г. Казань |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А72-5398/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мосунова С.В., Хлебникова А.Д.,
при участии представителей:
заявителя - Ганиева М.И. (доверенность от 28.04.2023),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Ульяновской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023
по делу N А72-5398/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т1" о признании незаконным решения Правительства Ульяновской области, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области, акционерного общества "Портовая особая экономическая зона "Ульяновск",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Т1" (далее - ООО "Т1", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Правительства Ульяновской области (далее - Правительство Ульяновской области, ответчик) от 15.03.2022 N 71 -ПС экспертного совета по портовой особой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области, обязать Правительство Ульяновской области провести заседание экспертного совета по портовой особой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области, по рассмотрению заявления ООО "Т1" на внесение изменений в соглашение от 04.10.2012 N С-473-ОС/Д25 об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области, с проведением оценки бизнес-плана ООО "Т1" по критериям, установленным пунктами 2, 6 приложения N 1 к приказу Минэкономразвития России от 31.08.2016 N 560 и пунктов 5.7.3.2 - 5.7.3.7 регламента работы экспертного совета по портовой особой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области, акционерное общество "Портовая особая экономическая зона "Ульяновск".
постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023, заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение экспертного совета по портовой особой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области, от 15.03.2022 N 71-ПС в части отказа в поддержке бизнес-плана, представленного ООО "Т1". Суд обязал Правительство Ульяновской области принять меры, направленные на повторное рассмотрение представленного ООО "Т1" 19.01.2022 бизнес-плана.
В кассационной жалобе Правительство Ульяновской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством экономического развития Российской Федерации, открытым акционерным обществом "Особые экономические зоны" и обществом с ограниченной ответственностью "ААР Рус" заключено соглашение от 04.10.2012 N С-473-ОС/Д25 об осуществлении деятельности в портовой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области, а также дополнительное соглашение от 09.08.2013 N С-313-ОС/Д14.
Между Министерством экономического развития Российской Федерации, ОАО "Особые экономические зоны" и ООО "ААР Рус" заключено соглашение от 02.02.2015 о замене управляющей компании по соглашению от 04.10.2012 N С-473-ОС/Д25 (в редакции дополнительного соглашения от 09.08.2013 N С-313-ОС/Д14 к соглашению) от 02.02.2015 N С-23-АЦ/Д14.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации "О передаче Правительству Ульяновской области отдельных полномочий по управлению портовой особой экономической зоной, созданной на территории муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области от 18.04.2016 N 245 с Правительством Ульяновской области заключено соглашение о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной Правительству Ульяновской области от 05.09.2016 N С-627-АЦ/Д14 (с дополнительными соглашениями от 28.12.2018 N С-256-ВЖ/Д14 и от 27.12.2019 N С-324-СГ/Д14/170-ДП).
Между Правительством Ульяновской области, АО "ПОЭЗ "Ульяновск" (управляющая компания) и ООО "Т1" (правопреемник резидента) заключено дополнительное соглашение от 29.04.2019 N 54-ДП к соглашению от 04.10.2012 N С-473-ОС/Д25.
В соответствии с пунктом 1 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 29.04.2019 N 54-ДП) предметом соглашения является ведение резидентом деятельности в портовой особой экономической зоне в соответствии с прилагаемым к соглашению бизнес-планом, частью которого является создание резидентом в соответствии с прилагаемым к соглашению бизнес-планом объектов капитального строительства общей площадью не менее 38800 кв. м, в том числе ангарного комплекса для обслуживания воздушных судов с суммарной площадью помещений не менее 35800 кв. м. Согласно пункту 2.5.1. соглашения резидент обязан вести на территории портовой особой экономической зоны только деятельность, предусмотренную соглашением. В соответствии с пунктом 2.5.2. соглашения в ходе выполнения мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, осуществить инвестиции в сумме не менее чем 3876100000 руб., в том числе капитальные вложения в сумме не менее чем 3561581000 руб. Соглашение заключается на срок до 30.12.2058 и вступает в силу с даты его подписания сторонами (пункт 3.1. соглашения).
