г. Казань |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А65-11404/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
при участии представителей:
истца - Горюновой К.С. (доверенность от 12.03.2023),
ответчика - Пашина Д.. (доверенность от 31.12.2020),
в отсутствие третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергопартнер+"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023
по делу N А65-11404/2022
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергопартнер+" (ИНН 1660348100, ОГРН 1201600050464) к акционерному обществу "Сетевая компания" (ОГРН 1021602830930, ИНН 1655049111) о взыскании денежных средств,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энергопартнер+" (далее - истец, ООО "Энергопартнер+") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к акционерному обществу "Сетевая компания" (далее - ответчик, ООО "Сетевая компания") о взыскании 19 513 870,15 руб. убытков.
К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам (далее - третье лицо, комитет).
постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Ответчик представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, принятые по делу судебные акты без изменения.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явились представители сторон.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ), представителей в суд не направило.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела и проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, только в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, приходит к следующим выводам.
Как следует из искового заявления, истец - ООО "Энергопартнер+" осуществляет эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, планируя оказывать услуги по передаче электрической энергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям. Данный вид деятельности является для общества основным.
Наличие объектов электросетевого хозяйства являет собой необходимое условие для осуществления этого вида деятельности, включая получение платы за оказанные услуги по передаче электроэнергии по установленному компетентным государственным органом тарифу.
Истцом также указано, что своей деятельности последний использует арендованное у иных лиц электросетевое оборудование и иное, относящееся к данному виду деятельности имущество (объекты электросетевого хозяйства) (с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями были заключены 39 договоров аренды).
С целью возмещения расходов и установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электроэнергии на первый регулируемый период ООО "Энергопартнер+" направило в АО "Сетевую компанию" письмо от 18.11.2020 N 15/20-И, где сообщило, что в рамках подготовки тарифного дела уведомляет о том, что ООО "Энергопартнер+" планирует оказывать услуги по передаче электрической энергии начиная с 01.01.2021.
Документы для открытия тарифного дела были переданы в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам под N 8787 от 02.11.2020.
В связи с вышеизложенным, истец просил направить в ее адрес проект договора по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
Письмом от 07.12.2020 N 148р-14-5495 ответчик отказал истцу в заключении договора со ссылкой на то, что таковой может быть заключен исключительно после получения истцом тарифа на такие услуги в Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам (регулирующем органе).
Ответчик ссылался при этом на пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, согласно которому владельцы объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
02 ноября 2020 года истец направил в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам заявление об установлении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2021 год N 3/20-и с приложениями, подготовленными в соответствии с пунктом 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178).
Письмом комитета от 17.11.2020 N АШ-31/5696/2020 истцу было отказано в открытии тарифного дела и указано на то, что в ходе проводимого анализа установлена необходимость в предоставлении материалов, обязанность в предоставлении которых предусмотрена абзацем 13 пункта 17 Правил N 1178 (не предоставлен договор с ответчиком).
Полагая такой отказ комитета незаконным, истец обратился с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан. Заявление было рассмотрено в рамках дела N А65-29194/2020.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.05.2021 по делу N А65-29194/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 (с учетом дополнительного постановления от 22.09.2021) решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.05.2021 по делу N А65-29194/2020 отменено. Принят новый судебный акт. Отказ Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, выраженный в письме от 17.11.2020 N АШ-31/5696/2020, в открытии дела об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергопартнер+" признан незаконным.
Суд апелляционной инстанции обязал Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления и принятия по результатам рассмотрения заявления соответствующего решения в порядке, предусмотренном пунктом 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен тарифов в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30.11.2021 по делу N А65-29194/2020 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021, дополнительное постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 по делу N А65-29194/2020 отменено, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.05.2021 по данному делу оставлено в силе.
Как указывает истец, суды в рамках дела N А65-29194/2020 пришли к выводу, что, принимая во внимание, что с 30.12.2019 вступили в силу изменения в подпункт 13 пункта 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, представление договора на осуществление регулируемой деятельности является обязательным.
Договор оказания услуг по передаче электрической энергии является обязательным к заключению для сетевой организации, а отсутствие установленного тарифа не исключает возможности заключения договора между сетевыми организациями.
Также истец указывает, что он нес расходы в течение 2021 года, тариф же на услуги по передаче при этом не был установлен регулирующим органом в силу того, что договор с ответчиком не был заключен по причине необоснованного отказа в таком заключении (уклонении от его заключения) со стороны ответчика.
