г. Казань |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А55-11353/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Ольховикова А.Н.,
при участии представителя:
заявителя - Руденко Н.А., доверенность от 09.01.2023,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального автономного учреждения городского округа Тольятти "Культурный Центр Автоград"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.09.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022
по делу N А55-11353/2022
по заявлению муниципального автономного учреждения городского округа Тольятти "Культурный Центр Автоград" к Контрольно-счетной палате городского округа Тольятти Самарской области, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ИП Кусайко Андрея Александровича, общества с ограниченной ответственностью "БИФАЙВ", Администрации г.о. Тольятти, о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное автономное учреждение городского округа Тольятти "Культурный Центр Автоград" (далее - МАУ "КЦ "Автоград", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании предписания от 28.02.2022 N 2, вынесенного Контрольно-счетной палатой городского округа Тольятти Самарской области (далее - КСП г.о. Тольятти, заинтересованное лицо), недействительным, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.09.2022, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
МАУ "КЦ "Автоград" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В отзыве КСП г.о. Тольятти, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей (кроме заявителя) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти на IV квартал 2021 года, утвержденным распоряжением председателя контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти от 24.09.2021 N 8, проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, средств, полученных от приносящей доход деятельности, и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом МАУ г.о. Тольятти "Культурный Центр "Автоград" за 2019-2020 годы" по результатам которой составлен акт проверки от 13.01.2022 и выявлено следующее нарушение.
В нарушение пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ), Устава Учреждения, пункта 1.1. Соглашения от 17.01.2019 N 201-дг/3.3 о предоставлении субсидии муниципальному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения им муниципального задания в 2019 году, МАУ КЦ "Автоград" допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 75 тыс. руб. на оплату услуг по разработке сайта для муниципальных нужд г.о. Тольятти (сайт "карта активности городских общественных пространств для продвижения культурных проектов и социо-культурных проектов, обеспечивающей информирование о многообразии и равномерности культурного обслуживания"), в связи с тем, что данные виды расходов не относятся к основному виду деятельности Учреждения.
КСП г.о. Тольятти 28.02.2022 заявителю выдано предписание N 2 (далее - предписание), в соответствии с которым МАУ КЦ "Автоград" предписано:
1. Произвести возврат средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания за 2019 год в сумме 75 тыс. руб., использованных не по целевому назначению, в связи с неправомерной оплатой услуг по разработке сайта для муниципальных нужд городского округа Тольятти.
2. Исполнить настоящее предписание в срок до 01.04.2022.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленное нарушение.
4. По результатам исполнения настоящего предписания и принятых мерах незамедлительно уведомить контрольно-счетную палату.
5. Неисполнение в установленный срок настоящего предписания влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Посчитав предписание не соответствующим требованиям закона и нарушающим права и законные интересы заявителя, МАУ КЦ "Автоград" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе, в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Статьями 28 и 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В силу пунктов 1, 3 статьи 78 БК РФ субсидии субъектам хозяйственной деятельности предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Полномочия контрольно-счетной палаты на проведение проверок использования бюджетных средств предусмотрены статьей 265 БК РФ, Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ) и Решением Думы г.о. Тольятти Самарской области от 22.12.2021 N 1138, которым утверждено Положение о контрольно-счетной палате г.о. Тольятти Самарской области.
Представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с частью 2 статьи 268.1 БК РФ и статьей 16 Федерального закона N 6-ФЗ.
На основании указанных положений российского законодательства проверка в отношении Учреждения проведена КСП г.о. Тольятти в соответствии с действующим законодательством в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии со статьей 306.4. БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона N 174-ФЗ, учредителем формируется и утверждается государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания для автономного учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (часть 4 статьи 4 Федерального закона N 174-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено, что МАУ "Культурный Центр "Автоград" создано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" на основании постановления мэрии г.о. Тольятти от 16.12.2009 N 2823-п/1 "Об учреждении муниципального автономного учреждения г.о. Тольятти "Дворец культуры, искусства и творчества" путем его учреждения (МАУ "ДКИТ"). Распоряжением заместителя главы г.о.Тольятти от 26.10.2018 N 9031-р/З наименование муниципального автономного учреждения г.о. Тольятти "Дворец культуры, искусства и творчества" изменено на МАУ "Культурный Центр "Автоград".
Согласно пункту 1.4 Устава МАУ "КЦ "Автоград" учредителем учреждения является муниципальное образование г.о. Тольятти. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет администрация г.о. Тольятти. Учреждение находится в ведомственном подчинении Департамента культуры администрации г.о. Тольятти.
Судом первой инстанции установлено, что на основании соглашения от 17.01.2019 N 201-дг/3.3. администрация г.о. Тольятти предоставила МАУ КЦ "Автоград" субсидию на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, утвержденного постановлением администрации г.о.Тольятти от 29.12.2018 N 3972-п/1, из бюджета городского округа в размере 64 508 тыс. руб.
МАУ КЦ "Автоград" с ООО "БИФАЙВ" 20.05.2019 заключен договор N 25.01/2019 на оказание услуг по разработке дизайна сайта "карта активности городских общественных пространств для продвижения культурных проектов и социо-культурных проектов, обеспечивающей информирование о многообразии и равномерности культурного обслуживания" (далее - культурная карта г.о.Тольятти). Разработанный дизайн сайта передан по акту МАУ "КЦ "Автоград". Оплата по договору произведена за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания платежными поручениями от 10.07.2019 N 695, от 25.09.2019 N 972 на общую сумму 75 000 руб. Согласно инвентарной карточке учета нефинансовых активов N 2470, дизайн сайта принят к учету МАУ "КЦ "Автоград", то есть является собственностью заявителя.
