г. Казань |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А55-9774/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кашапова А.Р.,
судей Ивановой А.Г., Третьякова Н.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия муниципального района Приволжский Самарской области "Тепло-11" Тихоновой Тамары Анатольевны
на определение Арбитражного суда Самарской области от 25.08.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2022
по делу N А55-9774/2016
по заявлению конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия муниципального района Приволжский Самарской области "Тепло-11" Тихоновой Тамары Анатольевны о компенсации уменьшения размера конкурсной массы в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Муниципального унитарного предприятия муниципального района Приволжский Самарской области "Тепло-11", ИНН 6330048851,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.12.2016 Муниципальное унитарное предприятие муниципального района Приволжский Самарской области "Тепло-11", ИНН 6330048851 признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утверждена Тихонова Тамара Анатольевна.
Конкурсный управляющий Тихонова Тамара Анатольевна обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором, с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила обязать Администрацию муниципального района "Приволжский" Самарской области компенсировать уменьшение конкурсной массы должника МУП "Тепло-11" в размере 68 954 000 руб.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.08.2022 заявление конкурсного управляющего Тихоновой Т.А. о компенсации уменьшения размера конкурсной массы удовлетворено частично. С Администрации муниципального района "Приволжский" Самарской области за счет казны муниципального образования в пользу МУП муниципального района Приволжский Самарской области "Тепло-11" взысканы денежные средства в сумме 118 873,78 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2022 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции судебным актом, конкурсный управляющий должником обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебное заседание заявитель кассационной жалобы, заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Арбитражного суда Поволжского округа и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий Тихонова Т.А. провела инвентаризацию имущества должника, по результатам которой было выявлено имущество, которое было включено в конкурсную массу должника.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2021 из конкурсной массы должника исключена часть имущества, относящегося к объектам централизованных систем холодного и горячего водоснабжения, в частности:
N |
Наименование недвижимого имущества |
кол-во |
дата возник. права муп. соб-ти |
Адрес (местоположение) |
площадь |
1659 |
Скважина |
1 |
2005 |
с. Кашпир |
16 |
1660 |
Скважина |
1 |
1978 |
с. Кашпир |
16 |
1661 |
Скважина |
1 |
1976 |
с. Кашпир |
16 |
1662 |
Скважина |
1 |
1975 |
п. Степняки, ул. 40 лет Октября |
16 |
1663 |
Скважина |
1 |
1998 |
п. Степняки, ул. 40 лет Октября |
16 |
1664 |
Скважина |
1 |
1976 |
п. Новоспасский |
16 |
1665 |
Башня Рожновского |
1 |
1975 |
с. Кашпир |
16 |
1667 |
Башня Рожновского |
1 |
1978 |
п. Степняки |
16 |
1668 |
Водопровод |
1 |
1985 |
с. Кашпир |
2000 |
1670 |
Скважина глубинная |
1 |
