г. Казань |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А49-3377/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королёвой Н.Н.,
судей Галиуллина Э.Р., Нагимуллина И.Р.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем веб-конференции помощником судьи Димитриевым И.В.,
при участии представителей:
истца - публичного акционерного общества "Т Плюс" - Мельниченковой С.В. (доверенность от 12.10.2022), Давыдовой О.А. (доверенность от 06.09.2022),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс", г. Саранск
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 09.06.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2022
по делу N А49-3377/2022
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) к Управлению муниципального имущества города Пензы (ОГРН 1095836002481, ИНН 5836013675) о признании права собственности, при участии третьего лица - Администрации города Пензы (ОГРН 1025801358945, ИНН 5836010360),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", истец) обратилось с исковым заявлением к Управлению муниципального имущества города Пензы (далее - Управление муниципального имущества г. Пензы, ответчик) о признании права собственности.
Исковые требования заявлены в соответствии с пунктом 6.4 статьи 15, пунктом 12 статьи 23.8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы тем, что на истца, являющегося единой теплоснабжающей организацией на территории города Пенза, приказом Управления муниципального имущества города Пензы от 30.12.2020 N 866 в редакции приказа от 10.03.2021 N 114 возложены обязанности по содержанию и обслуживанию бесхозяйной тепловой сети от ЦТП 337 до отмостки жилого дома по ул. Лядова 44 г. Пенза, в связи с чем истец имеет право на обращение в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйную сеть.
Определением от 05.05.2022 Арбитражный суд Пензенской области привлек администрацию г. Пензы к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 09.06.2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2022, Арбитражный суд Пензенской области в иске отказал.
В кассационной жалобе ПАО "Т Плюс" просит состоявшиеся судебные акты отменить как не соответствующие нормам права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на неправильное применение пункта 5 статьи 225 ГК РФ, считает, что его право на обращение в суд с заявлением о признании права собственности не поставлено в зависимость от того, кем было подано заявление о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов.
В отзыве на кассационную жалобу Управление муниципального имущества г. Пензы просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании 08.12.2022 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) был объявлен перерыв до 15.12.2022 до 09 часов 40 минут, после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же судебном составе. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Арбитражный суд Поволжского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей истца, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для отмены судебных актов.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 209, 210, пунктом 3 статьей 218, статьей 225 ГК РФ, приложением N 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", исходил из того, что истец не является лицом, создавшим спорный линейный объект, а также - осуществляющим расходы по его содержанию, бесхозяйный объект 20.12.2021 поставлен на учет уполномоченным органом муниципального образования, в связи с чем ответчик по истечении 3-х месяцев со дня постановки на учет имел право обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на этот объект, которое реализовано им 04.05.2022 обращением с таким заявлением в суд общей юрисдикции.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело по имеющимся в деле доказательствам, согласился с выводами суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции отметил, что спорный линейный объект поставлен на учет ответчиком 20.12.2021 до вступления в силу пункта 5 статьи 225 ГК РФ (21.12.2021), таким образом начав процедуру оформления права муниципальной собственности.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ (в редакции до 21.12.2021) бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу пункта 4 статьи 225 ГК РФ (в редакции до 21.12.2021) в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом от 30.12.2020 N 866 Управления муниципального имущества города Пензы истец определен в качестве специализированной организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных сетей теплоснабжения, в том числе спорного линейного объекта.
При этом Управлению муниципального имущества города Пензы приказано провести необходимые мероприятия по признанию права собственности муниципального образования "город Пенза" на объекты теплоснабжения.
Согласно выписке из ЕГРН спорный объект поставлен на учет 20.12.2021 (л.д. 78) на основании заявления муниципального органа г. Пензы, с заявлением о признании права муниципальной собственности на спорный объект Управление муниципальной собственности города Пензы обратилось в суд общей юрисдикции 04.05.2022.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 21.12.2021 N 430-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 430-ФЗ) пункты 3, 4 статьи 225 ГК РФ дополнены положениями, предусматривающими возможность обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности, права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки его на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
Кроме того, статья 225 ГК РФ дополнена пунктом 5, в соответствии с которым с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, уполномоченными управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов; по истечении трех месяцев со дня постановки таких бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять их эксплуатацию, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Следовательно, право на обращение как с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов, так и с заявлением в суд о признании права собственности на них у лиц, обязанных в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, возникло с момента вступления в силу пункта 2 статьи 1 Закона N 430-ФЗ - с 21.12.2021.
Истец с настоящим иском обратился в арбитражный суд 30.03.2022.
При этом своим правом на обращение с заявлением о принятии на учет спорного бесхозяйного линейного объекта как лицо, осуществляющее эксплуатацию такого линейного объекта с 30.12.2020, истец не воспользовался.
Между тем ответчик приступил к реализации процедур, предусмотренных пунктом 3 статьи 225 ГК РФ, до вступления в силу Закона N 430-ФЗ.
Доказательств отказа уполномоченного органа муниципального образования от принятия в собственность спорного объекта в материалах дела не имеется.
При таких условиях отказ в иске не нарушает положений пункта 5 статьи 225 ГК РФ.
Иное создало бы ситуацию конкуренции прав, что не является целью введения пункта 5 статьи 225 ГК РФ Законом N 430-ФЗ.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 09.06.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2022 по делу N А49-3377/2022 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Н. Королёва |
Судьи |
Э.Р. Галиуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 21.12.2021 N 430-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 430-ФЗ) пункты 3, 4 статьи 225 ГК РФ дополнены положениями, предусматривающими возможность обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности, права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки его на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
Кроме того, статья 225 ГК РФ дополнена пунктом 5, в соответствии с которым с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, уполномоченными управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов; по истечении трех месяцев со дня постановки таких бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять их эксплуатацию, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Следовательно, право на обращение как с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов, так и с заявлением в суд о признании права собственности на них у лиц, обязанных в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, возникло с момента вступления в силу пункта 2 статьи 1 Закона N 430-ФЗ - с 21.12.2021.
Истец с настоящим иском обратился в арбитражный суд 30.03.2022.
При этом своим правом на обращение с заявлением о принятии на учет спорного бесхозяйного линейного объекта как лицо, осуществляющее эксплуатацию такого линейного объекта с 30.12.2020, истец не воспользовался.
Между тем ответчик приступил к реализации процедур, предусмотренных пунктом 3 статьи 225 ГК РФ, до вступления в силу Закона N 430-ФЗ.
Доказательств отказа уполномоченного органа муниципального образования от принятия в собственность спорного объекта в материалах дела не имеется.
При таких условиях отказ в иске не нарушает положений пункта 5 статьи 225 ГК РФ.
Иное создало бы ситуацию конкуренции прав, что не является целью введения пункта 5 статьи 225 ГК РФ Законом N 430-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 декабря 2022 г. N Ф06-24748/22 по делу N А49-3377/2022