За период с 01.01.2021 по 30.06.2021 расходы истца по содержанию арендованных объектов электросетевого хозяйства составили 19 513 870,15 руб.
Такие расходы остались без компенсации со стороны ответчика.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 07.02.2022 N 10 оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались положениями статей 15, 401, 445, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), и пришли к верному выводу о том, что совокупность условий, необходимых для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков ООО "Энергопартнер+" не доказана; вина ответчика в причинении истцу убытков отсутствует; причинно-следственная связь судом не установлена.
Как было указано выше и следует из материалов дела, ООО "Энергопартнер+" направило в АО "Сетевую компанию" письмо от 18.11.2020 N 15/20-И, в котором сообщило, что в рамках подготовки тарифного дела уведомляет о том, что ООО "Энергопартнер+" планирует оказывать услуги по передаче электрической энергии начиная с 01.01.2021. Документы для открытия тарифного дела были переданы в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам под N 8787 от 02.11.2020. В связи с вышеизложенным просит направить в ее адрес проект договора по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
Письмом от 07.12.2020 N 148р-14-5495 АО "Сетевая компания", сообщила, что в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Таким образом, для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, ООО "Энергопартнер+" необходимо повторно обратится в АО "Сетевая компания" только после установления Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам тарифа на передачу электрической энергии в отношении ООО "Энергопартнер+". Предварительно с текстом договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а также приложениями к нему, вы можете ознакомится на официальном портале АО "Сетевая компания" по адресу www.gridcomrt.ru.
В силу пункта 18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861) лицо, которое намерено заключить договор (далее - заявитель), направляет в сетевую организацию: а) заявление о заключении договора с указанием следующих сведений, подтверждаемых прилагаемыми к нему копиями документов: в отношении заявителей (потребителей электрической энергии) - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, дата и номер договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии, место нахождения заявителя, место нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор, а также в случае, если в границах балансовой принадлежности помимо энергопринимающих устройств расположены объекты по производству электрической энергии (мощности), - место нахождения таких объектов; величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор, с ее распределением по точкам поставки; срок начала оказания услуг по передаче электрической энергии, подтверждаемый выпиской из договора энергоснабжения о дате начала снабжения электрической энергией указанного в заявлении потребителя электрической энергии, представляемой гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией, или выпиской из договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), содержащей сведения о дате начала продажи электрической энергии потребителю электрической энергии, о точках поставки по договору, а также о реквизитах лица, выступающего продавцом по такому договору, представляемой заявителем, который заключил такой договор, либо выпиской из договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности, предоставляемой заявителем; б) акт об осуществлении технологического присоединения (при его наличии); в) однолинейную схему электрической сети заявителя (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) с указанием точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства; г) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (при их наличии); д) документы, содержащие описание приборов учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств, с указанием типов приборов учета и их классов точности, мест их установки, заводских номеров, даты предыдущей и очередной государственной поверки, межповерочного интервала; ж) проект договора - по желанию заявителя; з) акт согласования технологической и (или) аварийной брони (при его наличии).
Сетевая организация в течение 30 дней с даты получения документов, предусмотренных в пункте 18 настоящих Правил, обязана их рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения либо протокол разногласий к проекту договора в установленном порядке (пункт 20 Правил N 861).
Как установлено судами, исходя из буквального толкования текста письма от 18.11.2020 N 15/20-И, оно фактически не являлось заявлением о заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а являлось лишь уведомлением о направлении документов в Госкомитет в целях установления тарифа, с просьбой направить проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
В нарушение пункта 18 Правил N 861 к данному письму не были приложены какие- либо документы, помимо карты партнера, содержащей сведения о ООО "Энергопартнер+" и его должностных лицах - наименование организации, юридический адрес, банковские реквизиты, фамилии директора и главного бухгалтера.
Письмо АО "Сетевая компания" от 07.12.2020 N 148р-14-5495 не содержит отказ в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а напротив приводит информацию о месте размещения проекта договора на официальном сайте АО "Сетевая компания" в сети Интернет, что соответствует просьбе истца о направлении в его адрес проекта договора.
Следовательно, АО "Сетевая компания" в полном объеме предоставило всю имеющуюся информация в соответствии с запросом истца, в том числе указало на возможность получения проекта договора оказания услуг по передаче электрической энергии, размещенного в открытом доступе на официальном сайте АО "Сетевая компания" (www.gridcom-rt.ru) в сети Интернет.
