Проект федерального закона N 99037902-2
"Об Уполномоченном Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
справку о состоянии законодательства
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 5)
Глава 2. Порядок избрания и отзыва Уполномоченного по (ст.ст. 6 -11)
правам народов
Глава 3. Функции и правомочия Уполномоченного по правам (ст.ст. 12-21)
народов
Глава 4. Секретариат Уполномоченного по правам народов (ст.ст. 22-25)
Глава 5. Заключительные положения (ст. 26)
Настоящий Федеральный закон исходит из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов Российской Федерации, их равенства перед законом на социально-экономическое и национально-культурное развитие, недопустимости дискриминации по национальному признаку, укрепления дружбы и сотрудничества между ними, в целях обеспечения целостности и единства Российской Федерации.
Глава 1. Общие положения
Статья 1
Должность Уполномоченного Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации (далее - Уполномоченный по правам народов) учреждается для осуществления парламентского контроля за государственной защитой прав народов Российской Федерации на социально-экономическое и национально-культурное развитие независимо от их численности и наличия национально-государственных или национально-территориальных образований.
Статья 2
Деятельность Уполномоченного по правам народов осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации о защите прав народов.
Статья 3
Деятельность Уполномоченного по правам народов дополняет существующую систему государственной защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, их коллективных прав, не отменяет деятельности иных государственных органов, обеспечивающих защиту указанных прав и свобод и не влечет ограничения их компетенции.
Статья 4
Введение на территории Российской Федерации режимов чрезвычайного или военного положения не приостанавливает деятельность Уполномоченного по правам народов и не влечет ограничения его компетенции.
Статья 5
Представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации могут учреждать должность Уполномоченного по правам народов в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Глава 2. Порядок избрания и отзыва Уполномоченного по правам народов
Статья 6
Уполномоченный по правам народов избирается Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), имеющих теоретические познания и практический опыт в области регулирования межнациональных отношений и обладающих безупречной репутацией.
Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам народов вносятся депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе не позднее месяца со дня начала работы Государственной Думы очередного созыва, или не позднее месяца со дня прекращения полномочий предыдущего Уполномоченного.
Статья 7
Решение о порядке голосования по кандидатуре Уполномоченного по правам народов принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья 8
Решение Государственной Думы об избрании на должность или об освобождении от должности Уполномоченного по правам народов считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации либо если в течение месяца оно не было рассмотрено Советом Федерации. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры Уполномоченного палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего кандидатура Уполномоченного по правам народов подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации кандидатура Уполномоченного по правам народов считается избранной, если при повторном голосовании за нее проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья 9
Уполномоченный по правам народов избирается на срок действия Государственной Думы очередного созыва.
В случае досрочного роспуска Государственной Думы Уполномоченный по правам народов сохраняет свои полномочия до избрания на эту должность другого кандидата Государственной Думой нового созыва.
Депутат Государственной Думы, избранный на должность Уполномоченного по правам народов, сохраняет свой статус депутата Государственной Думы.
Один и тот же депутат Государственной Думы не может быть избран Уполномоченным по правам народов более чем на два срока подряд.
Решение об избрании Уполномоченного по правам народов оформляется постановлением Государственной Думы и подлежит опубликованию в "Парламентской газете".
Статья 10
Вступая в должность, Уполномоченный по правам народов приносит присягу:
"Посвящая себя служению многонациональному народу Российской Федерации, клянусь:
честно и беспристрастно исполнять обязанности Уполномоченного Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации;
защищать права народов Российской Федерации на социально-экономическое и национально-культурное развитие;
руководствоваться в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации о защите прав народов."
Присяга приносится на заседании Государственной Думы.
Уполномоченный по правам народов считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
Статья 11
Полномочия Уполномоченного по правам народов прекращаются с момента принятия решения Государственной Думой об избрании на эту должность нового кандидата.
Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного по правам народов производится в случае подачи письменного заявления о сложении с себя полномочий Уполномоченного, а также в случаях, предусмотренных статьей 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного по правам народов предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца со дня прекращения полномочий предыдущего Уполномоченного.
Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного по правам народов оформляется постановлением Государственной Думы и подлежит опубликованию в "Парламентской газете".
Глава 3. Функции и правомочия Уполномоченного по правам народов
Статья 12
Функциями Уполномоченного по правам народов являются:
а) парламентский контроль за защитой прав народов;
б) мониторинг за состоянием защиты прав народов;
в) рассмотрение обращений национально-культурных автономий, иных национальных общественных объединений, их уполномоченных представителей по вопросам защиты прав народов;
г) представление Государственной Думе и Совету Федерации информации и предложений по вопросам защиты прав народов;
д) дача заключений на проекты законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по вопросам защиты прав народов с точки зрения соответствия их Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, законодательству Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, а также состоянию межнациональных отношений;
е) взаимодействие с Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, национально-культурными и иными национальными общественными объединениями по вопросам защиты прав народов;
ж) сотрудничество с зарубежными правительственными и неправительственными учреждениями и организациями по вопросам защиты прав народов;
з) сотрудничество с правительственными и неправительственными учреждениями и организациями государств - бывших республик СССР по вопросам защиты прав соотечественников;
и) сотрудничество с международными правительственными и неправительственными учреждениями и организациями в вопросах защиты прав народов;
к) содействие распространению знаний о правах народов в средствах массовой информации, в учебных образовательных программах, проведению научных исследований в целях формирования общественного сознания в духе укрепления межнационального мира и согласия в стране, предотвращения межэтнических конфликтов.
