г. Казань |
|
14 июля 2023 г. |
Дело N А55-7808/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Кормакова Г.А.,
при участии представителей:
истца - Леньшина М.М., доверенность от 01.01.2023 N 1/51-Ю,
ответчика - Хритоненкова М.Н., доверенность от 03.02.2023 N 23-76,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2023
по делу N А55-7808/2022
по иску открытого акционерного общества "Самарагаз" к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самарагаз" (далее - ОАО "Самарагаз", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Самара", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа от 10.12.2021 N 45-5-0004/22 (далее - договор).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2023, урегулированы разногласия, возникшие между ООО "Газпром межрегионгаз Самара" и ОАО "Самарагаз" при заключении договора поставки газа следующим образом:
Пункт 4.3 изложен в следующей редакции: "Объем газа поставщика, израсходованного ГРО на восполнение потерь в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, подлежащего оплате ГРО поставщику, ежемесячно определяется ГРО по расчету согласно Методике по расчету удельных показателей загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) в атмосферу (водоемы) на объектах газового хозяйства (принята и введена в действие приказом АО "Росгазификация" от 17.04.1997 N 17П, одобрена письмом Госкомэкологии России от 20.02.1997 N 05-12/35-532) за вычетом объемов газа, приобретенных ГРО в соответствующий расчетный период (месяц) на потери у иных поставщиков и (или) на организованных биржевых торгах.
ГРО ежемесячно в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, направляет поставщику: данные об объеме потерь газа, возникающих в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, в том числе связанных с утечками газа из-за негерметичности разъемных соединений на газопроводах и оборудовании (эксплуатационные потери), авариями на газораспределительных сетях (при наличии), за отчетный период; сведения об объемах газа, приобретенных ГРО в отчетном периоде на потери у иных поставщиков и (или) на организованных биржевых торгах.
Количество газа, израсходованного на потери, указывается в Акте о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах, предусмотренном пунктом 4.4 договора, в соответствии с данными ГРО об объеме потерь газа за вычетом объемов газа, приобретенного ГРО в отчетный период на потери у иных поставщиков и (или) на организованных биржевых торгах".
Пункт 4.3.1 изложен в следующей редакции: "В случае образования в период действия настоящего договора по вине ГРО вследствие ее деятельности по эксплуатации газораспределительных сетей дополнительных потерь газа, не учтенных ГРО (подтвержденные документально случаи нарушения условий эксплуатации, обслуживания или ремонта объектов газораспределения, повлекшие потери газа), такие потери подлежат оплате ГРО поставщику на основании дополнительного соглашения к настоящему договору в соответствии с условиями такого дополнительного соглашения".
Пункт 4.4 изложен в следующей редакции: "ГРО в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, составляет в 2-х экземплярах, подписывает, скрепляет печатью и направляет в адрес поставщика для подписания Акт о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах за расчетный период (по форме согласно Приложению N 3)".
Пункт 4.5 изложен в следующей редакции: "Акт, указанный в пункте 4.4 договора, направляется ГРО в адрес поставщика любым способом, обеспечивающим возможность достоверно установить факт его получения поставщиком".
Пункт 4.6 изложен в следующей редакции: "При получении Акта, предусмотренного пунктом 4.4 договора, поставщик в течение пяти рабочих дней с момента его получения обязан подписать Акт, скрепить печатью и один экземпляр Акта вернуть ГРО или в тот же срок направить в адрес ГРО письменный мотивированный отказ от его подписания".
Пункт 4.7 изложен в следующей редакции: "В случае если поставщик в срок, установленный пунктом 4.6 договора, не направит в адрес ГРО подписанный и скрепленный печатью Акт или письменный мотивированный отказ от подписания Акта, Акт считается принятым поставщиком без замечаний, а количество газа и объем оказанных снабженческо-сбытовых услуг принимаются по данным ГРО, указанным в Акте".
Пункт 5.3 изложен в следующей редакции: "Расчеты с поставщиком за поставленный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги производятся ГРО в соответствии с Актом о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах и товарной накладной на отпуск газа, оформленной по форме ТОРГ-12, перечислением денежных средств на расчетный счет поставщика путем выписки ГРО платежных поручений на основании счета-фактуры в течение 10 рабочих дней с момента его получения".
Пункт 5.3.4 исключен из договора. Пункт 9.10 изложен в следующей редакции: "Договор имеет следующие приложения: Приложение N 1. Ориентировочные (плановые) объемы поставки газа в 2022 году, тыс. куб. м, Приложение N 3. Форма Акта о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах".
Раздел 10, Приложение N 2 исключены из договора.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Газпром межрегионгаз Самара" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, урегулировать разногласия, возникшие между ОАО "Самарагаз" и ООО "Газпром межрегионгаз Самара" по договору поставки газа (на восполнение потерь в сети газораспределения) в своей редакции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между ответчиком (поставщик) и истцом (газораспределительная организация (ГРО)) при заключении договора возник спор, урегулирование разногласий по которому подлежит разрешению в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с этим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
На основании пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 этого Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьей 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Порядок и условия заключения и исполнения договоров поставки газа определены в Правилах поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа).
Как следует из пункта 11 Правил поставки газа, согласие на заключение договора поставки газа или договора транспортировки газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте.
При несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Преддоговорный спор возник между сторонами по договору поставки газа, который относится к договорам энергоснабжения. Указанный вид договоров регулируется § 6 главы 30 ГК РФ и иными федеральными законами и подзаконными актами в сфере энергоснабжения.
