Казань |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А55-2012/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи ХисамоваА.Х.,
судей Кормакова Г.А., Тюриной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Серовым А.С.,
при участии в судебном заседании посредством системы веб-конференции представителей:
от истца - Мамина Б.М., доверенность от 24.12.2021,
от ответчика - Мощук Н.В., доверенность от 14.11.2022,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Краснова Виталия Вячеславовича
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023
по делу N А55-2012/2022
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Краснова Виталия Вячеславовича к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" об изменении условий договора,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Краснов Виталий Вячеславович (далее - Краснов В.В., истец) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском об обязании общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - ООО "ЭкоСтройРесурс", ответчик), изменить условия договора на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-21107 от 01.10.2020, а именно:
1.1. Пункт 1 столбца "Порядок коммерческого учета ТКО" Приложения N 1 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-21107 от 01.10.2020 изложить в следующей редакции: "расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров";
1.2. В пункте 1 столбца "Норматив накопления ТКО куб. м/год" Приложения N 1 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-21107 от 01.10.2020 цифры "2,16" исключить;
1.3. В пункте 1 столбца "Расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив накопления ТКО" Приложения N 1 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-21107 от 01.10.2020 слова "1 кв. м торговой площади" исключить;
1.4. В пункте 1 столбца "Количество расчетных единиц" Приложения N 1 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-21107 от 01.10.2020 цифры "46,7" исключить;
1.5. Пункт 1 столбца "Тип накопления ТКО м. куб/год" Приложения N 1 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-21107 от 01.10.2020 дополнить следующими словами "контейнер";
1.6. Пункт 1 столбца "Количество накопителей ТКО" Приложения N 1 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-21107 от 01.10.2020 дополнить следующими цифрами: "1";
1.7. Пункт 1 столбца "Объем накопителей ТКО, куб. м" Приложения N 1 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-21107 от 01.10.2020 дополнить следующими цифрами: "0,75";
1.8. Пункт 1 столбца "Периодичность вывоза ТКО" изложить в следующей редакции: "1 раз в месяц";
1.9. Начало действия условий, предусмотренных в пунктах 1.1 - 1.7 Дополнительного соглашения - 01.10.2020.
1.10. Пункт 5 договора на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-21107 от 01.10.2020 изложить в следующий редакции: "5. Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО-"23" мая 2019 г.".
1.11. Все остальные условия договора на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО- 21107 от 01.10.2020 действуют в прежней редакции.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.10.2022 в иске отказано.
Урегулированы разногласия, возникшие между Красновым В.В. и ООО "ЭкоСтройРесурс" при заключении Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-21107.
Пункты 5, 28 Договора N ТКО-21107 приняты в редакции, направленной ООО "ЭкоСтройРесурс" в адрес Краснова В.В.:
1. Пункт 5 договора: "Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - "01" января 2019 года"
2. Пункт 28 договора: "Настоящий договор заключается на срок с 01.01.2019 по 31.12.2019 (включительно). Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с даты начала оказания Региональным оператором услуг по обращению с ТКО. В части взаиморасчетов настоящий договор действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору.".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 решение Арбитражного суда Самарской области от 04.10.2022 отменено в части урегулирования разногласий, возникших при заключении Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-21107 от 01.10.2020; в остальной части решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Краснов В.В. обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судами норм права, неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для спора, просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Подробнее доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Судебное заседание проведено с использованием веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел".
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в жалобе; представитель ответчика, полагая принятые по спору судебные акты законными и обоснованными, просил оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, с 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" (далее - Региональный оператор, ответчик) по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018 (далее - Соглашение).
Обязанность заключения Договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также оплаты соответствующих услуг, предусмотрена ст. ст. 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ст. 24.6, 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктом 4 "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, закреплена п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ.
Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" определено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
01.11.2018 на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО "ЭкоСтройРесурс" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Самарской области.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Самарской области ООО "ЭкоСтройРесурс" установлен и введен в действие с 18.12.2018 Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846, а также Приказами департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 N 95, от 19.12.2019 N 781, N 830 от 18.12.2020, N 719 от 15.12.2021.
В зоне своей деятельности Региональный оператор обязан заключать Договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с Потребителями в соответствии с заключенным Соглашением, а также в соответствии с типовой формой Договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением N 1156.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами) действовавшими в момент его заключения.
Из положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, а также Правил N 1156 следует, что правоотношения между региональным оператором и потребителем (отходообразователем) могут возникать в силу подписания соответствующего договора в письменной форме, а также в силу закона.
В соответствии с Правилами N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашения и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период, исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8.18 Правил N 1156).
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8.4 Правил N 1156).
В силу пункта 8.11 Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8.12 Правил N 1156).
