Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"
Внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Закон) связано с необходимостью приведения некоторых норм Закона в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 15 мая 2001 года N 54-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Представляемый проект закона позволит также установить реальный дифференцированный подход к проведению коммунальной реформы.
Четыре года проведения коммунальной реформы показали, что переход на полную оплату жилища и коммунальных услуг не может произойти одновременно во всех субъектах Российской Федерации. Статья 15 утверждает срок окончания реформы - 15 лет с момента принятия Закона. Сроки должны быть установлены в зависимости от экономических, социальных и демографических особенностей субъекта Федерации и муниципальных образований. Расчет соответствующих нормативов при проведении коммунальной реформы должен осуществляться на основании единой методики, утвержденной Правительством Российской Федерации. Необходимо также изменить подход к определению уровня адресной помощи. Это единственный стандарт, который должен устанавливаться на федеральном уровне.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона собственные расходы граждан, имеющих совокупный доход семьи на одного человека, не превышающий установленный прожиточный минимум, на оплату жилища и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилища и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать половину установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Это означает, что граждане, имеющие доход на уровне прожиточного минимума, к примеру равного 2000 рублей, должны платить за жилище и коммунальные услуги 50 рублей, то есть 2,5 процента от семейного дохода (при федеральном стандарте, установленном Правительством Российской Федерации на 2001 год в размере 22 процентов). В то же время утверждение федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилища и коммунальных услуг (компенсационного стандарта) в размере 22 процентов Правительством Российской Федерации с последующим увеличением до 25 процентов в 2003 году означает проведение реформы за счет малоимущих граждан и приведет к росту неплатежей граждан и социальной напряженности.
Из анализа структуры семейных бюджетов населения США следует, что 25-30 процентов расходов граждан США идет на оплату жилища и коммунальных услуг. Они включают в себя платежи по страхованию домашнего имущества, налоговый платеж, выплаты по "ипотеке" и другие, которые составляют 40-50 процентов от всего платежа собственника жилища. Что же касается нанимателя, то он арендует, как правило, жилое помещение с мебелью и бытовой техникой, что увеличивает платеж вдвое. Если 25-30 процентов разделить пополам, мы получим 12,5-15 процентов, то есть цифры, близкие к предложенному в проекте компенсационному стандарту (15 процентов).
Установление доли расходов на оплату жилища и коммунальных услуг в Российской Федерации на уровне 25 процентов приведет к сокращению расходов малоимущих граждан на питание, поскольку в этих семьях практически весь бюджет расходуется на эти цели.
В настоящее время в Российской Федерации одновременно существуют две системы помощи гражданам при оплате жилища и коммунальных услуг - система льгот, предоставляемых независимо от дохода семьи, и система адресной помощи, предоставляемой в зависимости от дохода семьи. Система массовых льгот приводит к снижению эффективности адресной помощи. В связи с ограниченными возможностями бюджетов всех уровней для оказания социальной помощи малоимущим, необходимо предусмотреть помощь в оплате коммунальных услуг наиболее нуждающимся гражданам. Достичь этого можно путем создания эффективной системы адресной помощи и упорядочения системы льгот, финансирование которой поглощает в 5 раз больше средств, чем адресная помощь.
Таким образом, принятие федерального стандарта адресной помощи малоимущим гражданам в размере 15 процентов и упорядочение системы льгот относительно граждан, не нуждающихся в них, приведет к сокращению неплатежей и не явится дополнительной нагрузкой на бюджет.
Статья 1 Закона содержит определение понятия договора найма. Статья 15 Закона регулирует порядок оплаты жилища и коммунальных услуг по договору найма. Однако условия оплаты жилища и коммунальных услуг по договору социального и коммерческого найма различны. В связи с изложенным предлагается ввести понятия договора социального найма и договора найма (коммерческого найма) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно названию статьи 15 Закона нормы, указанные в ней, распространяются на граждан, занимающих жилое помещение по договору найма, однако граждане, занимающие жилое помещение по договору коммерческого найма, уже сейчас оплачивают занимаемое жилое помещение в размере фактической стоимости предоставляемых коммунальных услуг, при этом право на получение компенсаций или льгот по оплате жилища на них не распространяется.
Таким образом, статья 15 Закона распространяется на граждан, занимающих жилое помещение по договору социального найма. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в Закон.
Физические лица имеют право на предоставление жилого помещения по договору найма (коммерческого найма). В связи с вышеизложенным предлагается дополнить Закон статьями, регламентирующими оплату жилища и коммунальных услуг по договору найма (коммерческого найма).
Статья 11 Закона содержит порядок определения социальной нормы площади жилища, которая приравнена к минимальной норме площади. Однако при предоставлении жилых помещений и субсидий на их приобретение, а также при расчете компенсаций и льгот при оплате жилых помещений и коммунальных услуг норма площади жилища не всегда совпадает с социальной нормой.
Норма площади может дифференцироваться в зависимости от наличия у граждан права на дополнительную площадь и других обстоятельств.
При предоставлении жилых помещений гражданам, по их желанию, может быть предоставлено жилое помещение менее нормы предоставления (социальной нормы), но не менее минимальной нормы площади жилища на каждого члена семьи.
В связи с вышеизложенным предлагается ввести порядок определения социальной и минимальной нормы площади жилища.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации жилые помещения по договору аренды предоставляются юридическим лицам, что также требует внесения изменений и дополнений в Закон.
Перечень законодательных и нормативных правовых актов Российской
Федерации, отмены, изменения, дополнения которых потребует принятие
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"
Законопроект предполагает:
1. Внесение изменений и дополнений в раздел V Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации".
2. Внесение изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года N 965 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000-2001 годы".
3. Внесение изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".
4. Внесение изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 года.
Справка о состоянии законодательства Российской Федерации, касающегося
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"
В настоящее время в Российской Федерации данный вопрос регулируется:
1. Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики".
2. Разделом V Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", с момента вступления в силу настоящего Указа.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года N 965 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000-2001 годы".
4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".
Предложения по разработке нормативных правовых актов, принятия которых
потребует принятие проекта федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной
жилищной политики"
1. В связи с тем, что переход на новую систему оплаты жилища и коммунальных услуг при проведении коммунальной реформы будет производиться дифференцированно для каждого субъекта Российской Федерации, потребуется разработка федеральной методики определения нормативов перехода на новую систему оплаты жилища и коммунальных услуг.
2. Утверждение федерального стандарта адресной помощи малоимущим гражданам в размере 15 процентов от совокупного дохода семьи потребует принятия соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.
Справка о финансово-экономическом обосновании принятия проекта
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"
Предлагаемые изменения законодательства затрагивают экономические отношения и потребуют перераспределения бюджетных средств при принятии бюджета на следующий финансовый год.
Дополнительные расходы, связанные с утверждением федерального стандарта адресной помощи малоимущим гражданам в размере 15 процентов, будут компенсированы отменой норм, введенных частью 2 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики".
Упорядочение системы льгот может стать дополнительным источником доходов бюджета на следующий финансовый год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.