При этом, как установлено судами, предусмотренным пунктом 4 статьи 445 ГК РФ способом защиты в виде понуждения к заключению договора, истец не воспользовался, что указывает на то, что письмо АО "Сетевая компания" от 07.12.2020 N 148р-14-5495 не расценивалось ООО "Энергопартнер+" как отказ в заключении договора.
Согласно пункту 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Обращаясь с иском о взыскании убытков, истец указал, что отказ в открытии тарифного дела произошел по причине уклонения ответчика от заключения договора оказания услуг по передаче электроэнергии. Соответственно убытки в размере 19 513 870,15 руб., возникшие в связи с уклонением от заключения договора, подлежат возмещению ответчиком.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Статьей 3 Закона об электроэнергетике определено, что территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В силу абзаца 7 пункта 4 статьи 23.1 об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 названного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила N 1178).
Перечень документов, которые необходимо представить с указанным заявлением, установлен в пункте 17 Правил N 1178, согласно которому организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в числе обосновывающих материалов прилагают, в том числе: документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты); утвержденные руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенные печатью заявителя (при наличии печати) схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (подпункты 13, 16).
Согласно пункту 24 Правил N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Таким образом, с момента принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) решения о несоответствии юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО, такое юридическое лицо теряет статус сетевой организации и переходит в статус владельца объектов электроэнергетики (владельца объектов электросетевого хозяйства).
Следовательно, данному юридическому лицу не устанавливается тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Данный довод подтверждается разъяснениями Президиума ФАС России от 13.09.2017 N 12 "О применении положений антимонопольного законодательства в отношении владельцев объектов электроэнергетики, в том числе не соответствующих критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" утверждены Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Одним из условий соответствия критериям ТСО является подтверждение использования объектов электросетевого хозяйства для осуществления регулируемой деятельности.
Отсутствие документов, подтверждающих осуществление (фактической или планируемой) регулируемой деятельности, необходимых для представления в орган регулирования в соответствии с абзацем 13 пункта 17 Правил N 1178 не подтверждает соответствие организации Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, установленным постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184.
Как следует из письма Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11.10.2021 N АШ-31/6272/2021, во исполнение постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 (с учетом дополнительного постановления от 22.09.2021) по делу N А65-29194/2020 Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам рассмотрел заявление ООО "Энергопартнер+" об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.
Указанным письмом Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам уведомил ООО "Энергопартнер+" об отсутствии оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год по причине несоответствия ООО "Энергопартнер+" критериям отнесения владельца объектов электросетевого хозяйства к территориальной сетевой организации, изложенным в пунктах 1 и 2 Критериев.
Не согласившись с отказом Государственного комитета Республики Татарстан в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, изложенном в письме от 11.10.2021 N АШ-31/6272/2021, ООО "Энергопартнер+" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании незаконным отказа в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год (выраженного в письме N АШ-31/6272/2021 от 11.10.2021 г.), об обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя путем рассмотрения заявления об установлении индивидуальных тарифов на 2021 год в установленном действующим законодательством РФ порядке с установлением тарифа на 2021 год.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2022 по делу N А65-26599/2021 отказано в удовлетворении заявления ООО "Энергопартнер+" о признании незаконным отказа в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год (выраженного в письме от 11.10.2021 N АШ31/6272/2021), об обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя путем рассмотрения заявления об установлении индивидуальных тарифов на 2021 год в установленном действующим законодательством РФ порядке с установлением тарифа на 2021 год.
Как следует из решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2021 по делу N А65-26599/2021, судом установлено, что на соответствующее обращение ООО "Энергопартнер+" об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год Комитетом по тарифам было сообщено об отсутствии оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год по причине несоответствия ООО "Энергопартнер+" критериям отнесения владельца объектов электросетевого хозяйства к территориальной сетевой организации изложенным в пунктах 1 и 2 Критериев, установленных постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям".
Как в первом, так и во втором пункте данного постановления, условием отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям является условие расположения и использования трансформаторных и иных подстанций с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), линий электропередачи (воздушных и (или) кабельных), используемых для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации.
Таким образом, как указали суды в рамках дела N А65-26599/2021, из содержания данной нормы следует, что непосредственно в пунктах 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям имеется указание на осуществление регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации.