Согласно акту об отчуждении исключительных прав к договору от 20.05.2019 N 25.01/2019, являющимся приложением N 2 к договору от 20.05.2019 N 25.01/2019, сайт "Культурная карта г.о.Тольятти" является информационной площадкой, учрежденной Департаментом культуры г.о.Тольятти в сети интернет. Он содержит информацию о культуре, учреждениях культуры, афишу мероприятий, различных коллективах и персоналиях. Также сайт содержит каталог инициатив в сфере культуры, которые нуждаются в поддержке со стороны городского сообщества.
Судом первой инстанции отмечено, что проверкой установлено, что пополнение данного сайта в течение 2019-2020 годов осуществлялось как работниками учреждения (сектор информации и коммуникации), так и другими учреждениями культуры г.о. Тольятти.
Довод заинтересованного лица о том, что разработка сайта осуществлена для муниципальных нужд г.о. Тольятти и не может быть расценена в качестве муниципальной услуги, оказываемой учреждением, так как потребность в данных услугах возникает у органа местного самоуправления, суд первой инстанции признал правомерным.
Из буквального толкования части 1 статьи 2 Федерального закона N 174-ФЗ следует, что автономные учреждения создаются в целях выполнения работ или оказания услуг, а не в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления.
Наделение автономного учреждения функциями органа местного самоуправления, а также совмещение указанных функций с функциями хозяйствующего субъекта не соответствует требованиям части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Также в соответствии с правовой позицией, отраженной в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019, из системного толкования положений Закона об автономных учреждениях, Методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1505-р, следует, что для исполнения государственных функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.
Суд первой инстанции сделал вывод, что действующее законодательство не содержит положений, указывающих на то, что вопросы местного значения, равно как и полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в части либо в полном объеме, могут быть переданы муниципальным автономным учреждениям.
Так как потребность в данных услугах возникла у муниципального образования - городского округа Тольятти, исполнение Департаментом культуры администрации г.о.Тольятти возложенных на него функций по обобщению информацию о культурных процессах, ресурсах и инициативах населения г.о. Тольятти должно осуществляться путем проведения закупки на разработку указанного сайта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Также КСП г.о. Тольятти установлено, что разработка сайта "карта активности городских общественных пространств для продвижения культурных проектов и социокультурных проектов, обеспечивающей информирование о многообразии и равномерности культурного обслуживания" не относится к основному виду деятельности учреждения, не относятся к тем видам работ и услуг, выполнение которых осуществляется в рамках исполнения муниципального задания учреждением.
Довод МАУ "КЦ "Автоград" о том, что заявитель был не вправе отказываться от выполнения муниципального задания, судом первой инстанции был отклонен, так как в муниципальном задании, утвержденном постановлением администрации г.о.Тольятти от 29.12.2019 N 3972-п/1 для МАУ КЦ "Автоград", не содержится информация о заключении договоров.
Судом первой инстанции было установлено и заявителем не отрицается, что для размещения банка данных о клубных формированиях и деятельности заявителя, в рамках работы в соответствии с уставной деятельностью МАУ КЦ "Автоград" заключен другой договор с ООО "БИФАЙВ" от 01.04.2019 N 01-03/2019/56.06/2019 на оказание услуг по разработке дизайна "avtogradcc.ru" для собственных нужд учреждения в сумме 75 000 руб.
Согласно акту об отчуждении исключительных прав, являющимся приложением к указанному договору N 01-03/2019/56.06/2019, сайт МАУ "КЦ "Автоград" является официальным представительством учреждения в сети интернет. Сайт содержит разделы с информацией для посетителей МАУ "КЦ "Автоград" афиша, новости, фото и видео отчеты, коллективы, студии, пространства.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование КСП г.о.Тольятти произвести возврат средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания за 2019 год в сумме 75 000 руб., использованных не по целевому назначению, в связи с неправомерной оплатой услуг по разработке сайта для муниципальных нужд г.о. Тольятти, установленное в предписании МАУ КЦ "Автоград" от 28.02.2022 N 2, является законным и обоснованным, предписание от 28.02.2022 N 2 выдано МАУ КЦ "Автоград" в соответствии с требованиями закона в рамках полномочий КСП г.о. Тольятти, и отказал МАУ "КЦ "Автоград" в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, согласился с выводами суда первой инстанции. отметив, что автономное учреждение и бюджетное учреждение создаются публично-правовым образованием для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные (муниципальные) функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.
В кассационной жалобе МАУ "КЦ "Автоград" оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, настаивая на своих доводах, заявленных в судах первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств. В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит основания для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.09.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А55-11353/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наделение автономного учреждения функциями органа местного самоуправления, а также совмещение указанных функций с функциями хозяйствующего субъекта не соответствует требованиям части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Также в соответствии с правовой позицией, отраженной в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019, из системного толкования положений Закона об автономных учреждениях, Методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1505-р, следует, что для исполнения государственных функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.
Суд первой инстанции сделал вывод, что действующее законодательство не содержит положений, указывающих на то, что вопросы местного значения, равно как и полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в части либо в полном объеме, могут быть переданы муниципальным автономным учреждениям.
Так как потребность в данных услугах возникла у муниципального образования - городского округа Тольятти, исполнение Департаментом культуры администрации г.о.Тольятти возложенных на него функций по обобщению информацию о культурных процессах, ресурсах и инициативах населения г.о. Тольятти должно осуществляться путем проведения закупки на разработку указанного сайта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 марта 2023 г. N Ф06-1606/23 по делу N А55-11353/2022