г. Казань |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А65-22635/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Арукаевой И.В.,
судей Кормакова Г.А., Тюриной Н.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены ненадлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гринта"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023
по делу N А65-22635/2022
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гринта" (ОГРН 1161650054719, ИНН 1650326509) к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Усалинская средняя общеобразовательная школа" Мамадышского муниципального района Республики Татарстан (ОГРН 1021601063890, ИНН 1626005751) о взыскании долга и неустойки, третьи лица: Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гринта" (далее - истец, ООО "Гринта") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Усалинская средняя общеобразовательная школа" Мамадышского муниципального района Республики Татарстан (далее - ответчик, учреждение) о взыскании долга в размере 11 867,42 руб., неустойки, начисленной за период с 11.02.2020 по 31.03.2022 в размере 3300,49 руб., судебных расходов на почтовую пересылку в размере 223,20 руб.
К участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023, иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскан долг в сумме 9888 руб., пени в сумме 1302,47 руб., почтовые расходы в сумме 164,67 руб., расходы по оплате госпошлины в сумме 1475,55 руб., в остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которых просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Полагает неправомерными выводы суда апелляционной инстанции относительно применяемого в расчетах тарифа с учетом/без учета НДС 20%.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представителей в суд не направили.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, только в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Гринта" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Восточной зоне на территории Республики Татарстан. В подтверждение факта оказания ответчику услуг по вывозу ТКО в исковой период истец представил универсальные передаточные документы (УПД), подписанные в одностороннем порядке.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ООО "Гринта" указало, что в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 оказало ответчику услуги по обращению с ТКО на общую сумму 11 867,42 руб.
Расчет задолженности произведен истцом с применением тарифа в размере 365,86 руб./куб.м за период с 01.01.2020 по 30.06.2020 и 380,51 руб./куб.м за период с 01.07.2020 по 31.12.2020 с увеличением тарифов на сумму налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 20%.
Поскольку ответчиком обязательство по оплате услуг исполнено не было, истец направил ответчику претензию от 09.09.2021 N 1045 с требованием оплаты долга, которая последним оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на ненадлежащие исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг и неисполнение изложенного в претензии требования о погашении образовавшейся за исковой период задолженности, истец обратился в суд с настоящим иском, начислив на сумму задолженности неустойку за период с 11.02.2020 по 31.03.2022.
Разрешая исковые требования, как суд первой инстанции, так и суд апелляционной инстанции руководствовались статьями 309, 310, 329, 330, 333, 753, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), и, признав право истца на получение платы за оказание услуг по вывозу ТКО, пришли к правильному выводу о необходимости осуществления расчета стоимости оказанных услуг за исковой период с применением тарифа, установленного уполномоченным органом для категории "иные потребители" без увеличения тарифа и соответственно, суммы задолженности, на сумму НДС.
Судебная коллегия суда округа соглашается с выводами судов и их правовым обоснованием на основании следующего.
Пунктом 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
При этом под региональным оператором по обращению с ТКО в силу абзаца 27 статьи 1 Закона N 89-ФЗ понимается юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне деятельности данного регионального оператора.
Как Закон N 89-ФЗ, так и Правила N 1156 устанавливают обоюдную обязанность заключения договоров потребителей с региональным оператором.
Договор является публичным.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен в Правилах N 1156, которыми, в том числе, утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО и определены сведения и документы, необходимые для заключения договора и проведения начислений за оказанную региональным оператором услугу по обращению с ТКО.
Пунктом 8(4) Правил N 1156 в качестве оснований для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрены как письменная заявка потребителя, так и предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
При этом порядок извещения региональным оператором потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также размещения адресованного потребителям предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текста типового договора регламентирован пунктом 8(17) Правил N 1156.
Указано, что региональный оператор осуществляет извещение всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Также названным пунктом определены сроки для направления потребителем соответствующей заявки, порядок ее рассмотрения и последствия отсутствия со стороны потребителя соответствующего волеизъявления.
В силу пункта 8(17) Правил N 1156 в случае если региональный оператор разместил проект договора, а потребитель не направил региональному оператору в установленный срок заявку с приложением необходимых документов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктами 8(11), 8(12) Правил N 1156 предусмотрено, что в том случае, когда потребитель направлял региональному оператору заявку на заключение договора, региональный оператор направил потребителю проект договора, но если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель договор не подписал либо не представил мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, то договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в направленном проекте договора.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(18) Правил N 1156).
Из указанных норм права следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица, осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.
При этом отсутствие подписанного обеими сторонами договора при непредоставлении потребителем доказательств направления им мотивированного отказа от подписания представленного региональным оператором проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, не свидетельствует об отсутствии соглашения об оказании региональным оператором услуг по вывозу ТКО и не препятствует региональному оператору оказывать данные услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено вышеприведенными положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктом 8(18) Правил N 1156.
Согласно пункту 6 Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.206 N 505 (далее - Правила N 505), в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Пункт 5 Правил N 505 предусматривает коммерческий учет ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, или из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов (подпункт "а").
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152 закреплена правовая позиция, согласно которой в силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО.
28 декабря 2018 года истцом было размещено предложение о заключении договора в форме публичной оферты о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан".
В соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства и по условиям оферты договора договорные правоотношения между сторонами на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возникли на условиях типовой формы с установлением порядка учета ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, что ответчиком не опровергнуто.
