г. Казань |
|
02 августа 2023 г. |
Дело N А55-29255/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Закировой И.Ш., Хлебникова А.Д.,
при участии представителей:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Самарской области - Матвеевой С.Ю., доверенность от 03.05.2023,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Самарской области- Матвеевой С.Ю., доверенность от 03.05.2023,
Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области- Матвеевой С.Ю., доверенность от 09.01.2023,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИВК-Сервис",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023
по делу N А55- 29255/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИВК-Сервис" (ОГРН 1116312007756, ИНН 6312110264), гор. Самара к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Самарской области, гор. Самара третьи лица: - УФНС России по Самарской области, - Межрайонная ИФНС России N 23 по Самарской области, об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИВК-Сервис" (далее - ООО "ИВК-Сервис", заявитель, общество, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Самарской области (далее - ответчик, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решение N 15-09/0020 от 17.03.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2022 ООО "ИВК-Сервис" в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023 решение Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2022 оставлено без изменения.
ООО "ИВК-Сервис", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить их, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в отношении в отношении ООО "ИВК-Сервис" проведена выездная налоговая проверка по всем налогам, сборам и страховым взносам за период с 01.07.2018 по 30.09.2018, с 01.01.2020 по 31.03.2020., по результатам которой вынесено решение от 17.03.2022 N 15-09/0020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым доначислен налог на добавленную стоимость в размере 7 507 559 руб., начислены пени в размере 3 366 873 руб. 34 коп., штраф по п. 3 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 312 507 руб., по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 7 000 руб.
Основанием для вынесения обжалуемого решения послужили выводы налогового органа о наличии обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 54.1 Н РФ, а также нарушении ООО "ИВК-Сервис" ст. ст. 169, 171, 172 НК РФ, необоснованном завышении налоговых вычетов по НДС по взаимоотношениям с контрагентами обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Гарант Плюс", ООО "Север Плюс", ООО "Оптима", ООО "Титул", поскольку фактически контрагенты ООО "Гарант Плюс", ООО "Оптима", ООО "Титул" не выполняли работы по монтажу и испытанию оборудования, а ООО "Север Плюс" не осуществляло поставку устройства для ООО "ИВК-Сервис"
Не согласившись с вынесенным инспекцией решением, налогоплательщик обжаловал его в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление).
Решением Управления от 30.06.2022 N 03- 30/081@ решение налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд Самарской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления в обжалуемой части, суды первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на положения статей 54.1, 169, 171-172 Кодекса, а также на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53), пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействительным решения инспекции.
В статье 172 Кодекса определен порядок применения налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании соответствующих требованиям статьи 169 Кодекса счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость правомерно при наличии документов, отвечающих требованиям достоверности и подтверждающих реальные хозяйственные операции. Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией, оформленной в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и статьи 169 Кодекса, и достоверно подтверждающей факт совершения хозяйственной операции, лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг).
Следовательно, исполнив упомянутые требования Кодекса, налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость.
Поскольку применение налоговых вычетов направлено на уменьшение налоговых обязательств налогоплательщика, то правомерность предъявления налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость подлежит доказыванию именно налогоплательщиком путем представления документов, предусмотренных статьями 169, 171 и 172 Кодекса.
При этом в налоговых спорах суды, оценивая обоснованность заявленных вычетов по налогу, должны исходить не из формального представления налогоплательщиком всех необходимых документов, а устанавливать реальность финансово-хозяйственных отношений налогоплательщика и его контрагента и их действительное экономическое содержание.
Как указано в Постановлении N 53, уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета признается налоговой выгодой. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
При этом налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если налоговым органом будет доказано, что приобретение товаров (работ, услуг) в действительности не имело места, а представленные налогоплательщиком документы являются недостоверными, о чем налогоплательщик не мог не знать.
Таким образом, возможность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость обусловлена наличием реального осуществления хозяйственных операций, а также соблюдением требований статей 169, 171, 172 Кодекса в части достоверности сведений, содержащихся в первичных документах.
В пункте 9 Постановления N 53 определено, что установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Судам необходимо учитывать, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.
Из определения Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2021 N 305-ЭС21-18005 следует, что подходы к оценке обоснованности налоговой выгоды в налоговых отношениях, указанные в пунктах 2-4 Постановления N 53, сохраняют свою актуальность после принятия Федерального закона от 18.07.2017 N 163-ФЗ, которым часть первая Кодекса дополнена статьей 54.1, конкретизировавшей обстоятельства и условия, принимаемые во внимание при оценке допустимости поведения налогоплательщика в зависимости от: наличия искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (пункт 1); основной цели совершения сделки (операции) (подпункт 1 пункта 2); исполнения обязательства по сделке надлежащим лицом (подпункт 2 пункта 2).
Признание судом налоговой выгоды необоснованной влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщиков, связанных с ее получением (пункт 1 Постановления N 53).
