г. Казань |
|
30 июня 2023 г. |
Дело N А12-29814/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.Г.,
судей Моисеева В.А., Третьякова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исмаиловой Г.Р.,
при участии посредством веб-конференции представителей: Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области - Чупина А.А., доверенность от 07.02.2023,
конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Иловлинское" Харькова Андрея Анатольевича - Чуприкова М.В., доверенность от 09.01.2023,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области и конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Иловлинское" Иловлинского муниципального района Волгоградской области Харькова Андрея Анатольевича
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.12.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2023
по делу N А12-29814/2021
по заявлениям публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" и конкурсного управляющего Харькова Андрея Анатольевича о привлечении к субсидиарной ответственности Нургалиевой Дины Исхаковны, Кравченко Екатерины Владимировны, Мартыновой Оксаны Анатольевны, Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области по обязательствам должника в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Иловлинское" Иловлинского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3455053964),
заинтересованные лица: Иловлинская районная Дума Иловлинского муниципального района Волгоградской области, муниципальное унитарное предприятие "Качалинское ЖКХ",
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.03.2022 муниципальное унитарное предприятие "Иловлинское" Иловлинского муниципального района Волгоградской области (далее - МУП "Иловлинское", должник) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должником утвержден Харьков Андрей Анатольевич.
Публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ПАО "Волгоградэнергосбыт", кредитор) 28.04.2022 обратилось в суд с заявлением (с учетом принятого судом уточнения) о привлечении Нургалиевой Дины Исхаковны, Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация), Кравченко Екатерины Владимировны, Мартыновой Оксаны Анатольевны, в том числе солидарно, к субсидиарной ответственности по обязательствам МУП "Иловлинское", и приостановлении производства по делу в части установления размера субсидиарной ответственности до завершения расчетов с кредиторами.
В судебном заседании 18.10.2022 от конкурсного управляющего поступило заявление о присоединении к требованию по спору о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, в котором он просил:
- привлечь к субсидиарной ответственности за неподачу заявления о признании должника банкротом бывшего руководителя МУП "Иловлинское" Нургалиеву Д.И. и взыскать с нее 9 822 171,05 руб.;
- привлечь к субсидиарной ответственности за невозможность полного погашения требований кредиторов Администрацию;
- производство по спору в части определения размера ответственности Администрации приостановить.
В судебном заседании 20.12.2022 суд принял к рассмотрению заявление конкурсного управляющего Харькова А.А. о взыскании компенсации за имущество, изъятое из хозяйственного ведения МУП "Иловлинское" в размере 13 816 461,91 руб.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.12.2022 с Администрации в конкурсную массу МУП "Иловлинское" взыскана компенсация в размере 3 068 518,60 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2023 определение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.12.2022 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по спору судебными актами, Администрация, ПАО "Волгоградэнергосбыт" и конкурсный управляющий должником Харьков А.А. обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами.
ПАО "Волгоградэнергосбыт" в своей жалобе просит принятые по спору судебные акты отменить в полном объеме; заявленные требования ПАО "Волгоградэнергосбыт" удовлетворить в полном объеме.
Администрация просит принятые по спору судебные акты в части взыскания с нее компенсации в связи с изъятием имущества, относящегося к системам водоснабжения, находившегося на праве хозяйственного ведения у МУП "Иловлинское" в размере 3 068 518,60 руб. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать конкурсному управляющему в заявлении о взыскании с Администрации компенсации в связи с изъятием имущества на праве хозяйственного ведения у МУП "Иловлинское" в полном объеме. В остальной части оставить судебные акты без изменения.
Конкурсный управляющий должником Харьков А.А. в своей кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, а также в части размера компенсации за имущество, которое не подлежит включению в конкурсную массу; в отмененной части направить спор на новое рассмотрение суд первой инстанции.
В обоснование жалоб указано, что судом первой инстанции при вынесении судебного акта, не были приняты во внимание виновные действия (бездействие) ответчиков, повлекшие невозможность удовлетворения требований кредиторов и увеличение кредиторской задолженности. Кроме того, выражено несогласие с размером взысканной судами компенсации.