Относительно довода заявителя о представлении схем соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных подстанций, а также информация о соответствии Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, суды отметили, что однолинейные схемы указывают на характеристики объектов для подтверждения соответствия критериям и расчету условных единиц. Вместе с тем, схемы не подтверждают осуществление регулируемой деятельности, поскольку схемами подтверждаются лишь характеристики и не более.
Одним из условий соответствия Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям является подтверждение использования объектов электросетевого хозяйства для осуществления регулируемой деятельности. Лицо, имея в собственности или на ином законном основании электрооборудование и участок электрической сети, не может автоматически стать сетевой организацией. Для этого необходимо иметь право на осуществление такого вида деятельности, как оказание услуг по передаче электрической энергии.
Представленные заявителем копии однолинейных схем подписанных в рамках заключенных договоров об электроснабжении с гарантирующим поставщиком и в рамках актов о технологическом присоединении с АО "Сетевая компания" с собственниками объектов электросетевого хозяйства, а не с ООО "Энергопартнер+". При смене собственника объектов электросетевого хозяйства возникают вопросы присоединения потребителей к электрическим сетям.
Как указал суд по делу N А65-26599/2021, отсутствие подтверждающих документов правомерно расценено Комитетом по тарифам как невозможность осуществления Обществом регулируемой деятельности, тем самым не подтвержден статус ООО "Энергопартнер+", как территориальной сетевой организации, соответственно, возможность установить тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями. Одно лишь информирование регулирующего органа о наличии электросетевого оборудования является недостаточным.
Кроме того, как следует из отзыва Комитета по тарифам удовлетворение заявленных требований ООО "Энергопартнер+" не приведет к восстановлению нарушенного права, так как в соответствии с полученным ответом АО "Сетевая компания" на запрос Комитета по тарифам (от 29.10.2021 N 9765) объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых ООО "Энергопартнер+" планировало оказывать услуги по передаче электрической энергии, на момент подачи заявления об установлении тарифов на 2021 год, согласно актам технологического присоединения принадлежат иной организации - ООО "Агрофирма "Восходящая заря".
Довод заявителя об отсутствии запросов органа регулирования, направленных в адрес гарантирующего поставщика, в целях подтверждения использования арендуемых заявителем объектов электросетевого хозяйства в регулируемой деятельности, опровергается имеющимися в материалах дела письмом от 11.08.2021 N ДС-31/4810/2021 и ответом на него АО "Татэнергосбыт" от 18.08.2021 N 130п-13/3400 об отсутствии заключенных договоров с ООО "Энергопартнер+".
Таким образом, судами по делу N А65-26599/2021 сделан вывод об отсутствии у Комитета по тарифам правовых оснований для установления ООО "Энергопартнер+" тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2021 год, поскольку истец не соответствует критериям отнесения истца к территориальной сетевой организацией.
С учетом установленных судом в рамках дела А65-26599/2021 обстоятельств, доводы ООО "Энергопартнер+" в настоящем деле о том, что убытки в размере 19 513 870,15 руб., возникшие в связи с уклонением ответчика от заключения договора, подлежат возмещению ответчиком, правомерно судом признаны несостоятельными.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку.
Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Доводы заявителя жалобы о ненадлежащей оценке судами первой и апелляционной инстанций представленных в материалы дела доказательств не могут быть приняты как недопустимые в суде кассационной инстанции, не наделенного полномочиями разрешать вопросы факта, исследовать и оценивать доказательства. Процессуальный закон относит это к прерогативе судов первой и апелляционной инстанций.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не влияют на законность принятых судебных актов.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 по делу N А65-11404/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2022 по делу N А65-26599/2021 отказано в удовлетворении заявления ООО "Энергопартнер+" о признании незаконным отказа в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год (выраженного в письме от 11.10.2021 N АШ31/6272/2021), об обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя путем рассмотрения заявления об установлении индивидуальных тарифов на 2021 год в установленном действующим законодательством РФ порядке с установлением тарифа на 2021 год.
Как следует из решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.01.2021 по делу N А65-26599/2021, судом установлено, что на соответствующее обращение ООО "Энергопартнер+" об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год Комитетом по тарифам было сообщено об отсутствии оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год по причине несоответствия ООО "Энергопартнер+" критериям отнесения владельца объектов электросетевого хозяйства к территориальной сетевой организации изложенным в пунктах 1 и 2 Критериев, установленных постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 мая 2023 г. N Ф06-3017/23 по делу N А65-11404/2022