Из положений статей 9, 65, 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебной оценке подлежат все имеющиеся в деле доказательства, входящие в предмет доказывания по данному делу, в их совокупности и взаимосвязи. Если налоговый орган представляет доказательства того, что в действительности хозяйственные операции с заявленными налогоплательщиком контрагентами не осуществлялись и не могли осуществляться, суды не могут ограничиваться проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям Кодекса, а должны оценить все доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи с целью исключения внутренних противоречий и расхождений между ними.
Суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их в совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленные инспекцией обстоятельства, пришли к выводу о фиктивности созданного заявителем документооборота и отсутствии реальности хозяйственных операций между заявителем и его контрагентами ООО "Гарант Плюс", ООО "Север Плюс", ООО "Оптима", ООО "Титул".
Как установили суды, технический характер спорных контрагентов, использование их реквизитов исключительно в целях незаконной оптимизации налоговых обязательств, подтверждается совокупностью доказательств, собранных в ходе налоговой проверки.
Как указали суды, представленные заявителем первичные документы подрядчиков, поставщиков (исполнителей) (договоры, счет-фактуры, товарные накладные, акты выполненных работ) не отвечают критериям достоверности и непротиворечивости; заказчики не подтвердили факт выполненных работ;% контрагенты имели признаки номинальных организаций, не обладали необходимыми материальными, трудовыми и производственными ресурсами и не несли расходов, присущих реальной хозяйственной деятельности; при значительных оборотах сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, минимальна либо вообще отсутствует; руководители контрагентов на допрос в налоговый орган не явились; расчетные счета контрагентов использовались для осуществления транзитных платежей, а не для осуществления расчётов в рамках реальной предпринимательской деятельности; денежных средств выводилась из оборота путём обналичивания.
Суды признали, что заключение договоров, составление товарных накладных, счетов-фактур, актов выполненных работ с указанными подрядчиками, поставщиками (исполнителями) носит формальный характер, что свидетельствует о создании фиктивного документооборота, подтверждающего совершение хозяйственных операций лишь "на бумаге". Каких-либо признаков, свидетельствующих об осуществлении указанными поставщиками (исполнителями) реальной хозяйственной деятельности, не установлено.
Учитывая установленные налоговым органом совокупность доказательств, судами обоснованно указано, что в рассматриваемой ситуации применимы положения Постановления N 53 и статьи 54.1 Кодекса, поскольку обществом для целей налогообложения учтены хозяйственные операции, непосредственно связанные с получением необоснованной налоговой выгоды, которая получена не в связи с осуществлением реальной предпринимательской деятельности, а в связи с созданием формального документооборота, направленного на противоправное предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость.
Кассационная коллегия, действуя в пределах своих полномочий, из которых исключено установление иных обстоятельств, чем были установлены судами, не усматривает оснований для несогласия с выводами судов и признает, что на основании объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств, с учетом доводов и возражений сторон судами правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для оценки правомерности доначисленных сумм налога и пени, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на верном применении норм материального и процессуального права.
Довод налогоплательщика о том, что протокол допроса свидетеля Боруновой В.В. был проведен после составления справки об окончании проверки, что является процессуальным нарушением со стороны налогового органа, был исследован судами и отклонен, что нашло свое отражение в судебном акте.
Что касается доводов общества в отношении несогласия с привлечением его к налоговой ответственности по статье 126 НК РФ, то они также не могут являться основанием для изменения (отмены) обжалуемых судебных актов, поскольку судами было установлено (и это отражено в обжалуемых судебных актах), о непредставлении налогоплательщиком 70 документов по требованиям налогового органа о предоставлении документов (информации) на основании ст. 31 и ст. 93 НК РФ.
При этом судами отмечено, что инспекцией в ходе изучения материалов проверки установлены обстоятельства, смягчающие ответственность за выявленные правонарушения, а именно тяжелое финансовое положение налогоплательщика, сумма штрафа уменьшена в 2 раза до 7 000 руб.
Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом в кассационной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. По существу они свидетельствуют о несогласии с оценкой доказательств и установленными по делу фактическими обстоятельствами и сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что не допускается в суде кассационной инстанции в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023 по делу N А55-29255/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая установленные налоговым органом совокупность доказательств, судами обоснованно указано, что в рассматриваемой ситуации применимы положения Постановления N 53 и статьи 54.1 Кодекса, поскольку обществом для целей налогообложения учтены хозяйственные операции, непосредственно связанные с получением необоснованной налоговой выгоды, которая получена не в связи с осуществлением реальной предпринимательской деятельности, а в связи с созданием формального документооборота, направленного на противоправное предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость.
...
Что касается доводов общества в отношении несогласия с привлечением его к налоговой ответственности по статье 126 НК РФ, то они также не могут являться основанием для изменения (отмены) обжалуемых судебных актов, поскольку судами было установлено (и это отражено в обжалуемых судебных актах), о непредставлении налогоплательщиком 70 документов по требованиям налогового органа о предоставлении документов (информации) на основании ст. 31 и ст. 93 НК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 августа 2023 г. N Ф06-6363/23 по делу N А55-29255/2022