При заключении договора истец предложил (в протоколе разногласий) следующую редакцию пунктов 4.3, 4.3.1 договора: "4.3. Объем газа поставщика, израсходованного ГРО на восполнение потерь в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, подлежащего оплате ГРО поставщику, ежемесячно определяется ГРО по расчету согласно Методике по расчету удельных показателей загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) в атмосферу (водоемы) на объектах газового хозяйства (принята и введена в действие приказом АО "Росгазификация" от 17.04.1997 N 17П, одобрена письмом Госкомэкологии России от 20.02.1997 N 05-12/35-532) за вычетом объемов газа, приобретенных ГРО в соответствующий расчетный период (месяц) на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.
ГРО ежемесячно в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, направляет поставщику: данные об объеме потерь газа, возникающих в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, в том числе связанных с утечками газа из-за негерметичности разъемных соединений на газопроводах и оборудовании (эксплуатационные потери), авариями на газораспределительных сетях (при наличии), за отчетный период; сведения об объемах газа, приобретенных ГРО в отчетном периоде на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.
Количество газа, израсходованного на потери, указывается в Акте о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах, предусмотренном пунктом 4.4 договора, в соответствии с данными ГРО об объеме потерь газа за вычетом объемов газа, приобретенного ГРО в отчетный период на потери у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.
4.3.1. В случае образования в период действия настоящего договора по вине ГРО вследствие ее деятельности по эксплуатации газораспределительных сетей дополнительных потерь газа, не учтенных ГРО (подтвержденные документально случаи нарушения условий эксплуатации, обслуживания или ремонта объектов газораспределения, повлекшие потери газа), такие потери подлежат оплате ГРО поставщику на основании дополнительного соглашения к настоящему договору в соответствии с условиями такого дополнительного соглашения".
Ответчик не согласился с этой редакцией и предложил (в протоколе согласования разногласий, отклоненном истцом) иную редакцию:
"4.3. Объем газа поставщика, израсходованного ГРО на восполнение потерь в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, подлежащего оплате поставщику, ежемесячно определяется ГРО в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, Методиками, ГОСТами, за вычетом объемов газа, приобретенного ГРО в соответствующий расчетный период (месяц) на потери у иных поставщиков и (или) на организованных биржевых торгах.
ГРО ежемесячно в срок до 2-го числа месяца, следующего за отчетным, направляет поставщику: данные об объеме потерь газа, возникающих в газораспределительных сетях, принадлежащих ГРО на праве собственности и иных законных основаниях, в том числе связанные с утечками газа из-за негерметичности разъемных соединений на газопроводах и оборудовании (эксплуатационные потери), авариями на газораспределительных сетях (при наличии), за отчетный период; сведения об объемах потерь газа, приобретенных ГРО в отчетном периоде на потери у иных поставщиков и (или) на организованных биржевых торгах.
Фактический (общий) объем потерь газа с января по декабрь 2022 года определяется сторонами по окончании календарного года. В случае если фактический объем потерь газа, определенный сторонами по окончании календарного года, будет превышать объем плановых потерь ГРО за 12 месяцев и не будет согласован сторонами, то поставщик в установленном законом порядке имеет право обратиться в суд за защитой нарушенного права.
4.3.1. На аварийные выбросы при повреждении газопроводов или оборудования, произошедших по вине 3-х лиц и/или ГРО, объем газа определяется на основании совместных актов регистрации аварий, подписанных поставщиком и ГРО, содержащих данные об объеме аварийных потерь газа, и расчета объема аварийных выбросов по соответствующим нормативно-правовым актам, Методикам, ГОСТам, и подлежит оплате ГРО поставщику".
Разногласия сторон по указанным пунктам касаются порядка определения количества (объема) потерь газа в газораспределительных сетях ГРО и расчетного способа (метода) их учета.
Согласно статье 3 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О недрах", Федеральном законе "О естественных монополиях", Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
В соответствии со статьей 18 Закона о газоснабжении поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 2.9 Правил учета газа, утвержденных Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961, определено, что измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений.
Аналогичное требование к измерениям установлено в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений": измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений.
Таким образом, учет энергоресурсов допускается проводить посредством средств измерений либо с применением расчетных способов и методов (методик). Следовательно, учет потерь газа может производиться с использованием средств определенных расчетных способов (методов).
Согласно пунктам 12, 21, 22 Правил поставки газа поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа. Поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. Учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации.
Правила учета газа устанавливают следующие особенности учета газа. Количество (объемы) газа ежемесячно с начала года учитывается в форме баланса газа (пункт 2.11). При транспортировке учету подлежит, в том числе, утерянный газ (пункт 2.3). Фактические потери природного газа при добыче, транспортировке, переработке и хранении (при закачке и отборе из газохранилищ) определяются собственником природного газа по каждому конкретному месту их образования и оформляются актами (пункт 3.4). По итогам деятельности в отчетном периоде организация составляет баланс добычи природного газа на основании актов приема-сдачи количества добытого, переданного для транспортировки и другим организациям, принятого от других организаций, сожженного на факельных установках, использованного на собственные производственно-технологические нужды, с учетом фактических потерь (пункт 3.5).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 N 411-э/7 утверждены Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, согласно которым (подпункт "а" пункта 5, пункт 24 и Приложение N 2) к экономически обоснованным расходам ГРО по транспортировке газа относятся технологические (эксплуатационные) потери.
Согласно пункту 18 ГОСТ Р 53865-2010 "Системы газораспределительные. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 10.09.2010 N 242-ст, технологические потери газа при эксплуатации сети газораспределения - это потери газа при негерметичности сети газораспределения, обусловленной конструкцией технических устройств и эксплуатационными характеристиками уплотнительных материалов.
