г. Казань |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А72-7140/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Мосунова С.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителя:
Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области - Калашниковой О.Е., доверенность от 22.12.2022,
в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "СиС" извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СиС"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.10.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2022
по делу N А72-7140/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СиС" к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании недействительным требования налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СиС" (далее - Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее - Управление) о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ульяновской области (далее - Инспекция N 8) от 27.11.2020 N 7ЕТ.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.10.2022. оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2022, в удовлетворении заявления Общества отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. Заявитель жалобы не согласен с выводами судов о пропуске им трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд. Кроме того, заявитель ссылается на невозможность исполнения требования об уплате налога, так как обжалуемое требование содержит реквизиты несуществующего юридического лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска (далее - Инспекция по Заволжскому району), прекратившей свое существование в связи с реорганизацией.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, просило рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, Инспекцией по Заволжскому району проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов за период с 26.09.2018 по 20.05.2019, по результатам рассмотрения материалов которой вынесено решение от 20.08.2020 N 13-11/3 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде штрафа в размере 305 764 руб. Этим же решением налогоплательщику доначислены налоги в общей сумме 16 792 983 руб. и начислены пени в общей сумме 6 399 980,4 руб.
Решением Управления от 25.11.2020 N 07-07/18643@ решение Инспекции по Заволжскому району от 20.08.2020 N13-11/3 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-15191/2020 от 16.03.2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19.09.2022, в удовлетворении заявления Общества о признании недействительным решения Инспекции по Заволжскому району от 20.08.2020 N13-11/3 отказано.
На основании указанного решения Инспекции по Заволжскому району Инспекция N 8 направила в адрес Общества требование N 7ЕТ об уплате налогов, пеней и штрафов в общей сумме 20 497 216,43 руб. по состоянию на 27.11.2020
Не согласившись с названным требованием налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пункту 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно пункту 9 статьи 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.2 НК РФ в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Как установлено Арбитражным судом Ульяновской области в решении от 16.03.2022 по делу N А72-15191/2020, поданная Обществом апелляционная жалоба на решение Инспекции по Заволжскому району от 20.08.2020 N 13-11/3 оставлена без удовлетворения решением Управления от 25.11.2020 N 07-07/18643@.
Таким образом, решение Инспекции по Заволжскому району от 20.08.2020 N 13-11/3 вступило в законную силу 25.11.2020.
Согласно пункту 3 Положения об Инспекции N 8, утвержденного Управлением 30.04.2019, до реорганизации налоговых органов Ульяновской области Инспекция N 8 осуществляла функции по применению мер принудительного взыскания, обеспечения поступления в бюджетную систему Российской Федерации сумм задолженности по налогам, сборам, страховым взносам и другим обязательным платежам на всей территории Ульяновской области.
В связи с отсутствием отплаты сумм, доначисленных по результатам указанной выше выездной налоговой проверки, 27.11.2020 Инспекцией N 8 вынесено оспариваемое требование, направленное Обществу по телекоммуникационным каналам связи 27.11.2020 и полученное последним 08.12.2020, что подтверждается имеющейся в материалах дела квитанцией о приеме.
Таким образом, судами сделан верный вывод о том, что обжалуемое требование выставлено Инспекцией N 8 в пределах установленного пунктом 2 статьи 70 НК РФ двадцатидневного срока; нарушений процедуры выставления и направления требования не имеется.
Довод Общества о нарушении сроков вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки был рассмотрен Арбитражным судом Ульяновской области при рассмотрении дела N А72-15191/2020 и отклонен как несостоятельный.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативного акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Установив, что обжалуемое требование направлено Обществу по телекоммуникационным каналам связи 27.11.2020 и получено им 08.12.2020, в связи с чем срок для обжалования требования в судебном порядке истек 08.03.2021, суды предыдущих инстанций обоснованно пришли к выводу о пропуске заявителем трехмесячного срока для обжалования требования налогового органа.
Посчитав, что оснований для восстановления срока на подачу заявления не имеется, поскольку приостановление судом действия решения по выездной налоговой проверке не приостанавливает срок на подачу заявления об оспаривании требования об уплате налога, выставленного на основании данного решения, суды правомерно отказали в удовлетворении заявления Общества.
Довод Общества о том, что обжалуемое требование содержит реквизиты Инспекции по Заволжскому району как получателя платежа, которое является несуществующим юридическим лицом, был предметом рассмотрения судов двух инстанций и правомерно отклонен, поскольку на момент выставления оспариваемого требования (27.11.2020) Инспекция по Заволжскому району как юридическое лицо существовало (реорганизация налоговых органов Ульяновской области осуществлена 28.03.2022 в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 15.12.2021 N ЕД-7-4/1083 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области") и являлось получателем денежных средств по указанному требованию.
В соответствии со статьей 71 НК РФ в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.
В рассматриваемом случае, как верно указали суды, обязанность Общества по уплате налога, сбора или страховых взносов после направления обжалуемого требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа не изменилась, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для направления уточненного требования.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку также были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.10.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2022 по делу N А72-7140/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Т. Сибгатуллин |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Общества о том, что обжалуемое требование содержит реквизиты Инспекции по Заволжскому району как получателя платежа, которое является несуществующим юридическим лицом, был предметом рассмотрения судов двух инстанций и правомерно отклонен, поскольку на момент выставления оспариваемого требования (27.11.2020) Инспекция по Заволжскому району как юридическое лицо существовало (реорганизация налоговых органов Ульяновской области осуществлена 28.03.2022 в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 15.12.2021 N ЕД-7-4/1083 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области") и являлось получателем денежных средств по указанному требованию.
В соответствии со статьей 71 НК РФ в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 марта 2023 г. N Ф06-1476/23 по делу N А72-7140/2022