1985 |
п. Новоспасский |
16 |
1671 |
Внутренние сети водопровод |
1 |
1976 |
п. Новоспасский |
40 |
1672 |
Водопровод |
1 |
1975 |
п. Степняки |
1700 |
1673 |
Водопровод |
1 |
1978 |
п. Новоспасский |
7000 |
1674 |
Водопровод |
1 |
1975 |
с. Кашпир |
1500 |
1675 |
Буровая скважина |
1 |
1988 |
с. Давыдовка |
16 |
1676 |
Водопровод |
1 |
1969 |
с. Приволжье, ул. Молодежная |
7000 |
1677 |
Водопровод |
1 |
1966 |
с. Приволжье, ул. Молодежная |
3000 |
1678 |
Водопровод |
1 |
1987 |
с. Приволжье, ул. Ново-Садовая, ул. Молодежная |
1500 |
1679 |
Водопровод |
1 |
1989 |
с. Приволжье, ул. Молодежная |
3000 |
1680 |
Водопровод |
1 |
1989 |
с. Приволжье, ул. Молодежная |
3000 |
1681 |
Водопровод |
1 |
1986 |
с. Приволжье, ул. Молодежная |
9000 |
1682 |
Водопровод |
1 |
1988 |
с. Приволжье, ул. Молодежная |
5000 |
1683 |
Буровая скважина |
1 |
1992 |
с. Приволжье, ул. Молодежная |
16 |
1684 |
Буровая скважина N 1 |
1 |
1989 |
с. Приволжье, ул. Молодежная |
16 |
1685 |
Буровая скважина N 2 |
1 |
1992 |
с. Приволжье, ул. Молодежная |
16 |
1686 |
Буровая скважина N 3 |
1 |
1972 |
с. Приволжье, ул. Молодежная |
16 |
1687 |
Водонапорная башня |
1 |
1974 |
с. Приволжье, ул. Молодежная |
16 |
1688 |
Водопровод |
1 |
1989 |
с. Приволжье, ул. Молодежная |
2000 |
1689 |
Водонапорная башня |
1 |
1966 |
с. Приволжье, ул. Молодежная |
16 |
1690 |
Водонапорная башня |
1 |
1977 |
с. Приволжье, ул. Молодежная |
16 |
1691 |
Буровой колодец N 5 (2 шт.) |
2 |
1992 |
п. Ильмень, ул. 60 лет Октября |
32 |
1692 |
Буровой колодец N 4 (2 шт.) |
2 |
1992 |
п. Ильмень, ул. Центральная |
32 |
1693 |
Башня Рожновского N 4 |
1 |
1988 |
с. Озерецкое |
16 |
1694 |
Башня Рожновского (2 шт.) |
2 |
1988 |
п. Нижнеозерецкий |
32 |
1695 |
Водозабор (6 буровых колодцев) |
1 |
1987 |
п. Ильмень |
96 |
1696 |
Водопроводные сети N 5 |
1 |
1970 |
с.Озерецкое |
1600 |
1697 |
Водопроводные сети N 4 |
1 |
1972 |
п. Нижнеозерецкий |
3200 |
1698 |
Водопроводные сети |
1 |
1970 |
п. Ильмень |
6400 |
1700 |
Водонапорная башня (2 шт.) |
2 |
1973 |
с. Заволжье |
32 |
1701 |
Буровая скважина |
1 |
1973 |
с. Заволжье |
16 |
1702 |
Башня Рожновского |
1 |
1973 |
п. Томанский |
16 |
1703 |
Скважина |
1 |
1973 |
п. Томанский |
16 |
1704 |
Водопровод |
1 |
1981 |
с. Заволжье |
120 |
1705 |
Буровая скважина |
1 |
1976 |
п. Новоспасский |
16 |
1706 |
Буровая скважина с башней |
1 |
1978 |
п. Новоспасский |
16 |
1707 |
Буровая скважина (2 шт.) |
2 |
1975 |
п. Новоспасский |
32 |
1708 |
Буровая скважина |
1 |
1998 |
п. Новоспасский |
16 |
1709 |
Буровая скважина |
1 |
1978 |
п. Новоспасский |
16 |
1710 |
Водопровод с инженерными сетями |
1 |
1980 |
с. Бестужевка |
13700 |
1711 |
Водопровод |
1 |
1983 |
с. Приволжье, ул. Рабочая, Терешковой, 70 лет Октября, Авроры |
1200 |
1712 |
Хозводовод |
1 |
1985 |
с. Приволжье |
7200 |
1713 |
Водопровод |
1 |
1990 |
с. Приволжье, ул. Космонавтов |
360 |
1714 |
Внутренние сети водопровода |
1 |
1987 |
с. Приволжье, ул. Космонавтов |
150 |
1715 |
Водопровод к котельной |
1 |
1987 |
с. Приволжье, ул. Космонавтов |
150 |
1722 |
Насосная станция |
1 |
1978 |
с. Приволжье (Центральный водозабор) |
20 |
1724 |
Башня Рожновского |
1 |
2005 |
с. Приволжье (Центральный водозабор) |
16 |
1726 |
Башня Рожновского |
1 |
1995 |
с. Приволжье (Нефтебаза) |
16 |
1729 |
Водопровод |
1 |
