г. Казань |
|
16 мая 2023 г. |
Дело N А65-26631/2022 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе судьи Хлебникова А.Д., рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 ноября 2022 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного с уда от 6 февраля 2023 года,
по делу N А65-26631/2022
по заявлению Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма "Сарман" о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма "Сарман" (далее - Общество) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 84 441,44 руб. и пеней в размере 4 952,52 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 ноября 2022 года в удовлетворении требования отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Дело рассматривалось в судах первой и апелляционной инстанций в порядке упрощенного производства.
Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Управления.
Обществом с ограниченной ответственностью Агрофирма "Сарман" представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично, без вызова сторон в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, пунктом 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Обществом в Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования были предоставлены исходные данные о природопользовании - декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 г., статистическая отчетность 2-ТП Воздух.
Управлением при рассмотрении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год было выявлено, что Обществом применялся неверный коэффициент к ставке платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами сверх ВРВ, НДВ, ТН (Кср/Кпр). Так, эксплуатируя объект II категории (код объекта 92-0116-003619-П) при отсутствии комплексных экологических разрешений, выданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также при отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ответчик использовал коэффициент 25.
Управлением произведен перерасчет всей суммы в соответствии с фактическими данными по формуле пункта 21(1) Постановления Правительства от 03.03.2017 г. N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" с применением коэффициента 100, в результате которого сумма платы составила 112589,12 руб., с учетом произведенной ответчиком оплаты по представленной декларации, сумма платы за НВОС за 2021 год, подлежащая доначислению, составила 84 441,84 руб.
В адрес Общества было направлено требование об уплате указанной задолженности и пени в размере 4 952,52 руб.
В связи с тем, что Общество не оплатило доначисленную сумму, Управление обратилось в арбитражный суд с требованием о ее взыскании.
Отказывая в удовлетворении заявленного Управлением требования суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Общества платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год и пеней за несвоевременное внесение данной платы.
Суд округа считает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В статье 16 Закона об охране окружающей среды определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее -выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Согласно пункту 2 Правил N 255 плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 255 плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
Согласно пункту 8 Правил N 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года N 131 б-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 года N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее соответственно - постановление N 913, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Пунктами 9 - 10 Правил N 255 определено, что платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; б) в отношении каждого класса опасности отходов.
При определении платежной базы учитываются:
а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее -лимиты на выбросы и сбросы);
в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте "б" настоящего пункта;
г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
В соответствии с п. 11(3) Правил N 255 при исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. В отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, такие лица используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил.
В силу п. 12 Правил N 255 при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил.
Поскольку, как установлено судами, Обществом декларация о воздействии на окружающую среду за период с начала 2021 года по 28.09.2021 не предоставлялась, то при выборе формулы для расчета им были применены положения п. 21 (1) Правил N 255.
Так, в соответствии с п. 21(1) Правил N 255 при отсутствии комплексных экологических разрешений, выданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, при непредставления лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ а также в случае, предусмотренном пунктом 12(1) настоящих Правил (Пср), рассчитывается по формуле
где Мсрi - фактический объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, тонна (куб. м).
Нпл1 - ставка платы за выброс или сброс 1-го загрязняющего вещества, применяемая в соответствии с постановлением N 39, рублей/тонна (рублей/куб. м);
Кот - дополнительный коэффициент к ставкам платы в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, равный 2;
Кво - коэффициент к ставкам платы за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросах загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды), равный 0,5.
Для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, коэффициент Кср с 1 января 2020 г. применяется равным 25.
В рассматриваемом пункте Правил иной коэффициент, либо коэффициент для лиц, осуществляющих деятельность на объектах 1 и 2 категории в отсутствие КЭР и при непредставлении декларации, не установлен.
Судами верно отмечено, что норма, установленная п. 5 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", также не позволяет распространить значение применяемого коэффициента для случаев превышения установленных лимитов, в том числе и на случай их полного отсутствия.
В рассматриваемой ситуации, при исчислении платы подлежит применению пункт 12 Правил N 255, который прямо предусматривает применение формулы, указанной в п. 21(1), а не формулы, отраженной в п. 21, применяемой при превышении установленных лимитов.
Исходя из конструкции нормы пункта 21(1), допустимо либо применение коэффициента Кср в значении равном 25 для всех субъектов, либо освобождение субъектов, осуществляющих деятельность на объектах 1 и 2 категории от применения этого коэффициента в целом, что, однако противоречит смыслу законодательства об охране окружающей среды, и не способствует стимулированию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий.
Применение же к данной ситуации коэффициента Кср в значении 100, прямо законом не предусмотренном, ухудшает положение субъектов хозяйствующей деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, по сравнению с ранее действовавшим законодательством.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание внесение Обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере, рассчитанном в соответствии с п. 21(1) Правил N 255, суды обоснованно не нашли правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании доначисленной платы и пени.
В целом, изложенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Все приведенные в кассационной жалобе доводы отклоняются кассационной инстанцией, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судами норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном сводятся к переоценке доказательств, то есть направлены исследование доказательств и установление обстоятельств по делу иным образом, чем установлено судами первой и суд апелляционной инстанции. Изложенное не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу положений части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 АПК РФ постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2023 года по делу N А65-26631/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Хлебников А.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами верно отмечено, что норма, установленная п. 5 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", также не позволяет распространить значение применяемого коэффициента для случаев превышения установленных лимитов, в том числе и на случай их полного отсутствия.
В рассматриваемой ситуации, при исчислении платы подлежит применению пункт 12 Правил N 255, который прямо предусматривает применение формулы, указанной в п. 21(1), а не формулы, отраженной в п. 21, применяемой при превышении установленных лимитов.
...
Применение же к данной ситуации коэффициента Кср в значении 100, прямо законом не предусмотренном, ухудшает положение субъектов хозяйствующей деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, по сравнению с ранее действовавшим законодательством.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание внесение Обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере, рассчитанном в соответствии с п. 21(1) Правил N 255, суды обоснованно не нашли правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании доначисленной платы и пени."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2023 г. N Ф06-3090/23 по делу N А65-26631/2022