В отзыве на кассационные жалобы Администрация возражает против приведенных ПАО "Волгоградэнергосбыт" и конкурсным управляющим доводов, просит в удовлетворении кассационных жалоб ПАО "Волгоградэнергосбыт" и конкурсного управляющего должником отказать.
В судебном заседании 22.06.2023 в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, объявлен перерыв до 13 часов 30 минут 28.06.2023, о чем размещена информация на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, после окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего должником кассационную жалобу поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации поддержал доводы жалобы Администрации, просил ее удовлетворить; против доводов апелляционных жалоб ПАО "Волгоградэнергосбыт" и конкурсного управляющего должником Харькова А.А. возражал.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Арбитражного суда Поволжского округа и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационные жалобы рассматриваются в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что кассационные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как установлено судом, МУП "Иловлинское" было создано постановлением администрации Иловлинского муниципального района от 02.07.2018 N 470, зарегистрировано в налоговом органе 17.07.2018.
Распоряжением Администрации от 09.10.2018 N 128-р в хозяйственное ведение МУП "Иловлинское" передано имущество из муниципальной имущественной казны Иловлинского муниципального района в виде: здания котельной, насосной станции, двух канализационно-насосных станций, водопроводной насосной станции, двух участков теп-ловых сетей, водозаборной скважины, водонапорной башни, пяти участков водопровода, четыре участка канализационной сети, колодца и резервуара для воды, всего 25 единиц имущества.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 Устава МУП "Иловлинское", утвержденного постановлением Администрации от 02.07.2018 N 470, предприятие создано в целях организации оказания услуг водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения населению и иным потребителям на территории сельских поселений Иловлинского муниципального района.
Предметом деятельности предприятия является эксплуатация, техническое обслуживание и содержание объектов коммунальной инфраструктуры Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности является забор, очистка и распределение воды (ОКВЭД 36.00), дополнительными видами деятельности являются, в частности, производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха, сбор и обработка сточных вод.
В определении суда от 10.12.2021 о введении наблюдения в отношении МУП "Иловлинское" сделаны выводы, что с учетом специфики производственной деятельности, определенной учредительными документами, МУП "Иловлинское" имеет необходимые признаки и отвечает статусу субъекта естественной монополии.
Тарифы на услуги МУП "Иловлинское" были утверждены:
- приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 19.12.2018 N 46/66 на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на период 2019 -2021 годы;
- приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2018 N 48/31 на тепловую энергию поставляемую потребителям на период 2019 - 2021 годы.
Согласно данным бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП "Иловлинское" предприятие имело финансовый результат работы:
- за 2018 год чистый убыток - 3 580 000 руб., кредиторская задолженность - 1 044 000 руб., стоимость активов - 2 495 000 руб.;
- за 2019 год чистый убыток - 3 934 000 руб., кредиторская задолженность -5 863 000 руб., стоимость активов - 3 035 000 руб.;
- за 2020 год чистый убыток - 5 227 000 руб., кредиторская задолженность - 11 023 000 руб., размер активов - 2 652 000 руб.;
- за 2021 год чистый убыток - 5 199 000 руб., кредиторская задолженность - 14 511 000 руб., размер активов - 555 000 руб.
05.03.2019 между МУП "Иловлинское" и ПАО "Волгоградэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения N 7033083.
В период с апреля 2019 года у МУП "Иловлинское" стала образовываться задолженность перед ПАО "Волгоградэнергосбыт" за поставляемую электрическую энергию.
Определениями суда от 10.12.2021 и 17.02.2022 в третью очередь реестра требований кредиторов были включены основанные на судебных актах требования ПАО "Волгоградэнергосбыт" в размере 11 916 494,98 руб. основного долга за период апрель 2019 года - май 2021 года, 68 000 руб. государственной пошлины, 1 197 181,56 руб. неустойки.
По данным ПАО "Волгоградэнергосбыт" за период с 01.022020 по 07.10.2022 в счет оплаты электроэнергии от МУП "Иловлинское" поступило 609 853,29 руб.
Кроме того, в реестр требований кредиторов включены требования ФНС России в размере 141 484,96 руб. основного долга за 9 месяцев 2021 года, 116 802,16 руб. пени, 91 410,60 руб. штрафа.