Положениями пункта 8.14 Правил N 1156 предусмотрено, что региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8.11 настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В силу пункта 8.15 Правил N 1156 в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8.14 настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8.15 Правил N 1156).
При этом форма типового договора также утверждена Правилами N 1156.
Пунктом 8.16 Правил N 1156 установлено, что после рассмотрения региональным оператором предложений потребителя о внесении изменений в проект договора, последний не вправе предлагать рассмотреть иные условия договора.
Пункт 8.17 Правил N 1156, предусматривает, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 15 типового договора учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии производится с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов - нужное указать.
Как следует из положений статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 определено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил N 505).
Судом первой инстанции указано, что на основании пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является для ответчика обязательным.
Требование истца об обязании внести изменения в договор направлено на изменение условий заключенного договора в части объема, графика и дней вывоза, даты начала оказания услуг.
Пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В пункте 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Обращаясь в суд с иском истец предлагал изменить пункты 5, 28 Договора N ТКО-21107 от 01.10.2020 в редакции, которая не соответствует форме типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Правилами N 1156, и Соглашению.
Пунктом 28 Договора в редакции регионального оператора установлено, что он заключается на срок с 01.01.2019 по 31.12.2019 (включительно).
В соответствии с п. 29 Договора на оказание услуг по обращению с ТКО, п. 8(20) Правил N 1156 договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон договора не заявит о его прекращении или изменении, либо заключении нового договора на иных условиях.
Между тем, в адрес Регионального оператора не поступали заявления от потребителя о прекращении либо изменении Договора в сроки, указанные в п. 29 Договора, а также в п. 8(20) Правил N 1156.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что изменения п. 28 Договора, предлагаемые Истцом, не могут быть приняты, так как Договор считается пролонгированным на новый срок с 01.01.2020 по 31.12.2020, а затем на срок с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Истец не вправе самостоятельно изменять условия договора N ТКО-21107, соответствующие нормам действующего федерального и регионального законодательства в сфере обращения с отходами, а также Соглашению.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска об изменении условий договора.
Апелляционный суд, при повторном рассмотрении дела, выводы суда первой инстанции в данной части признал законными и обоснованными.
Между тем, посчитал ошибочными выводы суда об урегулировании разногласий при заключении договора по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, письмом от 04.12.2020 региональный оператор отказал в заключении договора на условиях направленной истцом заявки и направил на подписание договор в своей редакции (на условиях типового договора)
В соответствии с пунктом 8.15 Правил в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Из приведенных выше положений Правил следует, что в случае недостижения сторонами согласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО, права и интересы потребителя будут гарантированы нормами типового договора, который обязателен к исполнению сторонами.
В случае несогласия Потребителя с предложенными Региональным оператором условиями договора и невозможностью их урегулирования в досудебном порядке Ответчик не был лишен возможности воспользоваться своим правом на урегулирование разногласий по договору в судебном порядке, однако этим правом не воспользовался - в судебном порядке ответчик не обращался по вопросу урегулирования разногласий по Договору.
При обращении в суд с настоящим иском 25.01.2022 требование об урегулировании разногласий истцом не заявлено и более того, потребитель за урегулированием разногласий в установленный законом срок не обращался, в связи с чем суд первой инстанции признал договор заключенным на условиях типового договора (п. 8.15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156).
В суде апелляционной инстанции представитель истца также пояснил, что договор заключен на условиях типового договора, просил внести в него изменения.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции от 04.10.2022 в части урегулирования разногласий, возникших при заключении Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-21107 от 01.10.2020.
Судебная коллегия суда округа по доводам кассационной жалобы приходит к следующим выводам.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Аналогичные условия содержатся в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
Одновременно с общим перечнем допустимых способов учета Правила N 505 устанавливают также применимость каждого способа к отношениям между различными участниками, осуществляющими накопление, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО.
Так, в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил N 505).
Из изложенного следует, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
Таким образом, Правилами N 1156 и N 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (подпункт "а" пункта 5 Правил N 505).
При этом, факт отсутствия осуществления потребителем раздельного учета ТКО согласно пункту 8 Правил N 505 не свидетельствует об отсутствии в целом возможности ведения учета ТКО согласно абзацу третьему подпункта "а" пункта 5 Правил N 505. Действующее законодательство не содержит указание на то, что предусмотренная пунктом 8 Правил N 505 возможность раздельного учета ТКО является единственным вариантом учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров.
Изложенное соответствует позиции, отраженной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 по делу N А04-3361/2021, а также постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делу NА55-20570/2020.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Пунктом 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами в обязательном порядке должна содержать данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации, схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, а также сведения о зонах деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора.
Таким образом, документом, регулирующим обращение с отходами, образующимися на территории субъекта Российской Федерации, является территориальная схема обращения с отходами, ориентированная на вовлечение всех отходов в хозяйственный оборот.