В разделе 4 названного соглашения предусмотрены условия изменения и прекращения действия соглашения, в том числе условие, при котором соглашение может быть расторгнуто в судебном порядке по требованию органа исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4.7 соглашения существенными нарушениями при исполнении сторонами принятых на себя обязательств являются нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 20 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) об особых экономических зонах, а также иные существенные нарушения условий настоящего соглашения, установленные по соглашению сторон, в том числе:
- неосуществление резидентом капитальных вложений в объёме и в сроки, предусмотренные таблицей раздела 7.8 "Финансовый план проекта" бизнес-плана,
- неосуществление резидентом создания объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 настоящего соглашения с количественными параметрами, предусмотренными пунктом 1 настоящего соглашения.
В соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта "Создание предприятия по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов, а также логистического центра", а также плану-графику реализации бизнес-плана (приложение N 2 к дополнительному соглашению от 29.04.2019 N 54-ДП) сдача ангарного комплекса в эксплуатацию должна быть произведена - 31.12.2021.
Правительством Ульяновской области выявлены нарушения условий соглашения от 04.10.2012 N С-473-ОС/Д25 (в редакции дополнительного соглашения от 29.04.2019 N54-ДП), о чем составлен акт от 29.01.2020 N 1. В акте отражено невыполнение обществом обязательства по осуществлению капитальных вложений в ангарный комплекс на 01.01.2019 в размере 37900000 руб. (неисполнение составляет 92%). В этой связи в адрес общества направлено уведомление от 10.02.2020 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
Поскольку общество выявленные нарушения в установленный срок не устранило, в его адрес 14.07.2020 направлено предложение о расторжении соглашения от 04.10.2012 N С-473-ОС/Д25.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-13616/2020 от 28.09.2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023, соглашение от 04.10.2012 NС-473-ОС/Д25 расторгнуто в части обязательства по созданию ангарного комплекса для технического обслуживания и ремонта авиационной техники.
Судами установлено значительное превышение высоты проектируемого ангара в соответствии с бизнес-планом (36 метров) вместо максимально допустимых 11-18 метров. При этом ни АО "ПОЭЗ "Ульяновск", ни Правительство Ульяновской области не уведомили ООО "Т1" об изменении требований по ограничению высот строительства.
Правительством Ульяновской области 06.08.2020 был расторгнут договор аренды земельного участка площадью 87086 кв. м с кадастровым номером 73:21:000000:1085, переданного ранее для целей строительства ангара по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов на территории ПОЭЗ (договор аренды от 27.03.2014 N ПЗ-11-01-24/2014).
В связи с невозможностью реализации части инвестиционного проекта ООО "Т1", касающейся создания центра по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов и необходимостью актуализации инвестиционного проекта, общество инициировало обращение в Правительство Ульяновской области с заявлениями о внесении изменений в соглашение, связанных с изменением бизнес-плана.
Решением экспертного совета по портовой особой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области от 15.03.2022 N 71-ПС обществу отказано в поддержке бизнес-плана.
Общество оспорило данное решение в судебном порядке.
При рассмотрении спора суды руководствовались следующим.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 7 Федерального закона N 116-ФЗ предусмотрено, что управление особыми экономическими зонами возлагается на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, при этом по решению руководителя уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти отдельные полномочия по управлению особыми экономическими зонами могут быть переданы на основании соглашения органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 5.3.2 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, предусмотрено, что Министерство осуществляет управление особыми экономическими зонами в порядке и пределах, предусмотренных Федеральным законом N 116-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.04.2016 N 245 "О передаче Правительству Ульяновской области отдельных полномочий по управлению портовой особой экономической зоной, созданной на территории муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области", Правительству Ульяновской области переданы определенные полномочия по управлению портовой особой экономической зоной, предусмотренные частью 1 статьи 8 Федерального закона N 116-ФЗ, в том числе полномочия по заключению соглашений об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке, установленном Федеральным законом.