Как указано в пункте 56 ГОСТ Р 53865-2019 "Системы газораспределительные. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1428-ст, действительные потери газа в сети газораспределения - это эксплуатационные утечки газа из сети газораспределения, обусловленные негерметичностью разъемных соединений, потери газа при проведении сливо-наливных операций на ГНС, ГНП, АГЗС, резервуарных установках, а также аварийные выбросы газа при повреждении сети газораспределения третьими лицами. В качестве примечания указано: действительные потери не включают количество газа, полученное и полезно используемое потребителем, но неучтенное (и поэтому неоплаченное) вследствие несовершенства методов контроля и учета расхода газа ("мнимые" потери).
При этом в пункте 2.4 Методических положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) газовых хозяйств, утвержденных Минтопэнерго России 30.12.1992, определено, что коммерческие потери - это разность между полученным и отпущенным объемами природного или сжиженного газа, обусловленная погрешностью приборов учета и применяемыми нормами расхода. Коммерческие потери отражаются в фактической себестоимости продукции (работ, услуг).
Разъяснения о порядке определения разбаланса газа и учета потерь даны в Информационном письме Федеральной службы по тарифам от 28.06.2005 N СН-3923/9 "Об учете потерь газа". Разница между общим объемом газа, поступившим от поставщика (по данным узлов учета газа, установленных на ГРС), и объемом газа, реализованным потребителям, в том числе населению и ГРО (по данным приборов учета газа у потребителей или в случае их отсутствия или несоответствия требованиям стандартов - по установленным нормативам потребления и/или проектной мощности газоиспользующего оборудования), образует разбаланс газа, который, как правило, обусловлен следующими причинами: а) отклонение объемов фактического потребления газа населением от утвержденных в установленном порядке нормативов потребления; б) отклонение объемов фактического расхода газа ГРО на технологические нужды от объема, рассчитанного по действующим нормам и зафиксированного в договоре поставки газа на технологические нужды ГРО; в) проведение аварийных работ, а также внеплановых ремонтных работ; г) технологические потери газа в системах газораспределения (эксплуатационные утечки и т.п.); д) погрешность измерений установленных приборов учета газа у промышленных потребителей и населения и существующие проблемы с приведением измеряемых объемов газа к нормальным условиям; е) несоблюдение технологического режима транспортировки газа. На финансовый результат поставщика газа должны относиться убытки (прибыль), полученные вследствие отклонения фактического потребления газа населением на бытовые нужды от нормативов потребления, утвержденных в установленном порядке, ввиду того что возникающие в результате этого потери газа не являются потерями при транспортировке газа; вследствие отклонения объемов газа из-за погрешности измерений установленных приборов учета расхода газа на ГРС, у промышленных потребителей и населения.
Указанные разъяснения подтверждены в письме Федеральной антимонопольной службы от 23.12.2019 N АГ/112857/19 в ответ на запрос истца от 25.11.2019 N 8/2265.
Исходя из вышеизложенного, к потерям газа, которые образуются в сетях газораспределения ГРО и подлежат возмещению (оплате) со стороны ГРО поставщикам (собственникам) газа, относятся технологические (эксплуатационные) потери газа, связанные непосредственно с эксплуатацией и функционированием сетей газораспределения.
Способы учета потерь в сетях газораспределения ввиду невозможности их учета средствами измерений являются расчетными и определены в соответствующих методических документах. Для целей определения потерь газа (эксплуатационных утечек, аварийных выбросов) ОАО "Гипрониигаз" разработана Методика по расчету удельных показателей загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) в атмосферу (водоемы) на объектах газового хозяйства, принятая и введенная в действие приказом АО "Росгазификация" от 17.04.1997 N 17П, одобренная письмом Госкомэкологии России от 20.02.1997 N 05-12/35-532 (далее - Методика), которая содержит порядок расчетов удельных показателей загрязняющих веществ в выбросах в атмосферу при эксплуатации систем газоснабжения природным газом, включая расчет удельного количества выбросов газа за счет негерметичности газопроводов и оборудования (раздел N 3), а также порядок расчетов выбросов газа при аварийных и залповых выбросах в системах газоснабжения природным газом (раздел N 5).
Объемы потерь газа (утечки, аварии) определяются физико-математическими методами, которые учитывают необходимые для расчета исходные данные: давление, объем, масса, температура, плотность газа, длина и диаметр труб и пр. В расчет берутся объективные данные о функционировании сетей и транспортировке по ним газа в конкретные отчетные периоды (месяцы). Соответственно, использование Методики позволяет произвести расчетным путем определение количества (объема) фактических потерь газа в сетях газораспределения при транспортировке, а не плановых.
Как следует из материалов дела, Методика используется участниками рынка газоснабжения в целях учета и расчетов потерь газа, что подтверждается, в том числе, заключаемыми газоснабжающими и газораспределительными организациями договорами (представлена размещенная на ЕИС "Закупки" закупочная документация с договорами поставки газа ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", АО "Саратовгаз", АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород", ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", АО "Газпром газораспределение Рязанская область", ООО "Газпром межрегионгаз Рязань", АО "Газпром газораспределение Оренбург", АО "Газпром газораспределение Краснодар", ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар").
Методика используется уполномоченным органом тарифного регулирования - Федеральной антимонопольной службой, для определения объемов потерь газа в сетях газораспределения при установлении тарифов ГРО на оказание услуг по транспортировке газа.