1972 |
с. Спасское, ул. Галактионовская, Крестьянская |
3600 |
1733 |
Водозабор (водонапорные башни - 6 шт.) |
1 |
1986 |
с.Екатериновка |
120 |
1734 |
Скважина |
1 |
1986 |
с. Екатериновка |
16 |
1735 |
Водонапорная башня |
1 |
1969 |
с. Приволжье, ул. Ново-Садовая |
16 |
1736 |
Буровая скважина |
1 |
1992 |
с. Приволжье (Приморье) |
16 |
1737 |
Буровая скважина |
1 |
1973 |
с. Приволжье (Приморье) |
16 |
1738 |
Буровая скважина |
1 |
1969 |
с. Приволжье (Приморье) |
16 |
1739 |
Буровая скважина |
1 |
1978 |
с. Федоровка |
16 |
1740 |
Буровая скважина |
1 |
1978 |
с. Федоровка |
16 |
1741 |
Буровая скважина |
1 |
1974 |
с. Федоровка |
16 |
1742 |
Буровая скважина |
1 |
1978 |
с. Федоровка |
16 |
1743 |
Водокачка |
1 |
1966 |
с. Федоровка |
16 |
1744 |
Башня Рожновского |
1 |
1985 |
с. Софьино |
16 |
1745 |
Водокачка |
1 |
1966 |
с. Приволжье (Приморье) |
16 |
1746 |
Водопровод |
1 |
1981 |
с. Приволжье (ж/д N 25 по ул. Мичурина) |
650 |
1747 |
Водопроводная башня |
1 |
1970 |
с. Приволжье (центральный водозабор) |
36 |
1748 |
Буровая скважина с колодцами N 10 |
1 |
1989 |
с. Приволжье (центральный водозабор) |
400 |
1749 |
Водопровод |
1 |
1970 |
с. Приволжье, ул. Специалистов |
405 |
1750 |
Водопровод |
1 |
1970 |
с. Приволжье, ул. Мира |
1631 |
1751 |
Водопровод |
1 |
1970 |
с. Приволжье, ул. Полевая |
997 |
1752 |
Водопровод |
1 |
1970 |
с. Приволжье, ул. Юбилейная |
900 |
1753 |
Водопровод |
1 |
1970 |
с. Приволжье, ул. Набережная |
900 |
1754 |
Водопровод |
1 |
1970 |
с. Приволжье, ул. Октябрьская |
900 |
1755 |
Водопровод |
1 |
1970 |
с. Приволжье, ул. Комсомольская |
932 |
1756 |
Водопровод |
1 |
1970 |
с. Приволжье, ул. Восточная |
863 |
1757 |
Водопровод |
1 |
1970 |
с. Приволжье, ул. 50 лет Октября, квартал Мелиораторов |
5800 |
1758 |
Водопровод |
1 |
1970 |
с. Приволжье, ул. Зеленая Поляна, Первомайская, Мира (до моста), Профсоюзная, Парковая |
2685 |
1759 |
Водопровод |
1 |
1970 |
с. Приволжье, ул. Мелиоративная 30 лет Победы, 70 лет Октября |
1624 |
1760 |
Водопровод |
1 |
1970 |
с. Спасское, ул. РТС от центрального водозабора |
4163 |
1761 |
Водопровод |
1 |
1984 |
с. Спасское, ул. Луговая, Дорожная, Молодежная, Хлебозавод |
2200 |
1762 |
Водопровод |
1 |
1987 |
с. Приволжье, ул. Космонавтов |
1177 |
1763 |
Водопровод |
1 |
1987 |
с. Приволжье, ул. Строителей |
1565 |
1764 |
Водопровод |
1 |
1987 |
с. Приволжье, ул. Аэродромная |
603 |
1765 |
Водопровод |
1 |
1987 |
с. Приволжье, ул. Дачная |
433 |
1766 |
Водопровод |
1 |
1987 |
с. Приволжье, ул. Дорожная |
920 |
1767 |
Водопровод |
1 |
1987 |
с. Приволжье, ул. Лермонтова |
920 |
1768 |
Водопровод |
1 |
1987 |
с. Приволжье, ул. Аксакова |
920 |
|
|
|
|
|
|
2050 |
Сети горячего водоснабжения |
1 |
2013 |
с. Приволжье, ул. Мира, 011 |
249,2 |
2051 |
Тепловые сети |
1 |
2013 |
с. Приволжье, ул. Мира, 011 |
307,6 |
|
Дымовая труба |
1 |
1987 |
с. Приволжье, ул. Парковая, 29 |
|
2051 |
Дымовая труба |
1 |
1976 |
п.Новоспасский, ул. Ленина, 27 |
|
3501 |
Мини-котельная с двумя котлами |
1 |
2013 |
с. Приволжье, ул. Волжская, 3 |
|
3504 |
Модульная котельная Мощностью 0,5 МВт для автономного теплоснабжения, вентиляции и ГВС Центра детского творчества |
1 |
2013 |
с. Приволжье, ул. Мира, 011 |
|
