Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая"
Данный проект главы Налогового кодекса, регулирующей упрощенную систему налогообложения, разработан подкомитетом по недвижимости, ипотеке и оценочной деятельности Государственной Думы РФ.
В настоящий момент создание непротиворечивой и эффективной системы налогообложения малого бизнеса - одна из важнейших задач стоящих перед законодательной властью.
Сейчас уже очевидно, что невозможно добиться устойчивого экономического роста, социально-экономической и политической стабильности без формирования значительного слоя независимых, самостоятельных предпринимателей, формирующих основу "среднего класса" в любой стране.
Предлагаемая редакция главы Налогового кодекса, посвященная упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства, направлена на создание максимально благоприятных условий для развития малого бизнеса в России, путем значительного облегчения налогового бремени и упрощения системы учета.
Рассмотрение и принятие данного законопроекта приобретает особую важность в связи с продолжающейся налоговой реформой и возможным принятием главы Налогового кодекса "О налоге на прибыль", фактически ликвидирующей налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства.
Главная идея законопроекта - освобождение субъектов малого предпринимательства от уплаты всех обязательных платежей в бюджет за некоторыми исключениями и заменой их единым налогом. Ставка единого налога составляет 5 процентов от валовой выручки, или 25 процентов от совокупного дохода.
Основные преимущества предлагаемого законопроекта:
расширяется круг хозяйствующих субъектов, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения, при этом устраняется противоречие между законом о государственной поддержке малого предпринимательства и законодательством об упрощенной системе налогообложения связанное с различным определением субъектов малого предпринимательства;
законопроект предоставляет необходимую свободу выбора для субъектов малого предпринимательства, в определении налогооблагаемой базы по единому налогу;
расщепление ставок единого налога предусматривает поступление большей части доходов от единого налога в региональные и местные бюджеты, при этом региональным и местным властям предоставляется свобода маневра в определении ставок единого налога;
законопроект позволяет организациям - субъектам малого предпринимательства выступать налоговым агентом по уплате налога на доходы своих работников и уплачивать единый социальный налог (что приобретает особую актуальность в свете пенсионной реформы и введения накопительной пенсионной системы), при этом расходы на рабочую силу вычитаются из налогооблагаемой базы по единому налогу;
проект позволяет учесть интересы бюджетов всех уровней, а также интересы государственных социальных внебюджетных фондов, предусматривая фиксированные отчисления от сумм единого налога;
патент перестает являться завуалированной формой авансового платежа по единому налогу (как при действующей упрощенной системе), а служит лишь документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы налогообложения;
проект свободен от излишней регламентации и являясь частью налогового законодательства не подменяет собой нормативно-правовые акты в сфере бухгалтерского учета, предоставляя полномочия в этой сфере Правительству РФ;
Одним из основных плюсов предлагаемого проекта является попытка, разрешить существенное противоречие, связанное с уплатой налога на добавленную стоимость малыми предприятиями.
Как показала практика, многочисленные достоинства существующих проектов упрощенной системы налогообложения сводятся на нет одним существенным недостатком, а именно - малые предприятия, использующие упрощенную систему налогообложения стали невыгодными партнерами для прочих контрагентов.
Происходит это потому, что покупатели продукции малых предприятий не могут принять к зачету НДС уплаченный малым предприятием поставщику.
Кроме этого контрагенты субъекта малого предпринимательства вообще не получают никакого зачета НДС поскольку последний не является плательщиком НДС.
К сожалению, практика показывает, что субъекты малого предпринимательства по целому ряду причин не в состоянии снижать цену на свою продукцию на 20% по сравнению с конкурентами, уплачивающими НДС. Следовательно, продукция малых предприятий становится неконкурентоспособной.
Многочисленные попытки решить указанную проблему приводили либо к чрезмерному усложнению системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, либо к появлению множества возможностей для различных злоупотреблений.
Настоящим проектом предусмотрено следующее решение проблемы.
Субъекты малого предпринимательства, не становясь плательщиками НДС, рассчитывают специальную часть единого налога в размере 20% от валовой выручки с отнесением полученной суммы на цену реализации продукции. Одновременно с этим субъект малого предпринимательства уменьшает сумму единого налога, подлежащего уплате в бюджет на сумму НДС, полученного от поставщиков.
Таким образом, сохраняется действительно единый налог для субъектов малого предпринимательства и в то же время в упрощенную систему налогообложения органично вписывается действительно упрощенный механизм расчета НДС.
Разумеется, решение вопроса о том переходить или нет к расчету НДС оставлено за субъектом малого предпринимательства.
Кроме этого, относительная автономность специальной части единого налога позволяет налогоплательщику выбирать в качестве налогооблагаемой базы, как совокупный доход, так и валовую выручку.
Наконец система позволяет предотвратить выпадение доходов бюджетов из-за злоупотреблений связанных с получением возмещения по НДС.
Необходимо отметить, что вопросы определения системы собственно учета в рамках упрощенной системы налогообложения оставлены на усмотрение Правительства РФ, что позволяет избежать перегруженности налогового законодательства малозначительными деталями, а также предоставить системе налогообложения необходимую адаптивность.
Таким образом, предлагаемый проект позволяет значительно облегчить налоговое бремя субъектов малого предпринимательства и предоставить им необходимую свободу в выборе системы налогообложения, закладывая прочные основы успешной работы малого бизнеса на благо российской экономики.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнений в Налоговый кодекс
Российской Федерации часть вторая"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая" не требует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием
проекта федерального закона "О внесении дополнений в Налоговый кодекс
Российской Федерации часть вторая"
В связи с принятием федерального закона "О внесении дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая" не требуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.