Для цели расчета тарифов истца на оказание услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям согласно приказу ФАС России от 14.12.2018 N 1777/18 в качестве обоснованных расходов учтены именно технологические (эксплуатационные) потери газа в сетях газораспределения, объем которых определен в соответствии с Методикой.
Таким образом, объем потерь газа в сетях газораспределения, возмещаемых ГРО поставщику, подлежит определению расчетным способом в соответствии с Методикой. Иные способы учета потерь какими-либо нормативно-правовыми актами и нормативно-технической документацией не предусмотрены.
При этом ответчик подтверждает возможность применения Методики при определении объемов потерь газа, указывая ее в качестве способа расчета в пункте 2.1 договора, по которому у сторон отсутствуют разногласия.
Кроме того, в представленном в материалы дела договоре от 07.12.2021 N 45-3-0003/21 на оказание услуг по транспортировке газа населению, заключенном ответчиком (поставщик) и истцом (ГРО) без разногласий, стороны также предусмотрели (абзац 3 пункта 3.5), что определение объема газа, израсходованного на восполнение технологических потерь в газораспределительной сети ГРО при транспортировке, производится расчетным путем в соответствии с утвержденными методиками.
Судом учтено, что Методика была принята и согласована сторонами в целях расчета объемов потерь и ранее постоянно применялась во взаимоотношениях по поставке и транспортировке газа. В подтверждение истцом представлены отчетные документы за предыдущие годы, включая: акты о количестве газа, товарные накладные, расчеты потерь. Применение Методики для определения объемов потерь газа, подлежащих возмещению ГРО поставщику, и взаиморасчетов за потери газа является для истца (ГРО) и ответчика (поставщик) обыкновенной, многолетней и сложившейся практикой.
Представленные истцом расчеты подтверждают возможность определения фактического количества потерь газа с использованием Методики, с учетом объективных данных (протяженность, давление, температура и пр.) о функционировании газораспределительных сетей в конкретные отчетные периоды (календарные месяцы). Данные расчеты использовались сторонами при определении объема потерь, разногласия по объему потерь у сторон отсутствовали.
На основании изложенного суд пришел к правомерному выводу о том, что указанный способ определения объема потерь газа является как технологически, так и экономически обоснованным, поскольку предусматривает учет действительных потерь, то есть технологических и эксплуатационных, возникающих в сетях газораспределения, и основывается на технических решениях и методических подходах, а также предусматривает возмещение со стороны ГРО стоимости потерь газа, непосредственно связанных с транспортировкой газа и эксплуатацией сетей газораспределения, и расходы ГРО на которые подлежат включению в тариф на услуги по транспортировке газа.
Возможность применения Методики для учета потерь подтверждается также выводами судебных актов по делу N А55-17493/2020 о взыскании задолженности за поставленный газ на потери между ответчиком и иной ГРО Самарской области - ОАО "Сызраньгаз".
Судами обоснованно отклонены доводы ответчика о том, что Методика не позволяет учитывать выбросы газа в результате аварий на газораспределительных сетях, которые, по мнению ответчика, неизбежны в процессе транспортировки газа. Методика содержит раздел N 5 "Расчет выбросов газа при аварийных и залповых выбросах в системах газоснабжения природным газом", в соответствии с которым возможно определить объемный расход газа в результате аварий.
В свою очередь, предложенная ответчиком в протоколе согласования разногласий редакция является необоснованной и носит общий характер, поскольку не содержит конкретный способ учета. Подобная формулировка является отсылочной к различным нормативным актам и техническим документам, однако не определяет, какой из них подлежит применению.
Данная редакция противоречит правовым нормам, предусматривающим определение в Договоре конкретного расчетного способа, а именно: статьям 541, 544 ГК РФ, пункту 12 Правил поставки газа. Принятие таких условий не будет отвечать целям урегулирования разногласий, а внесет неопределенность во взаимоотношения сторон и приведет к спорным ситуациям, касающимся определения объема потерь в конкретные расчетные периоды (месяцы).
Расчетный способ определения потерь газа, подлежащих оплате ГРО поставщику, как разницы между общим объемом поступившего в сеть ГРО газа и объемами газа, использованного всеми потребителями, присоединенными к сетям ГРО, суд признал необоснованным и не подлежащим применению во взаимоотношениях сторон по поставке газа на потери по договору, поскольку указанный способ не предусмотрен каким-либо нормативным правовым актом либо нормативным техническим документом, а также нормативно не определен в качестве метода (методики) учета, что противоречит требованиям статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", статьи 5 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений", пункту 22 Правил поставки газа, пункту 2.9 Правил учета газа.
Методика определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа (РД 153-39.4-079-01), утв. Приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 231, определявшая потери газа как разницу между количеством газа, поступающего от поставщика в газораспределительную сеть
Исходя из содержания данной Методики, в период своего действия (до 2018 года) она не предусматривала отнесение всех потерь (разбаланса) газа на ГРО и возмещение его поставщику, а, напротив, в пункте 6.2 в качестве методов определения действительных потерь газа ссылалась на Методику ОАО "Гипрониигаз", используемую истцом при проведении расчетов потерь. Как указано истцом и не опровергнуто ответчиком, стороны в отношениях по поставке газа на потери никогда не применяли указанную Методику РД 153-39.4-079-01, а руководствовались Методикой ОАО "Гипрониигаз".
