Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О временном запрете на клонирование
человека"
Потенциальная возможность клонирования человека, то есть создания его генетических копий, вступает в настоящее время в противоречие с целым комплексом социальных проблем, этических принципов и религиозных догм.
Обсуждение перспектив и рисков, приемлемости применения новой технологии к человеку вызвало неоднозначную реакцию мирового сообщества - от требования полного запрета или введения моратория на клонирование человека и прекращения государственного финансирования работ в этой области до амбициозных протестов против регулирования науки.
С одной стороны, технология клонирования перспективна для сохранения и тиражирования редких и ценных особей животных, для получения генетических копий живых организмов - моделей в научных экспериментах, для масштабирования клеток в целях генотерапии и конструирования органов для трансплантаций.
С другой стороны, серьезные опасения вызывает возможность направленной селекции и многократной репродукции людей с особыми генетическими характеристиками. В настоящее время отсутствуют знания о рисках развития клонированных детей; технология, основанная на одиночных успешных экспериментах на животных, до конца не отработана. Будущее человеческих клонов непредсказуемо, нет полной ясности в вопросах их правовых взаимоотношений с обществом. Клонирование человека грозит деградацией семейных отношений и разрушением социальных ценностей.
В тех странах, где отсутствует соответствующее законодательное регулирование, реальностью могут стать бесконтрольные нелегальные попытки создания клонированных существ, нарастание криминальных тенденций в этой сфере.
За рубежом законодательная база в области клонирования человека формируется в виде запретительных законов или дополнений к действующим медицинским законам (Франция, Германия), в форме временного моратория и запрета на государственное финансирование исследований в этой сфере (США).
В декабре 2000 года в Японии принят "Закон, регулирующий применение технологии клонирования человека и других сходных технологий" (включая манипулирование эмбрионами и половыми клетками), направленный на предотвращение создания человеческого клона или человекоподобного существа.
Нарушение законов о клонировании человека карается тюремным заключением: сроком до 5 лет в Германии, до 10 лет - в Японии и до 20 лет - во Франции.
24 страны* из 43 стран-членов Совета Европы в 1998 году в Страсбурге подписали Дополнительный к Конвенции по правам человека и биомедицине Протокол "О запрете на клонирование человеческих существ". 1 марта 2001 года после ратификации 5 странами** этот Протокол вступил в силу.
Действующая у нас в стране нормативно-правовая база в области генно-инженерной деятельности и биотехнологии не охватывает проблему клонирования человека. Россия до настоящего времени не подписала Конвенцию о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины (кратко - Конвенцию по правам человека и биомедицине, разработанную в рамках Совета Европы и принятую 19 ноября 1996 года в Страсбурге).
Факт неподписания Конвенции определил по формальным причинам невозможность для России присоединения к Дополнительному Протоколу "О запрете на клонирование человеческих существ". Вместе с тем, подписание Конвенции не предполагает автоматического присоединения к Дополнительному Протоколу.
Конвенция по правам человека и биомедицине и Всеобщая Декларация ООН о геноме человека и о правах человека ориентируют государства на принятие национальных мер по недопущению практики, противоречащей человеческому достоинству, такой как клонирование в целях воспроизводства человека.
Так как клонирование человека может стать технически возможным за рубежом в самое ближайшее время, чрезвычайную важность приобретает выработка государственной позиции в отношении использования данной технологии в режиме опережения.
В нашей стране актуальность этой проблемы была своевременно осознана.
Для анализа зарубежного правового поля и выработки инициативных предложений Минпромнауки России была сформирована межведомственная рабочая группа по проблемам клонирования человека, состоящая из высококвалифицированных экспертов - представителей заинтересованных министерств и ведомств (Минздрав России, РАМН, РАН, РАСХН, Минпромнауки России и др.).
В ходе рассмотрения проблемы стало очевидно многообразие ее правовых, политических, социальных и технологических аспектов.
Нетрудно прогнозировать, что при наличии законодательных пробелов Россия может стать территорией, используемой для неэтичных по отношению к человечеству экспериментов, территорией, доступной, в первую очередь, для зарубежных исследователей, которые в своей стране не могут применить технологию клонирования человека из-за уже действующих регулирующих норм.
Государственный подход к решению вопроса о клонировании человека предполагает строго научную оценку генетических и социальных последствий применений технологии, а также учет мнений медиков, юристов, этиков, философов, социологов и богословов.
В настоящее время нецелесообразно было бы принимать окончательное решение о запрете клонирования человека без взвешенного анализа информации из пограничных областей науки и без анализа динамики социальных и этических тенденций.
По мере накопления новых знаний, совершенствования технологии клонирования за рубежом намечаются тенденции к изменению правового поля. В 2001 году в Великобритании новым законом было разрешено в исследовательских целях клонирование человеческих эмбрионов раннего возраста (путем переноса клеточного ядра) с оговоркой о сохранении действующего запрета на репродуктивное клонирование - клонирование индивидуумов.
Принимая во внимание эти обстоятельства, в альтернативе "полный или временный запрет" оптимальным для России решением является введение 5-летнего временного запрета на клонирование человека. Это предложение Минпромнауки России было поддержано Минздравом России, Минсельхозом России, Минюстом России, Межведомственной комиссией по проблемам генно-инженерной деятельности, РАМН, РАН и РАСХН, российским национальным комитетом по биоэтике РАН, Национальным комитетом по биомедицинской этике при Президиуме РАМН.
Проект федерального закона "О временном запрете на клонирование человека" доработан (в соответствии с приказом Минпромнауки России N 49 от 29.09.2000 г.) рабочей группой с учетом замечаний Правового управления Аппарата Правительства Российской Федерации и Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
В ходе уточнения законопроекта были приняты во внимание современные законодательные, социальные тенденции в отношении оценки технологии и ее медико-биологических аспектов и перспектив.
Проект федерального закона, согласующийся с основными положениями Конвенции о правах человека и биомедицине, призван обеспечить правовую основу для защиты прав человека, его достоинства и индивидуальной целостности.
Проект федерального закона "О временном запрете на клонирование человека" включает преамбулу и 5 статей.
Законопроект формирует правовой барьер к созданию человека путем клонирования (Статья 1), тем самым обеспечивая защиту жизни и здоровья каждого индивидуума, генофонда человечества в целом, сохранение института семьи, структуры и морально-этических основ общества. Вместе с тем, этот запрет не распространяется на использование методов клонирования применительно к молекулам нуклеиновых кислот, соматическим клеткам и тканям, предопределяя дальнейший прогресс в фундаментальной и прикладной биомедицине.
Проектом закона предусмотрен запрет на ввоз (Статья 3) на территорию России и вывоз клонированных эмбрионов человека. Эта мера направлена на сохранение этноэкологии общества, на своевременное предотвращение коммерциализации и криминализации применительно к человеку.
Учитывая необходимость контроля за выполнением закона, проект устанавливает ответственность за его нарушение (Статья 4).
Временный запрет на клонирование человека позволит за определенный законом срок (5 лет), достаточный для накопления новых знаний в биомедицине и освоения прогностических методов оценки риска генетических последствий клонирования, принять взвешенное решение о его социальной целесообразности и этической приемлемости.
Закон предотвратит возможность бесконтрольной деятельности по клонированию человека на территории нашей страны, не лишая, вместе с тем, российских ученых доступа к освоению и разработке новейших технологий клонирования, необходимых для целей медицины и ветеринарии.
______________________________
* Хорватия, Кипр, Чешская республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Венгрия, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Швеция, Швейцария, Македония, Турция
** Словакия, Словения, Греция, Испания, Грузия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.