г. Казань |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А65-10680/2022 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
судьи Хисамова А.Х., рассмотрев в порядке части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гринта"
на принятое в порядке упрощенного производства постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2022
по делу N А65-10680/2022
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гринта" к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад общеразвивающего вида N 58" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района, о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гринта" (далее - истец, ООО "Гринта", региональный оператор) обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад общеразвивающего вида N 58" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании долга за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 72 067 руб. 54 коп., неустойки за нарушение срока оплаты в размере 10 116 руб. 74 коп. за период с 11.02.2021 по 31.03.2022.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.07.2022 (резолютивная часть от 22.06.2022) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2022 решение суда первой инстанции изменено, исковые требования удовлетворены частично: с Учреждения в пользу ООО "Гринта" взыскано 60 056 руб. 66 коп. долга, 8430 руб. 67 коп. неустойки за период с 11.02.2021 по 31.03.2022 и 2739 руб. 18 коп. расходов по государственной пошлине за подачу иска. В удовлетворении остальной части иска отказано. В доход федерального бюджета Российской Федерации с Учреждения взыскана государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 2490 руб., с ООО "Гринта" - 510 руб.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Гринта" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
По мнению заявителя жалобы, решение суда принято без учета мнения Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан. Также заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции необоснованно признал неправомерным увеличение тарифа на сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 12.10.2022 кассационная жалоба истца принята к производству суда, ответчику и третьему лицу в срок до 19.11.2022 предложено представить мотивированные отзывы на кассационную жалобу по изложенным в ней доводам, подготовленные и направленные лицам, участвующим в деле, и суду в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо в отзыве на кассационную жалобу просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В возражениях на отзывы ООО "Гринта" выражает несогласие с доводами ответчика и третьего лица, указывая на необоснованность обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286, 288.2 АПК РФ, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 06.07.2018 ООО "Гринта" признано победителем конкурсного отбора регионального отбора оператора по обращению с ТКО по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан.
Истцом оказаны ответчику услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Ответчиком обязательство по оплате услуг не исполнено, истец направил ответчику претензию от 17.02.2022 N 187 с требованием оплаты долга. Данное требование ответчиком не исполнено.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела исковым заявлением.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156) пришел к выводу о подтверждении факта оказания истцом спорных услуг и их стоимости.
Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что признав право истца на получение платы за оказание услуг по вывозу ТКО, суд первой инстанции не проверил правомерность и обоснованность представленного истцом расчета. Принимая во внимание недоказанность истцом имеющих для дела обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости осуществления расчета стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО за исковой период с применением тарифа, установленного уполномоченным органом для категории "иные потребители" без увеличения тарифа и соответственно суммы задолженности на сумму НДС.
Суд округа с выводами суда апелляционной инстанции и их правовым обоснованием соглашается, отклоняя довод заявителя жалобы о неправомерности вывода суда апелляционной инстанции о недопустимости увеличения региональным оператором тарифа на сумму НДС.
При рассмотрении настоящего дела суды установили, что истцом при расчете стоимости оказанных услуг были использованы следующие показатели: количество воспитанников; среднегодовой норматив накопления ТКО; тариф.
Истец применил показатель "количество воспитанников" - 221. Данный показатель ответчиком оспорен не был, в связи с чем в силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ считается им признанным.
Среднегодовой норматив накопления ТКО применен истцом в размере 0,69 куб. м на одного воспитанника.
Судом апелляционной инстанции применение данного норматива признано правомерным, с учетом того, что нормативы накопления твердых коммунальных в Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2016 N 922, согласно которому среднегодовой норматив накоплений для объектов дошкольных образовательных организаций (за исключением объектов для круглосуточного пребывания обучающихся (граждан) составляет 0,69 куб. м в расчете на 1 воспитанника.
Вместе с тем в части размера платы, формируемой с использованием утвержденного для регионального оператора тарифа, судом апелляционной инстанции обоснованно учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Постановлением Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-54/тко "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020 - 2022 годы" (в редакции постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 17.12.2021 N 698-52/тко-2021) (далее - Постановление N 11-54/тко) для истца утверждены предельные тарифы на услугу по обращению с ТКО. На 2021 год тариф для категории "иные потребители" (без учета НДС) составляет: за первое полугодие 2021 года - 380 руб. 52 коп./куб. м; за второе полугодие 2021 года - 407 руб. 16 коп./куб. м.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции Федерального закона N 211-ФЗ операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.
Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО устанавливается статьей 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ, согласно пункту 3 которой в отношении региональных операторов устанавливается единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, исход из буквального толкования приведенных выше норм права, регулируемый вид деятельности в области обращения с ТКО осуществляется по ценам, которые не могут превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
Как следует из Постановления N 11-54/тко, единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО - ООО "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан установлен на 2020-2022 годы, в том числе на каждое полугодие периода с 2020 по 2022 год, согласно приложению к данному постановлению, а именно: для населения указаны тарифы с учетом НДС, для иных потребителей тарифы указаны без учета НДС.
При этом в приведенном Постановлении N 11-54/тко отсутствует указание о том, что тарифы для всех категорий потребителей утверждены с учетом налога на добавленную стоимость, равно как и указание о том, что подпункт 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ не применяется.
Следовательно, поскольку единый предельный тариф для иных потребителей, к которым относится ответчик, установлен уполномоченным органом без НДС, у истца отсутствуют законные основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС, в силу приведенного выше подпункта 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Дополнительно суд округа считает необходимым указать, что содержащееся в Постановлении N 11-54/тко положение о том, что тарифы для населения указаны с учетом НДС в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы), а на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, сумма налога не выделяется, не изменяет положения пункта 3 статьи 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ об установлении в отношении региональных операторов единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не предусматривающего установление для региональных операторов иных видов тарифов.
Выводы суда апелляционной инстанции относительно отсутствия в деле доказательств направления истцом в адрес налогового органа заявления об отказе от освобождения операций по обращению с ТКО от налогообложения НДС предусмотренного пунктом 5 статьи 149 НК РФ, также не свидетельствуют о допущенной судом ошибки при рассмотрении настоящего дела.
При указанных обстоятельствах суд округа соглашается с выводом суда второй инстанции о том, что недоказанность заявленных по делу исковых требований в предъявленном истцом размере, подтверждает правомерность расчета стоимости оказанных истцом услуг с применением тарифа, установленного уполномоченным органом для категории "иные потребители" в размере 380 руб. 52 коп./куб. за первое полугодие 2021 года и 407 руб. 16 коп./куб. м за второе полугодие 2021 года без его увеличения на сумму НДС.
Следовательно, с ответчика правомерно была взыскано в пользу истца задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за первое полугодие 2021 года в размере 29 012 руб. 75 коп. (221 х 0,345 куб. м (за 6 месяцев) х 380 руб. 52 коп./куб. м); за второе полугодие 2021 года в размере 31 043 руб. 91 коп. (221 х 0,345 куб. м (за 6 месяцев) х 407 руб. 16 коп./куб. м), в общей сумме 60 056 руб. 66 коп.
Суд округа также отклоняет довод заявителя жалобы о том, что постановление суда апелляционной инстанции принято без учета мнения Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам и Управление ФНС по Республике Татарстан, что является основанием для его отмены.
Заявляя о том, что судом апелляционной инстанции принято решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, истец, по мнению суда округа, ошибочно отождествляет права и об обязанности лиц с вопросами толкования и разъяснения норм права, содержащихся в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность указанных выше субъектов либо ими принятых.
При этом суд округа приходит к выводу, что применение при рассмотрении настоящего дела пунктов 1 и 2 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ, подпункта 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и Постановления N 11-54/тко не предполагало безусловной необходимости привлечения к рассмотрению дела Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам и Управления ФНС по Республике Татарстан, поскольку судебные акты по настоящему делу не влияют на их права или обязанности по отношению ни к одной из сторон спора.
При указанных обстоятельствах суд округа приходит к выводу, что принятое по делу постановление суда апелляционной инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2022 по делу N А65-10680/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гринта" - без удовлетворения.
Постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судья |
А.Х. Хисамов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявляя о том, что судом апелляционной инстанции принято решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, истец, по мнению суда округа, ошибочно отождествляет права и об обязанности лиц с вопросами толкования и разъяснения норм права, содержащихся в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность указанных выше субъектов либо ими принятых.
При этом суд округа приходит к выводу, что применение при рассмотрении настоящего дела пунктов 1 и 2 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ, подпункта 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и Постановления N 11-54/тко не предполагало безусловной необходимости привлечения к рассмотрению дела Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам и Управления ФНС по Республике Татарстан, поскольку судебные акты по настоящему делу не влияют на их права или обязанности по отношению ни к одной из сторон спора."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 декабря 2022 г. N Ф06-25357/22 по делу N А65-10680/2022