При этом территориальная схема обязательна для соблюдения всеми участниками, осуществляющими обращение с отходами, в том числе, лицами, в деятельности которых образуются отходы.
Пунктом 9 Правил N 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Территориальная схема Самарской области утверждена Приказом N 228 от 23.09.2016, электронная модель территориальной схемы опубликована на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в разделе "Деятельность" (подраздел "Обращение с твердыми коммунальными отходами").
Изменения в действующую территориальную схему внесены приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.12.2019 N 279 "О внесении изменений в приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Самарской области".
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включение в территориальную схему предусмотрен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1039 от 31.08.2018 (далее - Правила N 1039), в соответствии с которыми места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица.
При этом места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также Правилам благоустройства муниципальных образований.
Начиная с 01.01.2020 действуют СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20, согласно пункту 2.4 которых количество мусоросборников на контейнерных площадках должно быть не более 10 контейнеров для накопления ТКО, в том числе для раздельного накопления ТКО, и 2-х бункеров для накопления КТО.
Все места накопления ТКО Самарской области, включенные в территориальную схему, отражены в Приложении N 1 к Приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.12.2019 N 279.
Суды первой и апелляционной инстанций указали, что контейнерная площадка, принадлежащая истцу, в вышеназванном Приложении не значится, в территориальную схему не включена, доказательств согласования количества и объема контейнеров, расположения принадлежащих истцу мест накопления ТКО с Роспотребнадзором в материалы дела не представлены, что препятствует установлению порядка учета объемов ТКО в договорных правоотношениях сторон в порядке, предлагаемом истцом.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 2 Правил N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В целях оценки заявки на включение контейнерной площадки в территориальную схему на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО, согласно пункту 6 Правил N 1039, уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 8 Правил N 1039 основанием отказа уполномоченного органа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов является несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил N 1039).
Как установлено пунктами 12 и 15 Правил N 1039, Реестр ведется уполномоченным органом на бумажном носителе и в электронном виде и включает в себя, в частности, раздел с данными о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 17 Правил N 1039 раздел "Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема.
Информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Соответственно, по смыслу вышеназванных норм права и учитывая представленные истцом сведения о включении места (площадки) накопления ТКО в Реестр, судам следовало дать оценку тому, могло ли быть включено место (площадка) накопления ТКО истца в Реестр мест (площадок) накопления ТКО в случае несоответствия данной площадки требованиям законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в частности, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов и требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования; предполагает либо не предполагает само по себе обстоятельство включения в Реестр при невключении площадки в территориальную схему факт согласования с компетентными органами количества и объема размещенных (планируемых к размещению) на площадке контейнеров, заявленных собственником ТКО, и факт соответствия контейнерной площадки истца требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нормам СанПиН в целях осуществления коммерческого учета объема и (или) массы ТКО на условиях, предусмотренных в абзаце третьем подпункта "а" пункта 5 Правил N 505.
Также судам было необходимо верно распределить между сторонами в порядке, установленном статьей 65 АПК ПФ, бремя доказывания, и возложить на ответчика (регионального оператора) обязанность по представлению доказательств того, что включение площадки истца в Реестр произведено с нарушением установленных нормативных требований и не достаточно для применения заявленного абонентом спорного порядка учета объемов ТКО, с учетом уведомления о соответствующем обстоятельстве со стороны потребителя и представления им подтверждающих документов, что судами сделано не было.
Изложенное свидетельствует о том, что судами в части урегулирования разногласий по пункту 16 и Приложению N 1 к договору неполно исследованы и оценены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего дела, в связи с чем обжалуемые судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции ввиду необходимости истребования и исследования доказательств и их оценки.
При новом рассмотрении дела суду следует установить обстоятельства, входящие в предмет исследования, исследовать и оценить содержание всех представленных в дело доказательств применительно к тому, сведения о каких фактах они содержат и какие обстоятельства по делу ими устанавливаются, исследовать и дать оценку доводам сторон и представленным доказательствам, в том числе оценить позиции фигурантов спорных правоотношений на соответствие принципу добросовестного поведения участников гражданского оборота и требованиям Закона N 89-ФЗ и Правил N 1156, и вынести законное и обоснованное решение при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 по делу N А55-2012/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Х.Хисамов |
Судьи |
Г.А. Кормаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом "б" пункта 8 Правил N 1039 основанием отказа уполномоченного органа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов является несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил N 1039).
Как установлено пунктами 12 и 15 Правил N 1039, Реестр ведется уполномоченным органом на бумажном носителе и в электронном виде и включает в себя, в частности, раздел с данными о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 17 Правил N 1039 раздел "Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 июня 2023 г. N Ф06-3762/23 по делу N А55-2012/2022