Согласно сведениям, представленным регистрирующим органом, - ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, руководителями МУП "Иловлинское" являлись:
- с 10.012019 по 12.07.2021 - Нургалиева Дина Исхаковна,
- с 13.07.2021 по 21.01.2022 - Кравченко Екатерина Владимировна,
- с 21.01.2022 по 22.05.2022 - Мартынова Оксана Анатольевна.
Кредитор, обращаясь с требованием о привлечении бывших руководителей и Администрации к ответственности по обязательствам должника, указывал на то, что ими не исполнена обязанность по подаче заявления о признании должника банкротом.
ПАО "Волгоградэнергосбыт" указывает на то, что Нургалиевой Д.И. при назначении на должность были известны сведения о финансовых результатах работы должника за 2018 год, которые ухудшились по итогам работы за 2019 год. По состоянию на 31.12.2019 при составлении бухгалтерской отчетности МУП "Иловлинское" за 2019 год. Нургалиевой Д.И. было известно об убыточном характере деятельности предприятия в 2018 год и 2019 год и о наличии признаков его финансовой несостоятельности (банкротства). Следовательно, согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), она была обязана подать заявление о банкротстве должника в месячный срок, то есть не позднее 01.02.2020; размер субсидиарной ответственности Нургалиевой Д.И. за период времени с 01.02.2020 по июнь 2021 год, кредитор исчислил исходя из суммы непогашенных требований ПАО "Волгоградэнергосбыт" в общем размере 5 421 635, 96 руб.
Поскольку Нургалиевой Д.И. данная обязанность не исполнена, Администрация, по мнению заявителя, была обязана подать заявление о банкротстве МУП "Иловлинское" не позднее 11.02.2020, в связи с чем, Нургалиева Д.И. и Администрация подлежат привлечению к субсидиарной ответственности за неподачу заявления в субсидиарном порядке.
Также ПАО "Волгоградэнергосбыт" считает, что Нургалиева Д.И., Кравченко Е.В. и Администрация подлежат привлечению к субсидиарной ответственности за действия и бездействие, повлекшие невозможность удовлетворения требований ПАО "Волгоградэнергосбыт", поскольку не принимали мер, которые повлекли или могли повлечь улучшение финансово-экономического положения должника, при этом Администрация создала заведомо убыточное предприятие, которое осуществляло деятельность за счет неоплаты электрической энергии и непосредственно перед возбуждением дела о банкротстве у МУП "Иловлинское" Администрацией было изъято имущество коммунального комплекса, что привело к полной невозможности осуществления основной деятельности.
По мнению кредитора, руководители МУП "Иловлинское", каждый в соответствующий период времени, продолжали очевидную убыточную деятельность предприятия, не заявляли о его банкротстве, не принимали мер к обеспечению безубыточной деятельности, не принимали мер к возмещению выпадающих доходов, осуществляли потребление должником электрической энергии, не имея средств для ее оплаты, чем причинили ущерб ПАО "Волгоградэнергосбыт", поэтому их действия также подлежат квалификации по подпункту 1 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве.
Кроме того, ПАО "Волгоградэнергосбыт" считает, что Кравченко Е.В. и Мартынова О.А. подлежит привлечению к субсидиарной ответственности на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве за не передачу временному и конкурсному управляющему документации МУП "Иловлинское".
Конкурсный управляющий, присоединившийся к требованиям ПАО "Волгоградэнергосбыт", просил привлечь Нургалиеву Д.И. к субсидиарной ответственности за неподачу заявления о банкротстве МУП "Иловлинское" с 01.02.2020, определив размер субсидиарной ответственности в сумме 9 822 171,05 руб. за период с 01.01.2020 по 08.10.2021, и Администрацию за невозможность полного погашения требований кредитора.
Отклоняя требования конкурсного управляющего должником и кредитора о привлечении к ответственности Администрации, доводы истца о наличии у Администрации цели создать заведомо убыточное предприятие, суд первой инстанции и согласившийся с его выводами суд апелляционной инстанции исходили из следующего.