Как следует из Информационного письма ФСТ РФ от 28.06.2005 N СН-3923/9 "Об учете потерь газа", возникновение разбаланса (небаланса) у поставщика может быть вызвано различными причинами, связанными как с деятельностью ГРО по транспортировке газа и эксплуатации газораспределительных сетей, так и деятельностью поставщика по поставке (реализации) газа и учету его потребления. В частности, разбаланс газа образуется по причине наличия т.н. "мнимых", или коммерческих, потерь в результате несовершенства контроля и учета газа (пункт 56 ГОСТ Р 53865-2019), погрешности приборов учета и применяемых норм расхода (пункт 2.4 Методических положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) газовых хозяйств). В указанном информационном письме указано, что на финансовый результат поставщика газа должны относиться убытки (прибыль), полученные вследствие отклонения фактического потребления газа населением от нормативов потребления и вследствие отклонения объемов газа из-за погрешности измерений установленных приборов учета расхода газа на ГРС, у промышленных потребителей и населения.
Таким образом, порядок определения потерь, предполагающий отнесение на ГРО и оплату ГРО поставщику всего разбаланса газа, возникшего в процессе осуществления газоснабжения, включая ту его часть, которая не связана с деятельностью ГРО по эксплуатации газораспределительной системы (отклонение фактического потребления газа населением от данных абонентского учета поставщика), нельзя признать обоснованным в отношениях сторон, поскольку он предусматривает отнесение всех потерь (разбаланса) газа на ГРО вне зависимости от природы их образования и наличия вины ГРО в образовании таких потерь.
Применение по аналогии в порядке статьи 6 ГК РФ нормативных правовых актов в сфере снабжения иными видами энергетических ресурсов не является допустимым в данном случае, поскольку отношения по газоснабжению имеют свою специфику, отличную от специфики снабжения иными видами коммунальных ресурсов. Кроме того, отношения по поставке газа урегулированы специальными нормативными актами в сфере газоснабжения (Правилами учета газа, Правилами поставки газа).
Судебная практика, на которую сослался ответчик, обоснованно оценена судами, как не имеющая значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку судебные акты, указанные ответчиком, вынесены по спорам между иными лицами и при иных фактических обстоятельствах. При этом в указанных ответчиком судебных актах судебные органы также применяют Методику, которую предлагает истец в качестве расчетного способа.
Как отмечено судами, в рамках дела N 63/01/10-892/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", действия (бездействие) ответчика по поставке газа на потери ранее были признаны Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области злоупотреблением доминирующим положением в виде ущемления интересов хозяйствующих субъектов (ГРО) и неопределенного круга потребителей (населения).
Акты антимонопольного органа были подтверждены постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022 и Арбитражного суда Поволжского округа от 11.05.2022 в рамках дела N А55-9545/2021. В рамках данного дела судами сделан вывод о том, что ответчик использовал в расчетах потерь метод, в соответствии с которым ГРО для оплаты выставляются потери без учета места их возникновения и причин их образования, а потери определены расчетным способом, не предусмотренным действующим законодательством, ущемляющим интересы ГРО. Кроме того, было установлено, что количество (объемы) газа должны определяться ответчиком ежемесячно, а фактические потери природного газа при транспортировке газа определяться поставщиком газа по каждому конкретному месту их образования и оформляться актами.
Представленными документами истец обосновал свои доводы о том, что объемы действительных (технологических) потерь газа, относящихся на ГРО, подлежат расчету посредством методик, учитывающих объективные причины образования потерь в газораспределительных сетях (эксплуатационные утечки, аварийные выбросы), но не путем отнесения на ГРО всего разбаланса газа, причины образования которого не связаны с деятельностью ГРО по эксплуатации газораспределительной сети и вызваны несовершенством учета газа, поданного конечным потребителям, подключенным к такой сети.
В связи с вышеизложенным, способ определения потерь газа, подлежащих оплате ГРО поставщику, исходя из сложившегося по итогам года разбаланса газа, является необоснованным и нарушающим баланс интересов сторон.
Кроме того, редакция ответчика предполагает определение фактического (общего) объема потерь по окончании календарного года, поскольку, по мнению ответчика, формирование баланса газа осуществляется ежегодно с начала года, то есть в период с января по декабрь расчетного года. Данный вывод противоречит следующим согласованным условиям договора и правовым нормам.
В соответствии с пунктом 13 Правил поставки газа поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца. Аналогичное условие содержится в пункте 3.2 договора.
Пунктом 28 Правил поставки газа предусмотрено ежемесячное (после расчетного периода) составление акта об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа. При этом в пункте 3 Правил поставки газа под расчетным периодом определен согласованный сторонами договора период, за который должен быть определен объем поставленного газа, произведены взаиморасчеты между поставщиком, газотранспортной, газораспределительной организациями и покупателем за поставленный газ.
В пункте 3.1 договора стороны согласовали, что месяцем поставки газа, периодом поставки газа, отчетным и платежным периодами является календарный месяц.
Таким образом, учет фактического и итогового объема потерь газа по договору должен производиться и актироваться сторонами по окончании расчетного периода - календарного месяца.
Объективная необходимость в определении итогового объема потерь в конце года ответчиком не мотивирована и отсутствует, поскольку такой объем представляет собой сумму помесячных потерь, которые должны учитываться и актироваться в расчетных периодах (календарных месяцах).
Предлагаемый ответчиком порядок определения объема потерь (помимо ежемесячного актирования в конце календарного года, без указания способа определения потерь) является необоснованным и не может быть принят в договоре, поскольку внесет неопределенность во взаимоотношения сторон и исполнение ими своих обязательств по нему.
С учетом изложенного в пункте 4.3 договора необходимо определить конкретный расчетный способ учета, который позволит определять объем газа, поставленного поставщиком и израсходованного ГРО на потери в газораспределительных сетях. Таким способом, который единственно возможен во взаимоотношениях сторон и при этом технологически и экономически обоснован, является Методика, а иные методы учета потерь ответчиком не обоснованы.
