделители и короткозамыкатели ТИПЕ ОДКЗ-110 номинал, ток 600 А., Отделители ОД-220, коммутационный аппарат для разрыва электрической цепи, Панели постоянного тока, Панели постоянного тока ЩПТ, Панели релейной защиты и автоматики, Приемопередатчик высокочастотной защиты ПВЗУ, Приемопередатчик высокочастотной защиты, Разрядники РВС-110, Реактор бетонный РБ1-Т4- 10 типа РБДГ-10, Реакторы РБСДГ-10, Устройство определения места повреждения ИМФЗР-220В-1А-ТП ВЛ 110 кВ, Маслосток и т.д.
На требования Инспекции о представлении пояснений по вопросу уменьшения остаточной стоимости объектов, в отношении имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, общество пояснило, что расхождения в остаточной стоимости имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, выявленные в ходе камеральной проверки, соответствуют стоимости движимого имущества, не являющегося объектом налогообложения с 01.01.2019 (Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ").
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) определено, что объекты электроэнергетики - это имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе, объекты электросетевого хозяйства; объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В соответствии с абзацем 10 статьи 3 Закона об электроэнергетике под услугами по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Объекты электросетевого комплекса являются по своей правовой природе сложной вещью, в состав которой может входить как движимое, так и недвижимое имущество, предполагающее использование по общему назначению и рассматриваемое как одна вещь; вынужденное деление единого имущественного электросетевого комплекса как сложной вещи приводит к фактической невозможности использования имущества по целевому назначению и осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии (Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2018 N 307-КГ18-13146).
Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, под трансформаторной подстанцией понимается электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в электрическую энергию другого напряжения с помощью трансформаторов; под электрической подстанцией - электроустановка, предназначенная для преобразования и распределения электрической энергии; под электроустановкой - совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии.
Проанализировав материалы дела, суд первой инстанции указал, что объекты, указанные в перечне исключенных из налогообложения по налогу на имущество организаций с 01.01.2019 объектов ПАО "ФСК ЕЭС", в лице Филиала "Волго-Донское предприятие магистральных электрических сетей", относятся к вспомогательному оборудованию. Обязательное наличие указанного оборудования определено множеством технических нормативных актов, направленных на обеспечение функционирования, безопасности, учета и т.д. при передаче электроэнергии, а, следовательно, каждый исключенный налогоплательщиком объект является неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи, составной частью единого недвижимого комплекса с учетом особенностей технологического процесса.
В силу физических и эксплуатационных свойств спорные объекты не могут самостоятельно обладать признаками сооружения капитального характера, а таковые свойства они приобретают исключительно в составе недвижимого комплекса - ЛЭП, поскольку предназначены для её функционирования и связаны с ней как с объектом недвижимости общим назначением.
Суд первой инстанции, отметив, что подпунктом 11 пункта 1 статьи 31 НК РФ предусмотрено право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков, также учел, что налоговым органом в рамках статьи 95 НК РФ назначена экспертиза, которая проводилась ООО "ФЭСО" в лице экспертов: Шипитько И.А. и Козлова Н.А. Целью экспертизы являлось определение наличия (отсутствия) у исследуемых объектов признаков объектов недвижимого имущества, и выявления признаков (отсутствия признаков) принадлежности объектов к единому недвижимому комплексу.
Как отметил суд первой инстанции, выводы, изложенные в экспертном заключении от 17.02.2021 N 26/2021, соответствую вышеприведенной нормативной базе, и подтверждают позицию налогового органа о нарушении ПАО "ФСК ЕЭС" положений статей 374, 375, 376 НК РФ, поскольку спорные объекты, исключенные из налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций за 2019 год, являются составными частями технологически сложных объектов, неотъемлемой частью линий энергопередачи, составной частью единого недвижимого комплекса, чья функциональная и технологическая связь обусловлена единством технологического процесса передачей и распределением электроэнергии, т.е., принципом технологического единства электроэнергетики, закрепленным статье 6 Закона об электроэнергетике, который выражает тесную функциональную связь основных компонентов электроэнергетики: единой национальной (общероссийской) электрической сети, территориальных распределительных сетей, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единой системы оперативно- диспетчерского управления. Исследуемые объекты не созданы для выполнения самостоятельного производственного процесса (для переработки, передачи, распределения и т.д.), и могут быть использованы, согласно их функционалу, только в составе электрических сетей, линий энергопередачи, их демонтаж невозможен без нанесения несоразмерного ущерба и без утрата ими работоспособности в смысле единства технологического процесса по передаче, распределению электроэнергии по линиям энергопередачи.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что у общества отсутствуют основания для исключения из налоговой базы по налогу на имущество организаций за 2019 год объектов, которые являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи и магистральных трубопроводов, и, отметив, что налоговым органом обеспечена возможность участия налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки в соответствии с требованиями статей 100 и 101 НК РФ (доказательства обратного общество не представило), отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав материалы дела, согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что квалификация налогоплательщиком спорных объектов в качестве движимого имущества и выделение их из состава ЛЭП в рассматриваемом случае является искусственным разделением в бухгалтерском учёте единого объекта основных средств, выступающего недвижимым объектом (сооружением).
В кассационной жалобе и дополнениях к ней ПАО "ФСК - Россети" оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, настаивая на своих доводах, заявленных в судах первой и апелляционной инстанций, считая, что выводы судов об отнесении спорных объектов к единому электросетевому технологическому комплексу не соответствуют нормам материального права и материалам дела, полагая, что спорные объекты относятся к вспомогательному технологическому оборудованию, являющемуся движимым имуществом, и не могут быть учтены в качестве единого инвентарного объекта.
Все доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств. В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит основания для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.03.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 по делу N А12-33140/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как отметил суд первой инстанции, выводы, изложенные в экспертном заключении от 17.02.2021 N 26/2021, соответствую вышеприведенной нормативной базе, и подтверждают позицию налогового органа о нарушении ПАО "ФСК ЕЭС" положений статей 374, 375, 376 НК РФ, поскольку спорные объекты, исключенные из налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций за 2019 год, являются составными частями технологически сложных объектов, неотъемлемой частью линий энергопередачи, составной частью единого недвижимого комплекса, чья функциональная и технологическая связь обусловлена единством технологического процесса передачей и распределением электроэнергии, т.е., принципом технологического единства электроэнергетики, закрепленным статье 6 Закона об электроэнергетике, который выражает тесную функциональную связь основных компонентов электроэнергетики: единой национальной (общероссийской) электрической сети, территориальных распределительных сетей, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единой системы оперативно- диспетчерского управления. Исследуемые объекты не созданы для выполнения самостоятельного производственного процесса (для переработки, передачи, распределения и т.д.), и могут быть использованы, согласно их функционалу, только в составе электрических сетей, линий энергопередачи, их демонтаж невозможен без нанесения несоразмерного ущерба и без утрата ими работоспособности в смысле единства технологического процесса по передаче, распределению электроэнергии по линиям энергопередачи.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что у общества отсутствуют основания для исключения из налоговой базы по налогу на имущество организаций за 2019 год объектов, которые являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи и магистральных трубопроводов, и, отметив, что налоговым органом обеспечена возможность участия налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки в соответствии с требованиями статей 100 и 101 НК РФ (доказательства обратного общество не представило), отказал в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 ноября 2022 г. N Ф06-23801/22 по делу N А12-33140/2021
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7165/2023
07.06.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4099/2023
22.11.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23801/2022
21.06.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4721/2022
28.03.2022 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-33140/2021