В соответствии с названным приказом с Правительством Ульяновской области было заключено соглашение от 05.09.2016 N С-627-АЦ/Д14 (с дополнительными соглашениями от 28.12.2018 N С-256-ВЖ/Д14 и от 27.12.2019 N С-324-СГ/Д14/170-ДП), по условиям которого Правительству Ульяновской области были делегированы отдельные полномочия по управлению особой экономической зоной, созданной на территории муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области, в том числе, полномочия по осуществлению контроля за исполнением Резидентом ОЭЗ Соглашения в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 16.03.2009 N 82.
Статьей 18 Федерального закона N 116-ФЗ предусмотрена возможность изменения условий соглашения об осуществлении деятельности.
Так, в случае, если резидент особой экономической зоны намерен изменить условия соглашения об осуществлении деятельности, связанные с изменением бизнес-плана, он представляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 Федерального закона N 116-ФЗ, заявление, а также бизнес-план, форма которого устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Не позднее чем через пятнадцать рабочих дней с даты получения документов, указанных в части 1 настоящей статьи, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти передает бизнес-план в экспертный совет по соответствующим особым экономическим зонам.
Не позднее чем через сорок рабочих дней с даты получения документов, указанных в части 1 настоящей статьи, экспертный совет по соответствующим особым экономическим зонам принимает и направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 Федерального закона N 116-ФЗ, одно из следующих решений: о поддержке бизнес-плана; об отказе в поддержке бизнес-плана.
В течение десяти рабочих дней с даты получения решения экспертного совета по соответствующим особым экономическим зонам уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 Федерального закона N 116-ФЗ, направляет в письменной форме резиденту особой экономической зоны уведомление: 1) об изменении условий соглашения об осуществлении деятельности при принятии решения о поддержке бизнес-плана; 2) об отказе в изменении условий соглашения об осуществлении деятельности при принятии решения об отказе в поддержке бизнес-плана;
3) об изменении условий соглашения об осуществлении деятельности при условии выполнения заявителем обязательств по внесению изменений в бизнес-план.
В течение пятнадцати рабочих дней с даты принятия экспертным советом по соответствующим особым экономическим зонам решения о заключении дополнительного соглашения к соглашению об осуществлении деятельности уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 Федерального закона N 116-ФЗ, подготавливает и направляет заявителю и в управляющую компанию соглашение об осуществлении деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 31.08.2016 N 560 утверждены критерии оценки бизнес-плана экспертным советом по промышленно-производственным, технико-внедренческим, туристско-рекреационным или портовым особым экономическим зонам или в случае, предусмотренном пунктом 2 части 6 статьи 13 Федерального закона N 116-ФЗ, Минэкономразвития России либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 Федерального закона N 116-ФЗ (приложение N 1); методика оценки бизнес-плана экспертным советом по промышленно-производственным, технико-внедренческим, туристско-рекреационным или портовым особым экономическим зонам или в случае, предусмотренном пунктом 2 части 6 статьи 13 Федерального закона N 116-ФЗ, Минэкономразвития России либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 Федерального закона N 116-ФЗ (приложение N 2).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.10.2016 N 508-П утверждено Положение об экспертном совете по портовой особой экономической зоне, созданной на территории муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области (далее - экспертный совет).
Согласно указанному Положению экспертный совет на основании обращения резидента ПОЭЗ с заявлением об изменении условий соглашения об осуществлении деятельности, связанных с изменением бизнес-плана, принимает решение о поддержке бизнес-плана либо об отказе в поддержке бизнес-плана, которое может содержать одно или несколько обязательств по внесению изменений в бизнес-план, которые возлагаются на заявителя.
Пунктами 3.7, 3.8, 3.9 Положения предусмотрено, что решения экспертного совета отражаются в протоколах заседаний экспертного совета, которые подписываются председательствующим на заседании экспертного совета и ответственным секретарем экспертного совета. Решения экспертного совета в сроки, установленные Федеральным законом N 116-ФЗ, направляются в Правительство Ульяновской области. Регламент работы экспертного совета утверждается на заседании экспертного совета.
Председателем экспертного совета утвержден принятый на заседании экспертного совета 07.07.2020 регламент работы экспертного совета (далее - регламент), в пункте 5.7.3 которого определены особенности принятия решения о поддержке либо об отказе в поддержке бизнес-плана, представленного резидентом ПОЭЗ, обратившимся с заявлением об изменении условий соглашения об осуществлении деятельности в ПОЭЗ, связанных с изменением бизнес-плана.
