г. Казань |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А12-1039/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мосунова С.В., Хлебникова А.Д.,
при участии представителей:
заявителя - Великанова Н.В. (доверенность от 07.10.2022),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Птицефабрика "Волжская"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.06.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022
по делу N А12-1039/2022
по заявлению акционерного общества "Птицефабрика "Волжская" (Волгоградская область, Среднеахтубинский район, хутор Заря, ОГРН 1023405174440, ИНН 3428000120) об оспаривании предписания Межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (Астраханская область, г. Астрахань, ОГРН 1043000708695, ИНН 3015066698),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Птицефабрика "Волжская" (далее - АО "Птицефабрика "Волжская", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене предписания Межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее - Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, Управление) от 24.12.2021 N 2104/2021 в части нарушений по пункту 4 "Складирование на земельном участке, на котором отсутствует твердое покрытие, отхода "помет куриный перепревший" (код по ФККО 11271102294), отнесенный к IV классу опасности" со сроком устранения нарушения 04.07.2022.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.06.2022 по делу N А12-1039/2022, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022, в удовлетворении заявленных АО "Птицефабрика "Волжская" требований отказано.
В кассационной жалобе акционерное общество "Птицефабрика "Волжская" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям в отношении АО "Птицефабрика "Волжская" проведена выездная плановая проверка, по результатам которой составлен акт от 24.12.2021 N 2104/2021 (далее - акт выездной проверки), а также вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 24.12.2021 N 2104/2021 (далее - предписание). В акте отражено, что АО "Птицефабрика "Волжская" складировало на землях, собственность на которые не разграничена, отход "помет куриный перепревший", отнесенный к IV классу опасности.
В силу пункта 4 предписания общество обязано устранить складирование на земельном участке, на котором отсутствует твердое покрытие, отхода "помет куриный перепревший" (код по ФККО 11271102294), отнесенного к IV классу опасности. По мнению административного органа, АО "Птицефабрика "Волжская" в рассматриваемом случае допущено нарушение частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
АО "Птицефабрика "Волжская" оспорило данное предписание в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) предписание выносится в случае установления при проведении проверки нарушений требований законодательства, соблюдение которых является обязательным для проверяемого юридического лица, в целях их устранения.
В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 11 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, соблюдения права каждого на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Частями 1, 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с СанПин 2.1.3684-21 накопление отходов допускается только специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
Основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств:
- на производственных территориях, на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях);
- на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах:
- вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилиша, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород).
Согласно статье 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В примечании к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 "Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения" определено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территорию, на которой эти отходы находятся.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что 06.01.2017 АО "Птицефабрика "Волжская" поставлено на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, как объект II категории с присвоением кода 18-0134-001186-П. Основным видом деятельности Общества является разведение сельскохозяйственной птицы.
Также судами установлено, что предприятие имеет отделение содержания кур-несушек, отделение выращивания молодняка, инкубатор, кормоцех; убойный цех. В результате деятельности АО "Птицефабрика "Волжская" на объекте ЗАО "Птицефабрика "Волжская", расположенном по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, х. Заяр, образуются отходы I-V классов опасности. На отходы I-IV классов опасности АО "Птицефабрика "Волжская" разработаны паспорта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке паспортизации отходов I-IV класса опасности". Всего на объекте образуется 48 видов отходов производства и потребления в количестве 11 149,7027 тонн в год, в том числе 1-го класса опасности - 1 вид отхода в количестве 0,032 тонны в год, 2-го класса опасности - 1 вид отхода в количестве 0,84 тонны в год, 3-го класс опасности - 8 видов отходов в количестве 11 098,8845 тонн в год, 4-го класс опасности - 10 видом отходов в количестве 17,8894 тонн в год, 5-го класса опасности - 28 видов отходов в количестве 32,0568 тонны в год.
АО "Птицефабрика "Волжская" имеет Проект нормативов отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от 06.10.2017 N 1081, со сроком действия с 06.10.2017 по 05.10.2022.
Статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2020 год направлена в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям на бумажном носителе 15.01.2021.