Кроме того, предлагаемая истцом редакция содержит механизм, позволяющий ГРО приобретать полностью или частично газ на восполнение потерь у иных поставщиков и (или) на организованных биржевых торгах. Возможность такого приобретения газа на восполнение потерь в сети газораспределения не запрещена действующим законодательством, является законным правом ГРО и подтверждается разъяснениями Федеральной антимонопольной службы в письме от 23.12.2019 N АГ/112857/19, а также не оспаривается ответчиком в протоколе согласования разногласий.
Помимо этого ответчиком предложено изменение сроков предоставления данных (с 5-го на 2-ое число месяца, следующего за отчетным), что обусловлено, по его мнению, обязанностью поставщика ежемесячно формировать баланс газа и составлять отчет в головную организацию ООО "Газпром межрегионгаз" в срок до 6-го числа. Суд правомерно счел подобные доводы необоснованными, поскольку обязательства ответчика, не связанные с исполнением договора, перед третьими лицами, не являющимися сторонами договора, не могут влиять на обязанности ГРО как стороны договора. При этом порядок и сроки оформления отчетных документов по договору предусмотрены действующим законодательством. В частности, согласно пункту 39 Правил поставки газа газораспределительная организация представляет по запросу поставщика оперативную информацию о режиме газопотребления. Пунктом 28 Правил поставки газа предусмотрен срок для составления акта об объеме переданного газа до 5-го числа месяца, следующего за расчетным периодом. Таким образом, нормативный срок для оформления отчетных документов по договору составляет 5 дней, те есть до 5-го числа следующего месяца. Иные сроки, в том числе предлагаемые ответчиком, не установлены. Более того, нормативные правовые акты не содержат требований к порядку и срокам предоставления информации для формирования отчетных актов.
Предлагаемая истцом редакция пункта 4.3.1 договора содержит механизм учета иных потерь (помимо определенных расчетным способом в соответствии с Методикой), подлежащих оплате ГРО поставщику в случае возникновения таких потерь по вине ГРО вследствие ее деятельности по эксплуатации газораспределительных сетей: подтвержденные документально случаи нарушения условий эксплуатации, обслуживания или ремонта объектов газораспределения, повлекшие потери газа.
Ответчик предлагает предусмотреть в данном пункте условие об определении аварийных выбросов при повреждении газопроводов и фиксацию объемов потерь газа (аварийных выбросов) соответствующими актами.
Суд обоснованно указал, что предложенная ответчиком редакция пункта является излишней, поскольку фактически дублирует положения пунктов 4.3 - 4.7 договора, в которых уже предусмотрено предоставление ГРО данных о потерях, в том числе в связи с аварийными выбросами, и их актирование поставщиком путем рассмотрения и подписания акта о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах за расчетный период. При этом форма данного акта (приложение N 3 к договору в редакции, согласованной сторонами) также содержит графу с объемами потерь вследствие аварийных выбросов, наряду с эксплуатационными потерями в газопроводах и оборудовании.
Следовательно, учет аварийных выбросов и их оплата ГРО поставщику в составе общего объема потерь предусмотрены условиями договора: в пунктах 4.3 - 4.7, приложении N 3.
Таким образом, между сторонами фактически отсутствуют разногласия по вопросу учета и оплаты потерь за аварийные выбросы, которые по согласованным условиям договора возлагаются на истца (ГРО).
Повторное отражение данного факта и дублирование процедур по учету аварий в пункте 4.3.1 является избыточным.
Вместе с тем в пункте 4.3.1 договора в редакции истца предусмотрена возможность возмещения поставщику объемов потерь газа, не учтенных по Методике (эксплуатационные утечки, аварийные выбросы), но возникших по вине ГРО. Указанный подход учитывает предложения ответчика о получении оплаты за объемы потерь газа, которые превышают фактические объемы потерь, рассчитанные по Методике. Тем самым будут учтены интересы поставщика и ГРО, поскольку, с одной стороны поставщик вправе рассчитывать на полное возмещение потерь газа, возникших вследствие деятельности ГРО, но при этом обязан доказать их наличие и вину ГРО в их возникновении, с другой - ГРО обязана отвечать за все потери газа, но возникшие именно по ее вине.
При этом суд правомерно счел обоснованным предложенный ГРО порядок оплаты таких дополнительных потерь - по дополнительному соглашению, поскольку это связано с необходимостью отдельного оформления договорных отношений по оплате объемов газа, которые не входят в предмет договора (эксплуатационные потери в газопроводах и оборудовании; аварийные выбросы) и подлежат отдельному учету и актированию.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости урегулирования пунктов 4.3, 4.3.1 договора в редакции истца.
При заключении договора ответчик предложил (в протоколе согласования разногласий) следующую редакцию пунктов 4.4 - 4.7 договора:
"4.4. ГРО в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным, составляет в 2-х экземплярах, подписывает, скрепляет печатью и направляет в адрес поставщика для подписания следующие акты:
4.4.1. Акт об общем количестве газа, переданного поставщиком на выходе из магистральных газопроводов газотранспортной организации в газораспределительные сети ГРО за расчетный период (Приложение N 2);
4.4.2. Акт о количестве поставленного - принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах за расчетный период (Приложению N 3).
4.5. Акты, указанные в п. 4.4 договора, направляется ГРО в адрес поставщика любым способом, обеспечивающим возможность достоверно установить факт их получения поставщиком.