Также судами установлен и не опровергнут факт оказания истцом ответчику услуг по вывозу ТКО в исковой период.
Из представленных истцом в материалы дела документов следует, что расчет спорной платы за исковой период определен региональным оператором исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов; при расчете стоимости оказанных услуг были использованы следующие показатели:
- количество воспитанников - 50, которое не оспорено путем представления надлежащих доказательств;
- среднегодовой норматив накопления ТКО - 0,53 куб.м на одного воспитанника, что соответствует постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2016 N 922;
- тариф за оказанные услуги в период с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 439,504 руб./куб.м, в период с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 456,62 руб./куб.м, с учетом увеличения на сумму налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 20%.
Между тем, как правильно указано судами, такое увеличение не может быть признано правомерным, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ регламентировано, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Постановлением Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-54/тко "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы" (в редакции постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 17.12.2021 N 698-52/тко-2021) (далее - Постановление N 11-54/тко) для истца утверждены предельные тарифы на услугу по обращению с ТКО. На 2020 год тариф для категории "иные потребители" (без учета НДС) составляет: за первое полугодие 2020 года - 365,86 руб./куб.м; за второе полугодие 2020 года - 380,52 руб./куб.м.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 211-ФЗ) операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Пунктом 3 статьи 2 Закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.
Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО устанавливается статьей 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ, согласно пункту 3 которой в отношении региональных операторов устанавливается единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, исход из буквального толкования приведенных выше норм права, регулируемый вид деятельности в области обращения с ТКО осуществляется по ценам, которые не могут превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
Постановлением Государственного Комитета РТ по тарифам от 19.12.2019 N 11-54/тко (в редакции постановления Государственного Комитета РТ по тарифам от 17.12.2021 N 698-52/тко-2021) был установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО - ООО "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы, в том числе на каждое полугодие периода с 2020 по 2022 год, согласно приложению к данному постановлению, а именно: для населения указаны тарифы с учетом НДС, для иных потребителей тарифы указаны без учета НДС.
Дополнительно суд округа считает необходимым указать, что содержащееся в Постановлении N 11-54/тко положение о том, что тарифы для населения указаны с учетом НДС в целях реализации пункта 6 статьи 168 НК РФ, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы), а на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, сумма налога не выделяется, не изменяет положения пункта 3 статьи 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ об установлении в отношении региональных операторов единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не предусматривающего установление для региональных операторов иных видов тарифов.
Следовательно, поскольку единый предельный тариф для иных потребителей, к которым относится ответчик, установлен уполномоченным органом без НДС, у истца отсутствуют законные основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС, в силу приведенного выше подпункта 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Довод жалобы о том, что 24.03.2023 в приложение к Постановлению Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Гринта" были внесены изменения, которыми определено, что тарифы на услуги региональных операторов установлены постановлениями Госкомитета исходя из применения региональными операторами общей системы налогообложения, без учета освобождения услуги по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором, от обложения НДС в соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ, также не влекут отмену обжалуемых судебных актов, которые приняты до внесения изменений, на которые ссылается ответчик.
При таких данных суды правомерно признали исковые требования подлежащими удовлетворению в части взыскания с ответчика в пользу истца задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО, исходя из необходимости использования в расчетах тарифа, установленного уполномоченным органом для категории "иные потребители" в размере 365,86 руб./куб.м за первое полугодие 2020 года и 380,52 руб./куб.м за второе полугодие 2020 года, определив размер задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО в сумме 9888,47 руб.
Как производное, с ответчика в пользу истца правильно взыскана неустойка, размер которой проверен судом первой инстанции и правильно признан верным.
Вышеприведенная позиция судов по настоящему делу подтверждена Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2023 N 306-ЭС23-9582 и от 21.06.2023 N 306-ЭС23-9409, которыми отказано в передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации кассационных жалоб ООО "Гринта" и регионального оператора ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по спорному вопросу.
При таком положении в ходе рассмотрения настоящего спора по существу судами надлежащим образом исследованы и оценены все представленные сторонами доказательства, а также приведенные доводы и возражения участвующих в деле лиц, с достаточной полнотой выяснены имеющие существенное значение для дела обстоятельства, и в соответствии с положениями действующего законодательства приняты законные и обоснованные судебные акты.
Приведенные в кассационной жалобе истца ссылки на решения, принятые по результатам разрешения иных дел с его участием, судом округа не принимаются ввиду различий предметов споров и доказательственной базы.
Доводы кассатора основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу, сводятся к иной, чем у судов, оценке доказательств, что не может служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов судов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу норм части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 по делу N А65-22635/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.В. Арукаева |
Судьи |
Г.А. Кормаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод жалобы о том, что 24.03.2023 в приложение к Постановлению Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Гринта" были внесены изменения, которыми определено, что тарифы на услуги региональных операторов установлены постановлениями Госкомитета исходя из применения региональными операторами общей системы налогообложения, без учета освобождения услуги по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором, от обложения НДС в соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ, также не влекут отмену обжалуемых судебных актов, которые приняты до внесения изменений, на которые ссылается ответчик.
...
Вышеприведенная позиция судов по настоящему делу подтверждена Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2023 N 306-ЭС23-9582 и от 21.06.2023 N 306-ЭС23-9409, которыми отказано в передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации кассационных жалоб ООО "Гринта" и регионального оператора ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по спорному вопросу."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 июня 2023 г. N Ф06-3721/23 по делу N А65-22635/2022