По Акту приема-передачи от 03.08.2022 имущество, исключенное из конкурсной массы МУП муниципального района Приволжский Самарской области "Тепло-11", было передано в муниципальный район Приволжский Самарской области.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения конкурсного управляющего в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о компенсации уменьшения размера конкурсной массы на основании положений ст. ст. 131, 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), ст. 9 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Конкурсный управляющий Тихонова Т.А. указала, что балансовая стоимость изъятого имущества по состоянию на 06.03.2017 составляла 6 818 252 руб., рыночная стоимость изъятого имущества согласно отчету об оценке N 12/04-2017 (2) на 21.01.2017 составляла 69 574 000 руб. При этом по договору купли-продажи от 10.12.2019 отчуждена мини котельная мощность 0,5 МВт для автономного теплоснабжения, вентиляции и ГВС Центра детского творчества, балансовая стоимость которой составляла 3 980 381 руб.
Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции, руководствуясь Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 за N 2018-ст, Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", Налоговым кодексом Российской Федерации, пришел к выводу о том, что остаточная стоимость спорного имущества (99 объектов) по состоянию на 25.05.2022 составила 118 873,78 руб., в связи с чем требований конкурсного управляющего подлежат частичному удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Апелляционный суд отметил, что определяя размер подлежащей взысканию компенсации, суд первой инстанции правомерно исходил из невозможности взыскания рыночной стоимости спорного имущества с учетом его целевого назначения, социальной значимости и состояния изъятых объектов, а с другой стороны учитывал, что сумма, подлежащая взысканию в качестве компенсации с учетом необходимости соблюдения принципов разумности и соразмерности, обеспечения баланса интересов должника и кредиторов, не может превышать балансовой остаточной стоимости, указанной в перечне имущества.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обратил внимание, что предметом изъятия являлись 99 объектов, относящихся к системам водоснабжения, балансовая стоимость которых по состоянию на 06.03.2017 составляла 6 818 252 руб.
Согласно Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 16 "Основные средства" (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н) балансовая стоимость это сумма, в которой актив признается после вычета сумм накопленной амортизации и накопленных убытков от его обесценения.
Таким образом, для признания обоснованной балансовой стоимости объекта необходимо понимание правильности ранее произведенной амортизации (систематического распределения амортизируемой величины актива на протяжении срока его полезного использования) и переоценки.
С учетом периода ввода в эксплуатацию основных средств (преимущественно 1970-1987 годы), отсутствия информации о произведенных вложениях, а также приняв во внимание отсутствие каких-либо изменений в учетных величинах балансовой стоимости с 2016 для каждого объекта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанная конкурсным управляющим балансовая стоимость не может быть принята в качестве безусловного и единственного критерия оценки для цели определения размера компенсации изъятого имущества.