По данным статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" всего за 2020 год образовано 11 149,746 тонн отходов, из них: I класса опасности - 0,032 тонны; II класса опасности - 0,840 тонн; 111 класса опасности - 11 098,885 тонн; IV класса опасности - 17,9 тонн; V класса опасности - 32,1 тонн.
Управлением установлено, что АО "Птицефабрика "Волжская" на основании Разрешения от 29.06.2018 N 0057- 00-СХ5, выданного Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, эксплуатирует гидротехническое сооружение "накопитель промышленных отходов", имеет лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности 034 N 00135 26.05.2014. Вид работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности - обезвреживание отходов III класса опасности. Лицензируемый вид деятельности осуществляется на территории указанного накопителя промышленных отходов.
Площадка гидротехнического сооружения, которое с 1970 года функционировало в качестве пруда-накопителя промышленных стоков, располагается в 0,2 км к востоку от территории АО "Птицефабрика "Волжская". В настоящее время гидротехническое сооружение выполняет функцию накопителя промышленных отходов гидротехнического типа. Накопитель имеет 4 сектора, разделенных ограждающими дамбами: два сектора для накопления и временного хранения сухого помета; сектор для накопления хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод; резервный сектор.
Район расположения накопителя промышленных отходов относится к зоне сухих заволжских степей, характеризуется однообразным плоским рельефом. Геолого-гидрогеологическая характеристика района расположения накопителя приведена в материалах отчета об инженерно-гидрогеологических изысканиях на участке пруда-накопителя и лимана "Сорочий", составленного проектным институтом "Волгогипроводхоз" в 1991 году. Площадь участка, отведенного под накопитель, составляет 380 200 кв.м. Образующийся на птицефабрике куриный помет, хозфекальные и промышленные стоки направляются в отдельные секторы накопителя. Помет из корпусов по ленточным транспортерам системы пометоудаления поступает в один из двух сухих секторов накопителя. Технологическим циклом не предусмотрена обработка сточных вод. Фактический сброс стоков в сектор жидких отходов накопителя составляет 112 тыс. куб.м/год.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что в отношении птичьего помета, образующегося на АО "Птицефабрика "Волжская", разработаны технические условия ТУ 9849-008-000080-64-95, устанавливающие требования для всех видов помета-органического сырья, используемого при производстве удобрений. Обществом также разработаны паспорта отходов I-IV классов опасности на отходы, в том числе образованные от содержания сельскохозяйственной птицы, а именно, отход "помет куриный свежий" III класса опасности (код по ФККО 11271101333), отход "помет куриный перепревший" IV опасности (код по ФККО 11271102294).
В ходе проведения проверки на основании заявок Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 08.12.2021 N 23185, от 08.12.2021 N 23186 специалистами филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Волгоградской области, произведен отбор проб отходов - помет куриный свежий (код по ФККО 11271101333) с карты накопителя промышленных отходов гидротехнического типа, эксплуатируемого АО "Птицефабрика "Волжская", а также помет куриный перепревший (код по ФККО 11271102294), с территории земельного участка, прилегающего к накопителю промышленных отходов гидротехнического типа, эксплуатируемому АО "Птицефабрика "Волжская", и составлено заключение эксперта от 23.12.2021 N 172 об отнесении отхода "помет куриный свежий" к III классу опасности, что соответствует материалам паспортизации; отхода "помет куриный перепревший" к IV классу опасности, что соответствует материалам паспортизации.
При этом в ходе проверки установлено, что отход "помет куриный перепревший" (код по ФККО 11271102294), отнесенный к IV классу опасности, складирован на земельном участке, на котором отсутствует твердое покрытие, вблизи накопителя промышленных отходов, с левой стороны от дороги, ведущей на накопитель, в границах географических координат 48.698368,44.948067. В ходе проверки и отбора проб установлены размеры бурта отхода "помет куриный перепревший", складированного на земельном участке, на котором отсутствует твердое покрытие - 6 x 100 м. Высота бурта отхода "помет куриный перепревший", складированного на земельном участке, на котором отсутствует твердое покрытие, составила 1,2 м.
Согласно данным публичной кадастровой карты, отход "помет куриный перепревший" (код по ФККО 11271102294), отнесенный к IV классу опасности, складирован АО "Птицефабрика "Волжская" на землях, собственность на которые не разграничена.
