Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что во многих районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях сложилось критическое положение с завозом продукции и товаров, необходимых для обеспечения функционирования экономики и жизнедеятельности населения в осенне-зимний период.
На 1 ноября 1998 года в северные районы с ограниченными сроками завоза грузов завезены: 578,5 тыс. тонн продовольствия, что составляет 89,8 процента от необходимых объемов; 2477,8 тыс. тонн (76,3 процента) нефтепродуктов; 3767,9 тыс. тонн (88,9 процента) угля. Особую тревогу вызывает положение с завозом топливно-энергетических ресурсов.
Менее половины необходимых объемов продукции завезено в Корякский и Чукотский автономные округа, Камчатскую, Сахалинскую, Читинскую области, Республику Тыва.
Не выделяются в полном объеме предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год" средства на финансирование государственной поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, содержание морского и речного флотов, а также на бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов.
Правительством Российской Федерации не исполняются собственные постановления и распоряжения по обеспечению завоза продукции в северные районы, в том числе распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1998 года N 1402-р о выделении в сентябре-октябре 1998 года субъектам Российской Федерации, в которых создалось сложное положение с завозом топливно-энергетических ресурсов и продовольствия, в полном объеме средств, предусмотренных на эти цели Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год".
Из-за резкого сокращения в последние годы объемов завоза практически исчерпаны ранее созданные запасы продовольствия и топливно-энергетических ресурсов. Население городов и поселков оказалось под угрозой замерзания и голода. Органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации вынуждены вести подготовку к вывозу населения в регионы с более благоприятными условиями жизни.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации считает, что чрезвычайное положение сложилось из-за отсутствия четкой государственной политики по отношению к северным регионам, в том числе из-за отсутствия механизма проведения и финансирования завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также вследствие недостаточного внимания к этой проблеме федеральных органов исполнительной власти.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Предложить Правительству Российской Федерации принять чрезвычайные и экстренные меры по преодолению критической ситуации с завозом продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в том числе:
выделить в полном объеме средства, предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год", на финансирование мероприятий по завозу нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольствия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также на содержание морского и речного флотов, морских и речных путей;
разработать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядок завоза недостающих топливно-энергетических ресурсов и продовольствия в каждый населенный пункт районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с использованием зимних схем доставки, а также запасов государственного резерва;
разработать механизм, обеспечивающий отгрузку и доставку грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности предприятиями топливно-энергетического комплекса, поставщиками продовольствия и транспортными организациями без требования предварительной оплаты;
предусмотреть возможность экстренного переселения людей в случае возникновения реальной угрозы их замерзания и голода;
продлить до 31 декабря 1998 года сроки возврата бюджетных ссуд, выданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 54 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в связи с несовпадением сроков возврата средств в региональные фонды государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности по ранее предоставленным ссудам и сроков закупки и завоза грузов в указанные районы и местности;
продлить до 25 декабря 1998 года сроки погашения средств, полученных из федерального бюджета в 1997 году на возвратной основе предприятиями энерго- и топливоснабжения на сезонную заготовку топлива на электростанциях и проведение ремонта энергетического оборудования;
решить вопросы списания в установленном порядке не имеющей источников возврата части бюджетных ссуд, выданных субъектам Российской Федерации в 1994 и 1995 годах из федерального бюджета на досрочный завоз продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в первоочередном порядке разработать систему организации и финансирования завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в 1999 году с учетом рекомендаций и предложений, содержащихся в постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 1998 года N 242-СФ "О неотложных мерах по выводу из кризиса экономики и социальной сферы Севера Российской Федерации".
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации предусмотреть в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" отдельной строкой выделение средств на государственную поддержку завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
4. Обратить внимание Правительства Российской Федерации на неисполнение статьи 61 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", предусматривающей внесение в трехмесячный срок со дня вступления в силу указанного Федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о государственной финансовой поддержке завоза нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольствия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, и предложить Правительству Российской Федерации обсудить указанный законопроект с руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Поручить Комитету Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов разработать проект федерального закона, устанавливающего порядок поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета Федерации |
Е.С. Строев |
Москва
12 ноября 1998 года
N 484-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 12 ноября 1998 г. N 484-СФ "О критической ситуации с завозом продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в 1998 году"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 ноября 1998 г., N 46, ст. 5630