4.6. При получении актов, предусмотренных п. 4.4 договора, поставщик в течение пяти рабочих дней с момента их получения обязан подписать акты, скрепить печатью и по одному экземпляру актов вернуть ГРО или в тот же срок направить в адрес ГРО письменный мотивированный отказ от их подписания.
4.7. В случае если поставщик в срок, установленный пунктом 4.6. Договора, не направит в адрес ГРО подписанные и скрепленные печатью акты или письменный мотивированный отказ от подписания актов, акты считаются принятыми поставщиком без замечаний, а количество газа и объем оказанных снабженческо-сбытовых услуг принимаются по данным ГРО, указанным в актах".
Перечень приложений в пункте 9.10 договора ответчик предложил изложить так: "9.10. Договор имеет следующие приложения: Приложение N 1. Ориентировочные (плановые) объемы поставки газа в ____ году, тыс. куб. м, Приложение N 2. Акт об общем количестве газа, переданного в газораспределительные сети ГРО за ____ месяц _____ 20 года, тыс.куб. м, Приложение N 3. Акта о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах за ___ месяц 20 ___ года, тыс.куб. м" Также ответчик предложил включить в договор Приложение N 2 "Акт об общем количестве газа, переданного в газораспределительные сети ГРО".
Истец не согласился с данной редакцией и предложил (в протоколе разногласий) иную редакцию:
"4.4. ГРО в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, составляет в 2-х экземплярах, подписывает, скрепляет печатью и направляет в адрес поставщика для подписания Акт о количестве поставленного - принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах за расчетный период (по форме согласно Приложению N 3).
4.5. Акт, указанный в п. 4.4 договора, направляется ГРО в адрес поставщика любым способом, обеспечивающим возможность достоверно установить факт его получения поставщиком.
4.6. При получении Акта, предусмотренного п. 4.4 договора, поставщик в течение пяти рабочих дней с момента его получения обязан подписать Акт, скрепить печатью и один экземпляр Акта вернуть ГРО или в тот же срок направить в адрес ГРО письменный мотивированный отказ от его подписания.
4.7. В случае если поставщик в срок, установленный п. 4.6 договора, не направит в адрес ГРО подписанный и скрепленный печатью Акт или письменный мотивированный отказ от подписания Акта, Акт считается принятым поставщиком без замечаний, а количество газа и объем оказанных снабженческо-сбытовых услуг принимаются по данным ГРО, указанным в Акте".
Перечень приложений к договору истец предложил изложить в пункте 9.10 в следующей редакции: "9.10. Договор имеет следующие приложения: Приложение N 1. Ориентировочные (плановые) объемы поставки газа в 2022 году, тыс. куб. м, Приложение N 3. Форма Акта о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах", а Приложение N 2 "Акт об общем количестве газа, переданного в газораспределительные сети ГРО" истец предложил исключить.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований об урегулировании разногласий суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Разногласия сторон в части пунктов 4.4 - 4.7, 9.10, Приложения N 2 к договору касаются порядка актирования поставки газа и оформления отчетных документов.
Как верно указано истцом, с чем согласился ответчик в протоколе согласования разногласий, стороной, ведущей учет потерь газа, является ГРО, как лицо, оказывающее услуги по транспортировке газа, в процессе которого возникают потери газа, и осуществляющее эксплуатацию сетей газораспределения, на которых образуются потери газа. Указанный подход соответствует положениям статьи 2 Закона о газоснабжении, пункту 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870.
Согласно пункту 28 Правил поставки газа сторона, ведущая учет газа в соответствии с порядком, утвержденным Министерством энергетики РФ, ежемесячно, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа. При несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение. При наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд. До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями средств измерений стороны, передающей газ.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. В данном случае таким документом определен акт об объеме переданного газа (акт о количестве поставленного-принятого газа).
Исходя из общих положений ГК РФ (статья 753), при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что предлагаемая истцом редакция соответствует установленному законом порядку и подлежит применению во взаимоотношениях сторон.
В указанных пунктах ответчик настаивает на оформлении в качестве Приложения N 2 к договору Акта об общем количестве газа, переданного в газораспределительные сети ГРО. Однако, оформление подобных документов не предусмотрено вышеуказанными правовыми актами, в том числе пунктом 28 Правил поставки газа, и не требуется для исполнения договора поставки газа, поскольку не связано с проведением учета потерь газа. В частности, сведения об общем объеме переданного в сеть газа не нужны для расчета потерь по Методике и не влияют на их количество. Подобные условия договора являются избыточными и возлагают на стороны дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости принятия пунктов 4.4 - 4.7, 9.10 договора в редакции, предложенной истцом, а также об исключении Приложения N 2.
При заключении договора истец предложил (в протоколе разногласий) следующую редакцию пункта 5.3 договора:
"Расчеты с поставщиком за поставленный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги производятся ГРО в соответствии с актом о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах и товарной накладной на отпуск газа, оформленной по форме ТОРГ-12, перечислением денежных средств на расчетный счет Поставщика путем выписки ГРО платежных поручений на основании счета-фактуры в течение 10 рабочих дней с момента его получения.".
Ответчик предложил изложить пункт 5.3 договора в следующей редакции: "5.3. Расчеты за газ по настоящему договору производятся в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 294".
Разногласия сторон в части указанного пункта касаются порядка расчетов за поставленный газ по договору.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Действующие законодательные и подзаконные акты в сфере газоснабжения не устанавливают порядок и периодичность внесения ГРО платы за утерянный газ в пользу поставщика.