В соответствии с представленными результатами лабораторных исследований, экспертным заключением от 23.12.2021 N 172, в соответствии с Методикой исчисления размере, вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям рассчитан вред, причиненный почвам в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы отхода "помет куриный перепревший", отнесенного к IV классу опасности на территории земельного участка в Среднеахтубинском районе Волгоградской области, в границах географических координат 48.698368,44.948067, который составил 1 224 000 руб. Выявленное нарушение было указано в акте проверки.
АО "Птицефабрика "Волжская" было предписано устранить вышеописанное нарушение (предписание об устранении выявленных нарушений от 24.12.2021 N 2104/2021).
Доводам заявителя о невозможности достоверно установить локацию размещения спорных отходов судами проверен и отклонен как бездоказательный.
Судами отмечено, что акт от 24.12.2021 N 2104/2021 содержит указание на то, что отход складирован в границах географических координат 48.698368,44.948067. При этом отбор проб отхода производился специалистом экспертной организации в присутствии заместителя главного инженера АО "Птицефабрика "Волжская" Житникова В.В., замечаний относительно выводов проверяющих об отборе проб с территории земельного участка без твердого покрытия, за границами накопителя, не заявлено. Также Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям проводилась фотосъемка, фотоматериалы (в виде фототаблицы от 24.12.2021 N2104/2021-Ф) являются приложением к акту проверки и позволяют сделать вывод о наличии мест складирования за пределами участка с твердым покрытием.
Кроме того, факт размещения отхода, отнесенного к IV классу опасности, на земельном участке, на котором отсутствует твердое покрытие, прилегающим к накопителю промышленных отходов установлен Среднеахтубинским районным судом Волгоградской области при рассмотрении дела N 12-17/2022 об оспаривании постановления административного органа о привлечении АО "Птицефабрика "Волжская" к административной ответственности по части 3 статьи 8.2 КоАП РФ (решение от 12.05.2022).
Другим доводам общества также дана надлежащая правовая оценка, результаты которой отражены в обжалуемых судебных актах.
Суды признали, что оспариваемое предписание является правомерным и исполнимым. Способ исполнения конкретного мероприятия АО "Птицефабрика "Волжская" может выбрать самостоятельно. Указание в предписании на совершение конкретных мер для его исполнения может повлиять на права и законные интересы лица, которому оно выдано. Предписание не должно определять характер необходимых действий проверяемого лица. К тому же, законом не запрещено в случае неясности обратиться в контролирующий орган за разъяснением возникшего вопроса.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что предписание не содержит взаимоисключающих требований, является исполнимым, содержит четкие формулировки, исключающие возможность двоякого толкования, является кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицам.
Существенных нарушений процедуры вынесения предписания Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям судами не установлено.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу, что предписание Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 24.12.2021 N 2104/2021 в оспариваемой части является законным и обоснованным.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.06.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 по делу N А12-1039/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами отмечено, что акт от 24.12.2021 N 2104/2021 содержит указание на то, что отход складирован в границах географических координат 48.698368,44.948067. При этом отбор проб отхода производился специалистом экспертной организации в присутствии заместителя главного инженера АО "Птицефабрика "Волжская" Житникова В.В., замечаний относительно выводов проверяющих об отборе проб с территории земельного участка без твердого покрытия, за границами накопителя, не заявлено. Также Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям проводилась фотосъемка, фотоматериалы (в виде фототаблицы от 24.12.2021 N2104/2021-Ф) являются приложением к акту проверки и позволяют сделать вывод о наличии мест складирования за пределами участка с твердым покрытием.
Кроме того, факт размещения отхода, отнесенного к IV классу опасности, на земельном участке, на котором отсутствует твердое покрытие, прилегающим к накопителю промышленных отходов установлен Среднеахтубинским районным судом Волгоградской области при рассмотрении дела N 12-17/2022 об оспаривании постановления административного органа о привлечении АО "Птицефабрика "Волжская" к административной ответственности по части 3 статьи 8.2 КоАП РФ (решение от 12.05.2022)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 декабря 2022 г. N Ф06-26165/22 по делу N А12-1039/2022