г. Казань |
|
01 марта 2023 г. |
Дело N А65-21551/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2023 года.
Судья Арбитражного суда Поволжского округа Закирова И.Ш., рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.10.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022
по делу N А65-21551/2022
по заявлению Габдрахманова Халиля Накиповича, д.Шишинер Республики Марий Эл, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (ИНН 1655065057, ОГРН 1051622021978), г.Казань, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Кар Ассистанс" (ИНН 1655407180, ОГРН 1181690074928), г.Казань, об оспаривании определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Габдрахманов Халиль Накипович (далее - заявитель, Габдрахманов Х.Н.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене определения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - административный орган, Управление) от 25.07.2022 об отказе в возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кар Ассистанс" (далее - ООО "Кар Ассистанс", общество) дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
ООО "Кар Ассистанс" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.10.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 решение Арбитражного суда Республики Татарстан оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам и установленным по делу обстоятельствам, просит ранее принятые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции Управление указало, что при вынесении оспариваемого определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении правомерно были учтены ограничения, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336), которое устанавливает мораторий на проведение в 2022 году плановых проверок, а также запрет о возбуждении дела об административном правонарушении, кроме как в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Управление полагает, что факты, изложенные в обращении Габдрахманова Х.Н., не являлись основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении ООО "Кар Ассистанс".
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Кассационная жалоба по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, пунктом 55 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
В административный орган поступила жалоба Габдрахманова Х.Н. на действия ООО "Кар Ассистанс" при заключении договора от 30.04.2022 N KAN-А3-0000218357 ("Автодруг-3"), нарушающие права потребителя.
По результатам рассмотрения материалов жалобы административный орган вынес определение от 25.07.2022 об отказе в возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ.
Не согласившись с определением административного органа, Габдрахманов Х.Н. обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения состоит в обмеривании, обвешивании или обсчете потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо ином обмане потребителей. Для квалификации действий по части 1 статьи 14.7 КоАП РФ необходимо установить факт обмана потребителя, выразившегося в одной или нескольких конкретных формах, предусмотренных указанной нормой, или в любой иной форме преднамеренного введения другого лица в заблуждение. При этом обман потребителя в любом случае предусматривает умышленные действия по введению потребителя в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 8 Закона о защите прав потребителей потребитель потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работа, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, слугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Причем, цена в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы относятся к информации, которая должна содержаться в обязательном порядке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.
Указанные в части 1 материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии сообщений и заявлений физических и юридических лиц, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения и заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении на основании частей 3 и 4 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в арбитражный суд.
По результатам анализа условий договора от 30.04.2022 N KAN-А3-0000218357 ("Автодруг-3") на оказание консультационных услуг и помощи на дорогах, заключенного между ООО "Кар Ассистанс" и Габдрахмановым Х.Н. (клиент), сертификата к договору (акт об оказании услуг), Управление пришло к выводу о том, что проставление потребителем собственноручной подписи в сертификате к договору (акте об оказании услуг) в совокупности с его последующим поведением по оплате стоимости дополнительной услуги свидетельствует о его согласии на получение дополнительной услуги, выраженном прямо, недвусмысленно и таким способом, который исключал бы сомнения относительно его намерений.
По мнению административного органа, изложенное свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ, в связи с чем оснований для возбуждения в отношении ООО "Кар Ассистанс" дела об административном правонарушении не имеется.
Суды признали данные выводы Управления необоснованными, поскольку при заключении абонентского договора и подписании акта об оказании услуг к договору ООО "Кар Ассистанс" умышленно, с целью получения прибыли, навязало заведомо ненужный потребителю комплекс консультационных услуг, при том, что потребитель на этот момент не нуждался в консультации по условиям кредитных и страховых программ, поскольку уже получил кредит и заключил договор страхования, а денежные средства на оплату указанных услуг перечислены из кредитных средств.
В связи с изложенным, судами отмечено, что вывод административного органа об отсутствии оснований для возбуждения в отношении ООО "Кар Ассистанс" дела об административном правонарушении является преждевременным.
Административный орган сослался на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлен особый порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Согласно Постановлению N 336 дело об административном правонарушении может быть возбуждено только по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного в рамках Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле). Факты, изложенные в обращении, не являются основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия. Данные обстоятельства в силу пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключают производство по делу об административном правонарушении
Судами признали данные доводы Управления неправомерными, поскольку порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются только Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, судами отмечено, что из вышеприведенных норм не следует, что доказательства по делу об административном правонарушении могут быть установлены должностными лицами только по результатам проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора), на ограничение проведения которых и направлено Постановление N 336.
Более того, непроведение контрольных мероприятий даже при наличии Постановления N 336 не является основанием, исключающим возможность возбуждения Управлением в отношении совершившего административное правонарушение общества, производства по делу об административном правонарушении, то есть составления протокола об административном правонарушении.
Пунктом 3 части 3 статьи 1 Закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле предусмотрено, что для целей данного Федерального закона производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях не относятся к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.
Таким образом, нормы Закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле не распространяются на правоотношения, связанные с привлечением лица к административной ответственности.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях требований в части сроков на выяснение вопросов по статье 26.1 КоАП РФ, составление протокола об административном правонарушении или вынесения определения об отказе в возбуждении дела, а также на рассмотрение дела не содержит.
Фактически административный орган, ссылаясь в кассационной жалобе на положения постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, полагает, что он лишен возможности возбуждать дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.7 КоАП РФ, а, следовательно, допускает безнаказанное совершение таких правонарушений на весь период действия постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336.
Однако, из положений постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 такого не следует.
При таких обстоятельствах судами сделан правильный вывод о необоснованности выводов Управления об отсутствии оснований для возбуждения в отношении третьего лица дела об административном правонарушении.
Исследовав и оценив представленные в дело документы в их взаимосвязи и совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ, установив обстоятельства, имеющие значение настоящего дела, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
В целом, изложенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Все приведенные в кассационной жалобе доводы отклоняются кассационной инстанцией, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судами норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном сводятся к переоценке доказательств, то есть направлены исследование доказательств и установление обстоятельств по делу иным образом, чем установлено судами первой и суд апелляционной инстанции. Изложенное не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу положений части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 АПК РФ постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.10.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 по делу N А65-21551/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 части 3 статьи 1 Закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле предусмотрено, что для целей данного Федерального закона производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях не относятся к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.
Таким образом, нормы Закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле не распространяются на правоотношения, связанные с привлечением лица к административной ответственности.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях требований в части сроков на выяснение вопросов по статье 26.1 КоАП РФ, составление протокола об административном правонарушении или вынесения определения об отказе в возбуждении дела, а также на рассмотрение дела не содержит.
Фактически административный орган, ссылаясь в кассационной жалобе на положения постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, полагает, что он лишен возможности возбуждать дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.7 КоАП РФ, а, следовательно, допускает безнаказанное совершение таких правонарушений на весь период действия постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336.
Однако, из положений постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 такого не следует."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 марта 2023 г. N Ф06-734/23 по делу N А65-21551/2022