Вместе с тем, как следует из вышеуказанных норм ГК РФ, Правил поставки газа и иных условий договора (пункты 4.4, 4.8), сдача-приемка поставленного газа оформляется путем подписания актов о количестве поставленного-принятого газа, товарных накладных и счетов-фактур.
Учитывая, что обязательства ГРО состоят в оплате поставленного газа, условия об оплате после его поставки и соответствующего актирования являются обоснованными. В связи с этим суд обоснованно счел, что предложенная истцом редакция вносит определенность в обязательства сторон и предполагает конкретный и разумный срок оплаты: в течение 10 рабочих дней с момента получения счета-фактуры.
Редакция ответчика не содержит конкретных сроков оплаты, в связи с чем суд правомерно не нашел оснований для ее принятия.
Порядок расчетов за природный газ, на который ссылается ответчик, не подлежит применению к отношениям сторон по договору в связи со следующим.
Указанный Порядок устанавливает правила расчетов за природный газ между поставщиками природного газа независимо от их организационно-правовой формы и потребителями (юридическими лицами) природного газа. Потребителем газа в соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении является лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
Президиумом Высшего Арбитражного суда РФ в постановлении от 12.07.2005 N 3007/05 по делу N А32-7490/2004-58/3 также был сделан вывод о том, что потребителем газа признается лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
В пункте 3 Правил поставки газа содержится определение понятия "газораспределительных организаций" - это специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
Из изложенного следует, что указанный Порядок не подлежит применению к отношениям сторон по договору, поскольку истец является ГРО и не относится к категории потребителей газа по смыслу статьи 2 Закона о газоснабжении. В данном случае газ не используется истцом в качестве топлива или сырья, а утрачивается при транспортировке по газораспределительной системе в силу ее технологических особенностей (невозможность достижения абсолютной герметичности газопроводов и оборудования).
Поэтому суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о принятии пункта 5.3 договора в редакции истца.
Ответчик предложил следующую редакцию пункта 5.3.4 договора: "В случае ненадлежащего исполнения ГРО обязательства по оплате за газ поставщик имеет право требовать от ГРО уплаты пени в соответствии со статьей 25 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ".
Истец не согласился с данным условием и предложил (в протоколе разногласий) исключить указанный пункт из договора.
Разногласия сторон по указанному пункту касаются применения мер ответственности к истцу (ГРО) за просрочку исполнения обязательств по оплате газа.
Истец возражает против включения в договор указанного пункта, поскольку предусмотренная статьей 25 Закона о газоснабжении неустойка распространяется на отношения поставщика с потребителями, а не газораспределительными организациями. Соответственно, ответчик не вправе требовать установления договорной неустойки в соответствии с указанной нормой.
Судом первой инстанции верно указано, что по смыслу статьи 2 Закона о газоснабжении ГРО не является потребителем газа. В свою очередь, положения статьи 25 Закона о газоснабжении о законной неустойке распространяются на отношения поставщика с потребителями, а не с газораспределительными организациями.
Кроме того, из разъяснений пункта 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.07.2020 N 56 следует, что арбитражный суд не вправе устанавливать договорную неустойку за нарушение обязательств, если одна из сторон возражает против ее установления.
Таким образом, включение в договор условий о неустойке, в том числе предусмотренной статьей 25 Закона о газоснабжении, возможно только по соглашению сторон (договорная неустойка) в порядке статей 330, 331 ГК РФ.
Учитывая, что стороны не достигли согласия относительно возможности включения в договор пункта 5.3.4 о применении неустойки, названное условие не подлежит включению в договор.
При заключении договора ответчик предложил включить в договор раздел 10 "Электронный документооборот", а в протоколе согласования разногласий указал следующее: "Раздел 10 по тексту договора, вступает в силу с момента получения поставщиком от ГРО заявления о переходе на ЭДО".
Истец не согласился с данным условием и предложил (в протоколе разногласий) исключить указанный пункт из договора.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Действующим законодательством в сфере газоснабжения обязательное ведение электронного документооборота между сторонами по договору поставки газа не предусмотрено. Условие об электронном документообороте не связано с предметом договора и не является обязательным для исполнения сторонами их обязательств по нему. Следовательно, данный раздел возлагает на стороны дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
Как указал истец, у него отсутствует техническая возможность исполнять свои обязательства по договору посредством электронного документооборота.
По мнению ответчика, предложение применять электронный документооборот направлено на оптимизацию в работе в части обмена первичными учетными документами и не нарушает требования действующего законодательства.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что требования ответчика о включении в договор положений об электронном документообороте не обусловлено нормативными требованиями, в связи с чем оно может быть включено в текст договора только по согласию всех сторон.
Учитывая, что стороны не достигли согласия относительно возможности включения в договор раздела 10 об электронном документообороте, названное условие суд первой инстанции правомерно не включил в договор.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2023 по делу N А55-7808/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой инстанции верно указано, что по смыслу статьи 2 Закона о газоснабжении ГРО не является потребителем газа. В свою очередь, положения статьи 25 Закона о газоснабжении о законной неустойке распространяются на отношения поставщика с потребителями, а не с газораспределительными организациями.
Кроме того, из разъяснений пункта 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.07.2020 N 56 следует, что арбитражный суд не вправе устанавливать договорную неустойку за нарушение обязательств, если одна из сторон возражает против ее установления.
Таким образом, включение в договор условий о неустойке, в том числе предусмотренной статьей 25 Закона о газоснабжении, возможно только по соглашению сторон (договорная неустойка) в порядке статей 330, 331 ГК РФ.
...
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 июля 2023 г. N Ф06-5296/23 по делу N А55-7808/2022