Судами установлено, что создание Администрацией Иловлинского муниципального района МУП "Иловлинское" было вызвано необходимостью осуществления предприятием деятельности, направленной на решение социально значимых задач, связанных с организацией водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, вытекающих из муниципальных функций.
Основной причиной внесения муниципальным образованием вклада в уставный фонд МУП "Иловлинское" являлось не характерное для обычного контролирующего лица бенефициарное стремление участвовать в распределении всей возможной будущей прибыли созданной им организации, а выполнение публично-правовых обязанностей.
При разрешении спорных правоотношений судами учтена правовая позиция, которая нашла отражение в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2021 N 307-ЭС21-29), в соответствии с которой при создании такого рода предприятий происходит смешение частных и публичных отношений, имеющих принципиально разную правовую природу: коммерческая организация, чье правовое положение определяется нормами гражданского (частного) права, которая подчинена генеральной цели, направленной на извлечение прибыли, имеющая органы с самостоятельной компетенцией и обладающие широкой дискрецией при принятии управленческих решений, подчиненных упомянутой генеральной цели (статьи 50 и 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)), использована муниципальным образованием - собственником имущества предприятия для достижения иной, публичной цели, социального результата - обеспечения населения жизненно необходимым набором коммунальных услуг.
Судами установлено, что деятельность МУП "Иловлинское" прибыли не приносила, задолженность перед ПАО "Волгоградэнергосбыт" увеличивалась, о чем было известно и Администрации, и руководству предприятия, вместе с тем, судами отмечено, что доказательств совершения каких-либо виновных действий с их стороны, приведших к банкротству предприятия, заявителем не представлено, а равно не представлено доказательств утверждения тарифов Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области с нарушением нормативных актов, регулирующих расчет тарифов, доказательств наличия оснований у ответчиков для их оспаривания.
Доводы ПАО "Волгоградэнергосбыт" о непринятии руководителями предприятия мер по получению в полном объеме выпадающих доходов отклонены судами как опровергающиеся установленными по спору обстоятельствами и материалами дела; судами установлено, что согласно отчетам МУП "Иловлинское" по производственно-хозяйственной деятельности в 2019 году поступило в счет компенсации выпадающих доходов 1 250 000 руб., в 2020 году - 1 606 420 руб.
Судами установлено, что предприятием принимались меры по взысканию задолженности: подавались иски о взыскании дебиторской задолженности, предъявлялись исполнительные листы в службу судебных приставов., вместе с тем, наличие дебиторской задолженности населения признано судами существенно не повлиявшим на возникновение признаков неплатежеспособности, поскольку обязательства должника перед кредиторами за счет дебиторской задолженности не могли быть исполнены даже при ее взыскании в полном объеме.
Судами установлено, что на протяжении всего периода деятельности предприятия Администрацией как учредителем принимались меры по оказанию финансовой помощи МУП "Иловлинское" (предоставлены целевые субсидии); отсутствие со стороны Администрации полного финансирования предприятия, в частности, погашение за счет средств муниципального бюджета задолженности перед ПАО "Волгоградэнергосбыт" не признано судами свидетельством о неправомерном бездействии контролирующего должника лица, приведшего к банкротству.
Создание МУП "Качалинское ЖКХ" и передача ему имущества МУП "Иловлинское" суды признали не находящимися в причинно-следственной связи с банкротством МУП "Иловлинское"; судами при этом приняты во внимание следующие пояснения Администрации.
МУП "Качалинское ЖКХ" было создано с целью проведения работ по переводу на поквартирное отопление 118 квартир многоквартирных домов в ст. Качалино Иловлинского муниципального района в рамках Приказа комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 04.04.2017 N 104-ОД "Об утверждении Порядка предоставления некоммерческой организацией "Волгоградский областной фонд жилья и ипотеки" средств на возвратных условиях на реализацию мероприятий модернизации и энерго-сбережения систем коммунальной инфраструктуры".
Данное мероприятие было запланировано с целью оптимизации теплоснабжения в ст. Качалино, сокращения расходов на электроэнергию, соответственно, минимизации (со-кращению) задолженности МУП "Иловлинское" перед ПАО "Волгоградэнергосбыт".