Согласно пункту 5.7.3.2 регламента экспертный совет проверяет бизнес-план на возможность выполнения органами управления ПОЭЗ предъявляемых требований к ресурсному обеспечению. Экспертным советом выносится решение об отказе в поддержке бизнес-плана, которое оглашается председательствующим на заседании экспертного совета, в случае, если экспертным советом установлен факт невозможности выполнения таких требований органами управления ПОЭЗ и иными лицами, в частности (включая, но не ограничиваясь): в границах ПОЭЗ отсутствует земельный участок, соответствующий предъявляемым требованиям, либо помещение для предоставления в аренду (в том числе отсутствуют гарантии собственника по предоставлению заявителю указанного имущества, находящегося в частной собственности); принятые в рамках бизнес-плана решения по инвестиционной и текущей деятельности не соответствуют проектным решениям ПОЭЗ; требуются объекты инфраструктуры, создание которых либо не предусмотрено соглашением о создании ПОЭЗ, либо их создание предусмотрено в более поздние сроки, чем необходимо; отсутствуют в требуемом объеме свободные мощности сетей инженерно-технического обеспечения.
Судами установлено, что вышеприведенные основания не явились причиной отказа в поддержке бизнес-плана. Соответствующее решение принято на основании пункта 5.7.3.3 регламента, в соответствии с которым экспертный совет проверяет бизнес-план на уменьшение генерируемых эффектов (уменьшение количества создаваемых рабочих мест, размера налогооблагаемых баз, инвестиций, увеличение сроков генерации эффектов и др.).
В этой связи судами сделан вывод, что при выявлении факта уменьшения генерируемых эффектов экспертным советом не проведена оценка влияния бизнес-плана на достижение установленных показателей эффективности функционирования ПОЭЗ и последствий такого влияния. Экспертным советом не дана оценка доводам ООО "Т1" о том, что строительство ангара не согласовано с аэропортом "Восточный" по причинам несоответствия нормативным требованиям и невозможности строительства данного объекта. Технические условия предусмотрены Картами (схемами) полос воздушных подходов и санитарно-защитной зоны аэродрома Ульяновск (Восточный), утвержденными Департаментом авиационной промышленности Минпромторга России.
Все доводы Правительства Ульяновской области являлись предметом исследования и всестороннего рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. При этом судебными инстанциями со ссылкой на имеющиеся в деле документы подробным образом аргументированы сделанные выводы.
При таких обстоятельствах суды удовлетворили заявленные требования.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
По существу доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы и сводятся к переоценке доказательств. Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 по делу N А72-5398/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Минэкономразвития России от 31.08.2016 N 560 утверждены критерии оценки бизнес-плана экспертным советом по промышленно-производственным, технико-внедренческим, туристско-рекреационным или портовым особым экономическим зонам или в случае, предусмотренном пунктом 2 части 6 статьи 13 Федерального закона N 116-ФЗ, Минэкономразвития России либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 Федерального закона N 116-ФЗ (приложение N 1); методика оценки бизнес-плана экспертным советом по промышленно-производственным, технико-внедренческим, туристско-рекреационным или портовым особым экономическим зонам или в случае, предусмотренном пунктом 2 части 6 статьи 13 Федерального закона N 116-ФЗ, Минэкономразвития России либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 Федерального закона N 116-ФЗ (приложение N 2).
...
Пунктами 3.7, 3.8, 3.9 Положения предусмотрено, что решения экспертного совета отражаются в протоколах заседаний экспертного совета, которые подписываются председательствующим на заседании экспертного совета и ответственным секретарем экспертного совета. Решения экспертного совета в сроки, установленные Федеральным законом N 116-ФЗ, направляются в Правительство Ульяновской области. Регламент работы экспертного совета утверждается на заседании экспертного совета."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 июля 2023 г. N Ф06-5133/23 по делу N А72-5398/2022
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2025 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16177/2024
16.05.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4922/2024
13.05.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5106/2024
12.07.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5133/2023
04.04.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2909/2023
13.01.2023 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-5398/2022