Статья 13
Уполномоченный по правам народов по вопросам, связанным с его деятельностью, вправе:
а) обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, должностным лицам указанных органов, объединений и организаций в целях получения необходимых документов, материалов и иных сведений по вопросам защиты прав народов;
б) поручать государственным организациям проведение экспертных исследований по вопросам защиты прав народов;
в) направлять государственным органам, органам местного самоуправления, общественным объединениям и организациям, должностным лицам указанных органов, объединений и организаций предложения по вопросам защиты прав народов;
г) обращаться в российские и международные судебные органы с исками о защите чести и достоинства народов;
д) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации и законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам защиты прав народов;
е) выступать с сообщениями на заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации по вопросам защиты прав народов.
Статья 14
В целях защиты прав народов Уполномоченный по правам народов:
а) взаимодействует с депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации при осуществлении их деятельности по защите прав народов в субъектах Российской Федерации и избирательных округах;
б) содействует единообразному соблюдению и реализации прав народов;
в) беспрепятственно посещает государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации (с правом присутствия на заседаниях их коллегиальных органов), предприятия и организации (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), воинские части.
Статья 15
Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, должностные лица указанных органов, объединений и организаций обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть обращение Уполномоченного по вопросам соблюдения прав народов и о результатах рассмотрения сообщить ему в письменной форме с предоставлением необходимых документов, материалов и иных сведений.
Указанный срок рассмотрения обращения Уполномоченного по правам народов может быть продлен в случае необходимости получения дополнительных материалов и при обязательном письменном уведомлении Уполномоченного.
Если в обращении содержится требование о проведении проверок и экспертных исследований, то государственные организации обязаны провести такие проверки и экспертные исследования с привлечением необходимых специалистов.
Исполнение обращений Уполномоченного по правам народов осуществляется безвозмездно.
Статья 16
Неисполнение государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, должностными лицами указанных органов, объединений и организаций обращений Уполномоченного по правам народов, а равно воспрепятствование его деятельности либо вмешательство в его деятельность с целью повлиять на решение Уполномоченного по правам народов, влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 17
По результатам рассмотрения полученных от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, должностных лиц указанных органов, объединений и организаций документов, материалов и иных сведений по вопросам защиты прав народов, а также по итогам международного сотрудничества Уполномоченный по правам народов вправе:
а) вносить в Государственную Думу и Совет Федерации предложения о создании парламентских комиссий по расследованию случаев нарушения прав народов, проведении парламентских слушаний по проблемам защиты прав народов, заслушивании на заседаниях палат должностных лиц государственных органов, общественных объединений и организаций по вопросам защиты прав народов;
б) участвовать в подготовке докладов, представляемых в международные организации о защите прав коренных малочисленных народов, национальных меньшинств и малочисленных этнических общностей Российской Федерации;
в) обращаться в государственные органы с ходатайствами о привлечении к ответственности должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, за действия (бездействие) нарушающие права народов, либо за отказ или задержку предоставления документов, материалов и иных сведений по вопросам, содержащихся в обращениях Уполномоченного по правам народов, а равно препятствование деятельности Уполномоченного по правам народов.
Статья 18
Деятельность Уполномоченного по правам народов осуществляется гласно с освещением в средствах массовой информации.
Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, органы местного самоуправления, государственные организации и предприятия обязаны публиковать сведения о деятельности Уполномоченного по правам народов.
Статья 19
По окончании календарного года Уполномоченный по правам народов представляет Федеральному Собранию доклад о положении с защитой прав народов в Российской Федерации.
По отдельным вопросам защиты прав народов Уполномоченный по правам народов представляет Федеральному Собранию специальные доклады.
Статья 20
Ежегодные и специальные доклады Уполномоченного по правам народов публикуются в "Парламентской газете".
Статья 21
При Уполномоченном по правам народов в целях оказания ему консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимой подготовкой в данной области.
Глава 4. Секретариат Уполномоченного по правам народов
Статья 22
Организационное, документационное, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного по правам народов осуществляет секретариат, являющийся самостоятельным структурным подразделением Аппарата Государственной Думы.
Уполномоченный по правам народов использует бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Финансирование деятельности Уполномоченного по правам народов и его секретариата осуществляется из средств, выделяемых на содержание Государственной Думы.
В статье федерального бюджета о финансировании Государственной Думы отдельным разделом предусматриваются средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного по правам народов и его секретариата.
Смета расходов Уполномоченного по правам народов не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.
Уполномоченный по правам народов самостоятельно разрабатывает и исполняет смету своих расходов.
Статья 23
Имущество, необходимое Уполномоченному по правам народов и его секретариату для осуществления их деятельности, находится в оперативном управлении Аппарата Государственной Думы.
Статья 24
Уполномоченный по правам народов самостоятельно утверждает структуру секретариата, положение о нем и непосредственно руководит его работой.
В пределах сметы расходов Уполномоченный по правам народов устанавливает численность и штатное расписание секретариата.
Статья 25
Права, обязанности и ответственность работников секретариата Уполномоченного по правам народов устанавливаются законодательством Российской Федерации о государственной службе.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 26
Местом постоянного нахождения Уполномоченного по правам народов является город Москва, здание Государственной Думы.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.