В частности, реализация этого мероприятия позволила МУП "Качалинское ЖКХ" устранить необходимость обслуживания газового оборудования в котельной, теплового оборудования и тепловых сетей.
Изначально 15.06.2021 заявку на участие в программе по модернизации и энергосбережению систем коммунальной инфраструктуры - переводу на поквартирное отопление 118 квартир многоквартирных домов в ст. Качалино Иловлинского муниципального района, подавало МУП "Иловлинское".
Межведомственной комиссией 30.06.2021 принято решение о соответствии МУП "Иловлинское" условиям отбора и рекомендации некоммерческой организации "Волгоградский областной фонд жилья и ипотеки" принять участие в конкурсных процедурах на привлечение финансовых средств для нужд МУП "Иловлинское" в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ.
Однако 26.07.2021 руководителем МУП "Иловлинское" направлено письмо в адрес Волгоградского областного фонда жилья и ипотеки и председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области с просьбой не предоставлять заемные средства в размере 15 377 100 руб. на разработку проектно-сметной документации в связи с тем, что на расчетный счет предприятия наложен арест.
28.07.2021 заявку на участие в программе и пакет документов представило МУП "Качалинское ЖКХ", решением межведомственной комиссии 11.08.2021 принято положительное решение, в настоящее время мероприятия по переводу на поквартирное отопление 118 квартир многоквартирных домов в ст. Качалино Иловлинского муниципального района завершены.
Создавая МУП "Качалинское ЖКХ" и реализуя через новое унитарное предприятие перевод 118 квартир многоквартирных домов в ст. Качалино, Администрацией принимались меры по оптимизации теплоснабжения в указанном населенном пункте.
Кроме того, учитывая специфику деятельности МУП "Иловлинское" (водоснабжение и водоотведение), прекращение этой деятельности без передачи соответствующих функций иному лицу (наличие которого в спорный период не подтверждено) могло привести к неблагоприятным социальным последствиям.
В соответствии с распоряжениями Администрации от 22.07.2021 N 71-п и от 31.08.2021 N 84-п объекты недвижимого и движимого имущества, являющиеся муниципальной собственностью Иловлинского муниципального района, а именно: здание котельной, насосные и канализационные насосные станции, тепловые сети, артезианские скважины, водонапорные башни, водопроводы, колодец, канализационные сети, ранее предоставленные "Иловлинское", были у него изъяты и переданы МУП "Качалинское ЖКХ" распоряжениями от 23.07.2021 и от 01.09.2021.
Признавая возражения Администрации обоснованными, суды приняли во внимание, что изъятие имущество было произведено после формирования задолженности перед ПАО "Волгоградэнергосбыт" и не привело к ее увеличению, поскольку признаки банкротства возникли у МУП "Иловлинское" в 2019-2020 годах, а имущество было изъято непосредственно перед возбуждением дела о банкротстве.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что руководителями и учредителем "Иловлинское" не совершены действия (не допущено бездействия), направленные на причинение вреда должнику и его кредиторам, получению предприятием убытков и др.
Также суды сочли, что заявителями не доказано наличие у руководителя должника, и, соответственно, у Администрации с 01.02.2020 подать в суд заявление о признании МУП "Иловлинское" банкротом.
Судами установлено, что руководитель МУП "Иловлинское" Нургалиева Д.И. уведомляла Администрацию о наличии кредиторской задолженности перед ПАО "Волгоградэнергосбыт" и ее увеличении как путем представления отчетов о деятельности предприятия, так и путем устных сообщений, выступлений на оперативных совещаниях, что Администрацией не оспаривается; Администрацией совершались действия, свидетельствующие о намерении оказать содействие в преодолении кризисной ситуации с целью дальнейшего осуществления деятельности МУП "Иловлинское" (предоставлялись субсидии, давались указания на участие в мероприятиях по переводу на поквартирное отопление 118 квартир многоквартирных домов в ст. Качалино Иловлинского муниципального района, переданное для ведения уставной деятельности имущество не изымалось).