Судом первой инстанции принят во внимание произведенный Администрацией муниципального района Приволжский Самарской области согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ), утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 за N 2018-ст и в соответствии с Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", Налоговым кодексом Российской Федерации, расчет остаточной стоимости спорного имущества (99 объектов) по состоянию на 25.05.2022, который составил 118 873,78 руб.
Поскольку передача муниципальному образованию систем водоснабжения и водоотведения обусловлена публичными интересами по сохранению их целевого назначения и обеспечению надлежащего содержания, использования в интересах жизнеобеспечения населения района, а также продиктовано необходимостью соблюдения принципов разумности, соразмерности и обеспечения баланса интересов должника и кредиторов, судом первой инстанции учтено, что размер компенсации за переданное имущество не может превышать его остаточной стоимости.
Суд апелляционной инстанции отметил, что остаточная стоимость имущества характеризует степень износа основных средств и дает понимание реальной цены актива на определенную дату.
При этом расчет, произведенный Администрацией муниципального района Приволжский Самарской области, конкурсным управляющим не оспорен, контррасчет не представлен.
Отчет об оценке N 12/04-2017 (2) на 21.01.2017, не может быть принят во внимание для установления стоимости спорного имущества, поскольку отчет был составлен для целей продажи имущества в условиях конкурсного производства, на что прямо указано в Отчете. При этом, согласно п. 17 Отчета, итоговая величина стоимости объекта оценки, определенная в данном Отчете, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если от даты составления Отчета до даты совершения сделки прошло не более 6 месяцев.
Кроме того, вопреки доводам конкурсного управляющего, в настоящем случае стандарты ФСБУ 6/2022 не подлежат применению, поскольку в соответствии с п. 2 Приказа Минфина России N 20н от 17.09.2022 "Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" применяются, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год.
Суд кассационной инстанции оснований для отмены судебных актов не усматривает.
В силу части 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ). При этом действия по распоряжению закрепленным за унитарным предприятием имуществом должны быть обусловлены прежде всего задачами его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного имущества.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности и иных не противоречащих законодательству источников.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 131 Закона о банкротстве, все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
В соответствии с п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; привлечь оценщика для оценки имущества должника, принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное данным Федеральным законом имущество (п. 2 ст. 131 Закона о банкротстве).
Согласно п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 указанного Федерального закона.
Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 указанной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (п. 5 ст. 132 Закона о банкротстве).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Как отмечено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 (вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике"), названный закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 640-О и от 28.05.2013 N 875-О).
Таким образом, несмотря на отсутствие возможности включения указанных объектов в конкурсную массу должника, необходимо принимать во внимание, что такие объекты, равно как и иное изъятое имущество должника, находились в его хозяйственном ведении, следовательно, должник и его кредиторы вправе рассчитывать на получение соответствующей компенсации их стоимости.
Как разъяснено в ответе на вопрос N 2 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019), споры о возврате названных объектов в публичную собственность и (или) споры, связанные с выплатой компенсации за такой возврат, рассматриваются арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника.
Исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, АПК РФ, руководствуясь положениями действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили правовую природу спорных правоотношений, с достаточной полнотой установили все существенные для дела обстоятельства, которым дали надлежащую правовую оценку и пришли к правильным выводам о не доказанности совокупности условий, необходимых для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности.
Приведенные конкурсным управляющим в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают, не свидетельствуют о допущении судами нарушений норм материального и (или) процессуального права и не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку, по сути, сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой обстоятельств спора, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов.
В соответствии со статьями 286 и 287 АПК РФ кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 25.08.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2022 по делу N А55-9774/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Р. Кашапов |
Судьи |
А.Г. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как отмечено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 (вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике"), названный закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 640-О и от 28.05.2013 N 875-О)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 февраля 2023 г. N Ф06-28397/22 по делу N А55-9774/2016
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21374/2022
16.02.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-28397/2022
16.11.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14764/2022
03.03.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14946/2022
14.12.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17657/2021
21.07.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9116/2021
13.05.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3932/19
26.02.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18178/17
26.09.2017 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-9774/16
14.12.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-9774/16
08.08.2016 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-9774/16