Судами установлено, что выполнив все необходимые действия по финансированию МУП "Иловлинское" в рамках возложенных полномочий, передаче объектов коммунального комплекса, предприняв попытку через МУП "Иловлинское" провести мероприятия по модернизации и энергосбережению систем коммунальной инфраструктуры в Качалинском сельском поселении, исполняющий обязанности директора МУП "Иловлинское" Кравченко Е.В. в порядке статьи 7 Закона о банкротстве 21.09.2021 разместила через услуги нотариуса в едином федеральном реестре сведений о банкротстве сообщение N 09550626 о своем намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника.
Судами при отклонении требований к ответчикам в этой части учтено, что сам по себе факт не обращения руководителя должника в суд с заявлением о признании должника банкротом не повлек неблагоприятные последствия для кредиторов и должника, так как отсутствуют основания для вывода о том, что в случае обращения должника в суд с заявлением о признании общества несостоятельным (банкротом) задолженность перед кредиторами была бы погашена, а новая задолженность - не сформирована.
Также суды сочли необоснованными доводы ПАО "Волгоградэнергосбыт" о наличии оснований для привлечения Кравченко Е.В. и Мартыновой О.А. к субсидиарной ответственности за не передачу временному и конкурсному управляющему документации МУП "Иловлинское" на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве.
Судом установлено, что все имущество, переданное Администрацией в адрес МУП "Иловлинское" и изъятое у него в 2021 году относится к объектам централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения (что кредиторами и конкурсным управляющим не оспаривается), которое не подлежало включению в конкурсную массу должника и изъятие которого в условиях существования у предприятия значительной кредиторской задолженности, ареста расчетного счета и создания нового предприятия для ведения аналогичной деятельности само по себе не являлось определяющим фактором для признания предприятия банкротом.
В рассматриваемом случае судом установлено, что бывшим руководителем МУП "Иловлинское" Нургалиевой Д.И., которая, в настоящее время, является директором МУП "Качалинское ЖКХ", конкурсному управляющему Харькову А.А. были переданы документы должника; определением суда от 25.07.2022 года отказано в удовлетворении заявления конкурсного управляющего Харькова Андрея Анатольевича об истребовании документов у директора МУП "Иловлинское" Кравченко Е.В.
Поскольку не представлено доказательств того, что ответчиками не передана какая-либо иная документация МУП "Иловлинское", которая у них имелась, повлекшая затруднительность проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также формирования и реализации конкурсной массы и обнаружения дебиторской задолженности, суды пришли к выводу о том, что ответчики не подлежат привлечению к субсидиарной ответственности по указанному основанию.
Оценив действия Администрации по изъятию Распоряжением Администрации от 22.07.2021 N 71-п у должника имущества, относящегося к объектам централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения (три объекта теплоснабжения (котельная и тепловые сети), балансовая стоимость которых составила 4 131 200 руб., 22 объекта централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, относящихся к недвижимому имуществу (насосные станции, водопроводные и канализационные насосные станции, артезианские скважины, водопровод, водозаборные скважины, водонапорные башни, канализационные сети), балансовая стоимость которых составила 9 702 861 руб., 15 объектов движимого имущества (оборудование), балансовая стоимость которых составила 1 508 532,03 руб.), суды пришли к выводу, что такое изъятие не может являться основанием для привлечения Администрации к субсидиарной ответственности.
Судами установлено, что в составе переданного, а затем изъятого имущества отсутствует имущество, которое бы не относилось к системам водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения, что подтверждается представленными МУП "Качалинское ЖКХ" схемами водоснабжения и водоотведения, характеристиками имущества, а также определением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.07.2019 по делу N А12-27703/2018.
Учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, а также в определениях от 23.04.2013 N 640-О и от 28.05.2013 N 875-О, необходимость соблюдения баланса интересов кредиторов, муниципалитета и населения, суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с Администрации в конкурсную массу должника компенсации за изъятое имущество, в размере 3 068 518,60 руб.
При определении размера компенсации судом учтено, что изъятое у должника имущество имело значительный износ, для поддержания его в исправном состоянии необходимы значительные затраты; согласно представленной МУП "Качалинское ЖКХ" ведомости амортизации основных средств за ноябрь 2022 года остаточная стоимость объектов недвижимого имущества, ранее принадлежавших МУП "Иловлинское", составила 430 441,49 руб.: по двум объектам - водозаборная станция и водопровод, остальные объекты имеют нулевую остаточную стоимость; представленные выписки из ЕГРН в отношении некоторых объектов недвижимого имущества свидетельствуют о давности их создания (1930, 1974, 1980, 1985 годы); по показателям бюджета Иловлинский муниципальный район Волгоградской области является дотационным.
Арбитражный суд Поволжского округа считает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленных судами, имеющимся в нем доказательствам, спор разрешен без нарушения либо неправильного применения норм материального права и норм процессуального права.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 53), привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов. При его применении судам необходимо учитывать как сущность конструкции юридического лица, предполагающей имущественную обособленность этого субъекта (пункт 1 статьи 48 ГК РФ), его самостоятельную ответственность (статья 56 ГК РФ), наличие у участников корпораций, учредителей унитарных организаций, иных лиц, входящих в состав органов юридического лица, широкой свободы усмотрения при принятии (согласовании) деловых решений, так и запрет на причинение ими вреда независимым участникам оборота посредством недобросовестного использования института юридического лица (статья 10 ГК РФ).
Наличие у должника задолженности не может рассматриваться как безусловное доказательство начала возникновения у должника какого-либо обязательства перед конкретным кредитором для целей определения необходимости обращения руководителя должника в суд с заявлением о признании должника банкротом в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 9 Закона о банкротстве.
Судами правомерно принято во внимание, что деятельность предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, к которым относится должник, носит убыточный характер, неблагоприятное финансовое состояние предприятия было вызвано, прежде всего, спецификой его деятельности, а действия руководителя и собственника были направлены на обеспечение деятельности предприятия по предоставлению населению муниципального образования услуг по водоснабжению и водоотведению.
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, суд должен учитывать, что контролирующие должника лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями. К числу лиц, на которые может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам признанного несостоятельным (банкротом) юридического лица, относится собственник имущества унитарного предприятия, давший обязательные для него указания.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2021 N 305-ЭС21-4666(1,2,4), отмечено, что при рассмотрении данной категории споров необходимо учитывать специфику правового статуса должников-организаций, особенности их функционирования в гражданском обороте.
Как разъяснено в пункте 24 постановления Пленума ВС РФ N 53, лицо, обратившееся в суд с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности, должно представить суду объяснения относительно того, как отсутствие документации (отсутствие в ней полной информации или наличие в документации искаженных сведений) повлияло на проведение процедур банкротства.
По смыслу пункта 1 статьи 131 Закона о банкротстве включению в конкурсную массу подлежит имущество, которое имеется в фактическом наличии.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество (пункты 1, 2 статьи 131 Закона о банкротстве).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Положениями Закона о теплоснабжении не предусмотрена возможность реализации источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем.
Закон о водоснабжении и водоотведении, Закон о теплоснабжении являются специальными по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
Как отмечено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 (вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике"), названный закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что действия руководителей и учредителя были направлены на обеспечение деятельности должника по предоставлению населению коммунальных услуг, приняв во внимание специфику хозяйственной деятельности должника в отсутствие доказательств противоправного виновного действия (бездействия) руководителей и собственника имущества по доведению должника до несостоятельности (банкротства), установив изъятие собственником предприятия имущества, не подлежавшего включению в конкурсную массу и реализации, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для привлечения ответчиков к субсидиарной ответственности по обязательствам должника и о наличии оснований для взыскания с Администрации в конкурсную массу компенсации за изъятое имущество.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах подлежат отклонению, поскольку тождественны доводам являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, отклонены судами с подробным изложением мотивов, не опровергают выводов судов, а сводятся к несогласию подателей жалоб с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ.
Поскольку нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено, основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.12.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2023 по делу N А12-29814/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Г. Иванова |
Судьи |
В.А. Моисеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как отмечено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 (вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике"), названный закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 июня 2023 г. N Ф06-3357/23 по делу N А12-29814/2021
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3357/2023
27.06.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4594/2023
20.03.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-407/2023
24.03.2022 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-29814/2021